Жил-был один редактор. Точнее, одна, потому что речь о женщине. Редактор с утра до вечера читала чужие тексты, что-то исправляла, что-то переделывала. И вот, в один прекрасный день она вдруг задумалась: а где же среди всего этого – ее индивидуальность, где - она сама? Ответом на вопрос стала попытка создать собственное произведение. Попытка оказалась удачной - и на свет появилась писательница Наталия Соколовская, у которой недавно вышла очередная книга под названием «Рисовать Бога».
Хочу сразу признаться: прочитав книгу от корки до корки, я, увы, так и не смогла уловить связи между ее названием и ее с содержанием. Но это, пожалуй, единственный минус. Потому что пишет Соколовская о вещах, к которым вряд ли кто-то сможет остаться равнодушным.
Сюжет повествования многослоен, причем, каждый новый слой открывается не сразу, а постепенно, один за другим, что создает дополнительную интригу. Поначалу, кажется, что мы читаем роман о жизни пожилой, но современной супружеской пары. Характеры, обстановка, детали – всё, вроде бы, говорит об этом. Но страница-другая – и вот, мы уже погружаемся в чтение дневника некоего поэта, бродим вместе с ним по парижским улочкам, заглядываем в маленькие шумные кафе… Читая Соколовскую, нужно быть готовым не только к неожиданной «смене декораций», но и к тому, что все здесь будет взаимосвязано. Поэт окажется жившим в 20-е годы родственником пожилой пары. Более того, его существование и судьба повлечет за собой цепочку обстоятельств, которые раз и навсегда изменят для этих стариков привычный ход вещей. И не просто изменит, а заставит вылезти из своей скорлупы, с годами ставшей настолько толстой, что они уже перестали ощущать и друг друга, и самих себя.
«Рисовать Бога» - это роман и о прошлом. О страшном прошлом, которое, тем не менее, не стоит забывать и сбрасывать со счетов. О том времени, когда ночной стук в дверь становился финалом чьей-то привычной жизни, и тысячи ни в чем не повинных людей по всей стране ежедневно приговаривались к высшей мере наказания. По доносу или просто потому, что кое-кому чем-то «не понравились»…
А еще в книге Наталии Соколовской «Рисовать Бога» живут не только персонажи, но и города. В первую очередь, это, конечно, Петербург, или советский Ленинград. Его улицы, дома, дворы - тоже действующие лица, играющие свою, далеко не последнюю роль.
Оживает в книге и само время. Более того, оно, пожалуй, и есть – главный герой романа. Время учит, что нельзя закрывать глаза на прошлое, потому что от этого зависит будущее и настоящее. А самое главное – нельзя пытаться поставить «на паузу» собственную жизнь, - потому что время не ждет.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер