
Жил-был один редактор. Точнее, одна, потому что речь о женщине. Редактор с утра до вечера читала чужие тексты, что-то исправляла, что-то переделывала. И вот, в один прекрасный день она вдруг задумалась: а где же среди всего этого – ее индивидуальность, где - она сама? Ответом на вопрос стала попытка создать собственное произведение. Попытка оказалась удачной - и на свет появилась писательница Наталия Соколовская, у которой недавно вышла очередная книга под названием «Рисовать Бога».
Хочу сразу признаться: прочитав книгу от корки до корки, я, увы, так и не смогла уловить связи между ее названием и ее с содержанием. Но это, пожалуй, единственный минус. Потому что пишет Соколовская о вещах, к которым вряд ли кто-то сможет остаться равнодушным.
Сюжет повествования многослоен, причем, каждый новый слой открывается не сразу, а постепенно, один за другим, что создает дополнительную интригу. Поначалу, кажется, что мы читаем роман о жизни пожилой, но современной супружеской пары. Характеры, обстановка, детали – всё, вроде бы, говорит об этом. Но страница-другая – и вот, мы уже погружаемся в чтение дневника некоего поэта, бродим вместе с ним по парижским улочкам, заглядываем в маленькие шумные кафе… Читая Соколовскую, нужно быть готовым не только к неожиданной «смене декораций», но и к тому, что все здесь будет взаимосвязано. Поэт окажется жившим в 20-е годы родственником пожилой пары. Более того, его существование и судьба повлечет за собой цепочку обстоятельств, которые раз и навсегда изменят для этих стариков привычный ход вещей. И не просто изменит, а заставит вылезти из своей скорлупы, с годами ставшей настолько толстой, что они уже перестали ощущать и друг друга, и самих себя.
«Рисовать Бога» - это роман и о прошлом. О страшном прошлом, которое, тем не менее, не стоит забывать и сбрасывать со счетов. О том времени, когда ночной стук в дверь становился финалом чьей-то привычной жизни, и тысячи ни в чем не повинных людей по всей стране ежедневно приговаривались к высшей мере наказания. По доносу или просто потому, что кое-кому чем-то «не понравились»…
А еще в книге Наталии Соколовской «Рисовать Бога» живут не только персонажи, но и города. В первую очередь, это, конечно, Петербург, или советский Ленинград. Его улицы, дома, дворы - тоже действующие лица, играющие свою, далеко не последнюю роль.
Оживает в книге и само время. Более того, оно, пожалуй, и есть – главный герой романа. Время учит, что нельзя закрывать глаза на прошлое, потому что от этого зависит будущее и настоящее. А самое главное – нельзя пытаться поставить «на паузу» собственную жизнь, - потому что время не ждет.