Как-то я смотрел ролик на канале YouTube с историей отпадения от веры, или, как пишут на атеистических сайтах, «деконверсии». Человек принадлежал к общине, и важной частью веры которой была уверенность в том, что Бог постоянно творит чудеса - причем именно так, как от Него ожидается в данной традиции. Со временем человек стал замечать, что члены его общины болеют и умирают, как и все остальные, а люди, страдающие хроническими болезнями, продолжают страдать - несмотря на молитвы духовных лидеров, которые считались признанными чудотворцами. Он был глубоко обескуражен и утратил веру, посещая служения как тайный атеист, и при этом другие члены общины передавали ему «слова от Господа» из которых следовало, что Бог доволен его духовным состоянием. «Похоже, Бог, от имени которого они «пророчествовали», был не в курсе моих дел» - с горькой иронией замечает он. Другой человек принадлежал к общине, которая делала упор на определенном взгляде на безошибочность Писания. Когда он стал изучать Писание и обнаружил, что этот взгляд неверен, он утратил веру в Бога вообще.
Что общего в этих трагических случаях? Люди убедились, что какие-то их религиозные взгляды ошибочны, ошибочно и богословие общин, к которым они принадлежали. Что из этого следует? Что Бога нет? Каким образом? Разве Бог обязан соответствовать нашим представлениям? Что Евангелие ошибочно? Но какие-то очень специфические взгляды той или иной общины — это еще не Евангелие. Многие христиане — большинство христиан, на самом деле — их не придерживаются, и это никак не мешает им верить во Христа.
Миллионы христиан страдают от тяжелых хронических болезней, и не получают исцеления по молитве. Мы знаем из Писания, что святой Апостол Павел тяжело болел и не был исцелен, потому что, как сказал ему Христос, «сила Моя совершается в немощи», и многие благочестивые люди, как и он, болеют - и пребывают в вере и терпении. Христиане имеют довольно разные взгляды на то, что именно означает безошибочность Писания - и остаются в Церкви.
Иногда нужно посмотреть более широко, и увидеть, что мои частные убеждения - или убеждения моей общины - могут оказаться ложными, а вот Евангелие - истинным. Я (как и согласные со мной) могу ошибаться в своем понимании Откровения, иметь какие-то ложные представления и ожидания - и их ложность иногда может открываться самым болезненным образом.
И тут важно заметить, что это - мои ошибки, а не ошибки Бога, и что множество людей верит во Христа, не разделяя этих моих представлений. А значит, ложность этих представлений - совсем не причина для отпадения.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 121 зач., XVI, 17-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто от христиан можно услышать, что всё в мире идёт по Божьей воле и мы должны просто принимать её со смирением. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Человек — существо, мятущееся между двух противоположностей. С одной стороны, мы хотим поступать самостоятельно, принимать свои собственные решения, быть свободными. С другой, довольно часто и, вероятно, даже неосознанно, мы оправдываемся и, разводя руки, говорим: так сложилось, это просто объективная реальность. Конечно, бывают ситуации, в которых от нас ничего не зависит, но зачастую и особенно в ситуации человеческого общения очень важным оказывается не только то, что с нами происходит, но и то, чего мы хотим, какую цель мы ставим выше других, чему готовы подчинить всё остальное. Помню, как в школе я поссорился с одноклассником. Но когда наш общий друг оказался в беде, ссора была тут же забыта, потому что помощь ближнему оказалась для нас выше причины конфликта. Мы не стали разводить руками и говорить: извини, мы поссорились и здесь уже ничем не поможешь. Так произошло, что человеческие эмоции взяли верх, но внутренне стремление к миру у нас было... Внешние обстоятельства лишь подтолкнули к тому, чего на самом деле желало сердце и чему противилась гордость.
В сегодняшнем чтении, представляющем из себя последние строки послания к Римлянам, апостол Павел предостерегает учеников от тех, кто производит разделения. Во время своей проповеди Спаситель многократно в разных словах и выражениях призывал учеников к единству. Причём, не просто какому-то поверхностному, основанному на эмоциях, но единству духовному, почему в качестве примера Он указывал не на какую-нибудь земную общность, но говорил о Своём единстве с Отцом Небесным. И, конечно, это значит, что разделения и конфликты, о которых предупреждает апостол Павел, — не просто одна из возможных проблем, но центральная проблема для учеников, потому что она противоречит учению Христа в самой его сути. Спаситель призывал апостолов к любви, и они проповедовали Его учение по всей вселенной. Однако нашлись люди, которые так же приходили в общины, как ученики Христовы, но вносили в них дух противоречия и раздора. Апостол подчёркивает, что таковые не служат Господу, но напротив обольщают учеников.
Но тут у нас может возникнуть вопрос: что делать, если разделение неизбежно? Например, если речь идёт о ереси или смертных грехах, веди и сам апостол считал невозможным с ними мириться. Из жизни самого апостола видно, что бывают ситуации, в которых верность Христу предполагает разделение с людьми. Например, с людьми, искажающими веру и нравственную жизнь. Но важным оказывается не только и даже не столько это. Да, есть люди, поведение которых противоречит воле Божией. Да, иногда мы не можем находиться с ними в мирном общении. Но самое важное — это наше собственное желание добра. Обстоятельства могут быть разными, но мы не можем, ссылаясь на них, говорить, что в разделении есть благая воля Творца, не можем радоваться вражде. Наоборот, несмотря ни на какие обстоятельства, желанием нашего сердца всегда должно быть единство в мире и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Российский флот после Русско-Японской войны». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о возрождении российского флота между Русско-Японской и Первой Мировой войнами и об удивительных людях, возрождавших и развивавших флот в этот сложный период.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь иконописца». Александр Чашкин

Гостем программы «Вечер воскресенья» был художник-иконописец Александр Чашкин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о приходе к иконописи после встречи с архимандритом Зиноном, а также о том, почему церковное искусство стало значимой частью его жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья