У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о том, как в книге Деяний апостолов описано зарождение и становление христианской Церкви.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов.
Ведущая: Алла Митрофанова
Алла Митрофанова
— «Светлый вечер на Радио ВЕРА. Дорогие друзья, Христос Воскресе!
Священник Антоний Лакирев
— Воистину Воскресе!
Алла Митрофанова
— Священник Антоний Лакирев, клирик Тихвинского храма города Троицка. Я Алла Митрофанова. Наш ближайший час будет посвящен разговору о книге Деяний святых апостолов. Это продолжение нашего цикла, первая программа вышла в эфир вчера, ее можно найти на сайте radiovera.ru. Вчерашний разговор был посвящен контексту эпохи, социальному, культурному, историческому, религиозному. С самых разных сторон мы постарались посмотреть, благодаря отцу Антонию, на происходящее в эти 30 лет по Рождестве Христовом, когда возникает наша Церковь. А сегодня подробно будем говорить о рождении Церкви. О том, что это за феномен, и о том, как она умножалась, и как апостолы свое потрясение от факта Воскресения Христова сообщали окружающим людям, и как люди это слышали. Слышали впервые, а, может быть, и не впервые, но впервые так, что это становилось для них моментом переворота всей их жизни. Отец Антоний, прежде чем об этом, обо всем поговорить, давайте разберемся. В самой первой главе Деяний святых апостолов апостол Лука пишет, что было на апостолов Сошествие Святого Духа. Это то событие, которое мы вспоминаем, проживаем в празднике Пятидесятницы или Троицы. Пятидесятый день по Воскресении Христовом, что это такое? И что за языки пламени почили на главах апостолов? И что за дары Святого Духа они получили? С чего всё началось, короче?
Священник Антоний Лакирев
— Началось всё с Воскресения Господа Иисуса Христа и с того, что на протяжении сорока дней, являясь апостолам, Он говорил им о том, что так надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою и открыл им ум к пониманию Писаний. Невозможно просто забыть этот сорокадневный период от Пасхи до Вознесения. Время, когда апостолам, уже имевшим вполне определенные представления о Священном Писании, о том, что Бог говорит через пророков, через Закон, через литературу мудрых, Господь Иисус Воскресший дает возможность увидеть в этом то, что действительно говорит о Нем, о Христе. Я, честно сказать, дерзнул бы утверждать, что без этого минимального опыта знакомства со словом Бога, со Священным Писанием и с Иисусом, с тем, чему Он учил, очень сложно войти в это Царство Святого Духа. Это не так, чтобы что-то неведомое аки привидение принеслось и что-то необыкновенное произошло. Так тоже бывает, но редко. А в большинстве случаев это требует для тебя некоторого труда и возрастания в понимании Бога. Это важно. Дальше они собираются вместе, они молятся вместе. Я бы сказал, не просто молятся вместе, а собираются вокруг Пресвятой Богородицы, вокруг Марии, Матери Иисуса. Это может быть тоже, если хотите, одна из необходимых для нас вещей, чтобы услышать Духа Святого, научиться ему повиноваться, потому что, а где мы еще увидим такой образец, такой пример повиновения Духу Святому, кроме как Пресвятую Богородицу? И наконец, во второй главе они дождались того, что Господь им обещал, говоря: вы оставайтесь в Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше. Бог же — всё новое, там всё постоянно развивается. Жизнь в Царстве Божием, жизнь в Духе Святом очень динамичная, поэтому всё новое. Вот они жили, думали, мечтали о приходе Помазанника, пришел Иисус, они Ему поверили, они за Ним ходили, они у Него учились. Они прошли через этот жуткий момент Его гибели и Его Воскресения и научения. И начинается еще один, новый для апостолов этап, когда Он наставит вас на всякую истину, как Сам Христос говорит им в Евангелии от Иоанна на последней вечере: Я умолю отца и Он даст вам Нового Утешителя, того, Кто будет ходатаем, буквально посредником, между вами и Богом. Рождается — как опять-таки Христос им обещал, Сам Отец любит вас, я уже не говорю, что Я буду молить о вас, Сам отец услышит вас — вот это начинается, в них рождается какое-то новое небывалое, наверное, отношение с Богом, когда голос Божий действует в них. Наверное, в каждом по-разному. Наверное, если собрать эти 120 человек и каждого из них или 12 допросить, как ты это почувствовал, каждый расскажет что-то свое. Важно, что это удивительное переживание Божьего присутствия или Неба отверстого или, как опять-таки Господь Иисус им обещает, переживание того, что Небеса не глухие, того, что это действительно правда, это действительно реальность. Как Павел потом скажет: уже не я живу, но живет во мне Христос. Нельзя сказать, чтобы это было более ясное выражение, чем про огненные языки и Сошествие Духа. Но вот он это так переживает. Мне кажется важным сегодня для нас не столько примерить на себя и рационализировать соответственно то, что происходит с апостолами, сколько попытаться задуматься и спросить у Бога, в чем будет выражаться такое призвание Духа и действие Духа в моей жизни, в обычно человеческой жизни, в той, которая есть у нас сегодня. Возвращаясь к разговору о Деяниях вообще, в истории христиан сплошь и рядом, век за веком мы наблюдаем попытки реконструировать в сегодняшней реальности то, как мы видим жизнь христиан в Деяниях. Причем, не то, какой она была.
Алла Митрофанова
— Какую мы хотим?
Священник Антоний Лакирев
— Какую мы хотим, да. Реставрировать на некоторый вымышленный образ. А самое, может быть, важное, что можно сказать о Церкви в Деяниях, это то, что она ищет путь.
Алла Митрофанова
— Отец Антоний, рождение Церкви — это момент, когда Дух Святой сходит на апостолов. Событие из ряда вон выходящее, ничего подобного в истории не было. Открывался Господь пророкам, открывался праотцам, Аврааму. Авраам ходил перед Богом, и это вменилось ему в праведность. Но ничего подобного, чтобы каким-то очевидным образом люди обрели через Святого Духа такие сверхспособности, не было. Сверхспособности — в первую очередь, как говорят, они заговорили на иностранных языках. Мы понимаем, что для Господа это вообще не сложная задача, дать такие дары людям. А вот то, что совершенно поразительно, они, будучи простецами, и в Евангелии мы постоянно это видим, слушают, что им говорит Господь, и не понимают. Мы можем возмущаться, Иаков и Иоанн подошли к Господу и давай делить престол Божий, я по правую руку сяду, ты по левую, как будто какие-то портфели или мандаты делят, прости Господи. И вот они после того, как на них сходит Святой Дух становятся такими проповедниками, ладно проповедниками — свидетелями Воскресения Христова, что от одного их слова в людях переворачивается всё. Они мир переворачивают, эти 12 человек, сначала 11, потом 12, переворачивают мир. Это событие кажется совершенно невероятным. Но что мы видим дальше в книге Деяний апостолов? А дальше мы видим, что Сошествие Святого Духа становится чуть ли не, прошу прощения, я сейчас очень коряво скажу, рядовым событием. Петр, по-моему, приходит в какую-то общину, где, он знает, что есть ученики, они тоже стараются жить по заповедям Христовым, он знает, что они приняли крещение, приходит и говорит: ну что, Святой Дух сходил на вас? Они: нет. — Как не сходил? Вы каким крещением крестились? Они: крещением Иоанновым. — Понятно, вас надо крещением Христовым крестить, ну-ка давайте. И он возлагает на них руки, и на них сходит Святой Дух. Отец Антоний, это как вообще? Что это за регламентация чуда такая? Или я что-то не так понимаю?
Священник Антоний Лакирев
— Мне кажется, что здесь как раз не столько регламентация чуда, сколько действие Духа Святого, Который происходит в очень большой простоте, когда приходит в сердца людей, к личности прикасается Дух Божий, и они достигают полноты того замысла, который у Бога о них есть. Они становятся способными слышать Бога. Они становятся способными радоваться. Они становятся способными плакать с плачущими, радоваться с радующимися, как говорит Павел, и видеть тот смысл, ту полноту, правду жизни — как хотите, скажите — которую веками и тысячелетиями люди искали, о которой мечтали, и без которой задыхались. А им открыта, потому что они поверили в Воскресение Распятого Иисуса. Другого пути нет, невозможно обрести Святого Духа, не поверив в Воскресение Распятого Иисуса и соответственно во всё, что Он говорил и делал. Не то чтобы апостолы как-то формализовали, пришли, помолились, проверим, дарован ли им Дух Святой. Просто приходят в полноте и эти люди заражаются. Есть такого рода эффекты чисто психологические, так устроены наши мозги, когда мы отчасти перенимаем состояние личностное, большей частью эмоциональное, а без веры и без осознания этого с Духом, наверное, это невозможно, это не физиологический механизм, но все-таки чем-то подобный. Вот заражаются они тем, что приносит Петр. Это знак, скорее, для самих апостолов очень важный. Мы говорили с вами чуть-чуть, может быть, одним словом о том, что в истории, в Деяниях описанной, происходит очень трудный для всех участников событий конфликт между теми, кто считает, что Спаситель пришел к Иудеям и точка. Если уж ты хочешь стать Его учеником, сначала стань иудеем. А другие думают по-другому, как те, кого мы называем универсалистами или, условно скажем, сторонниками Павла. Для них в первую очередь знаком становится то, что, оказывается, любые люди, в том числе и язычники, в состоянии Духом наполниться.
Алла Митрофанова
— Священник Антоний Лакирев, клирик Тихвинского храма города Троицка, проводит с нами этот «Светлый вечер». Отец Антоний, объясните мне такой феномен, пожалуйста. Проповедь Господа Иисуса Христа мы видим в Евангелии. Вот пришли «пять тысяч человек, не считая женщин и детей», это я сейчас цитирую, слушать проповедь Господа на горе — Нагорная проповедь. Потом эти люди разошлись. Их еще накормили благополучно апостолы, Господь умножил хлебы, умножил рыб, всем досталось, никто не ушел голодным. Эти люди все куда-то делись. Потом в другом месте Он проповедует, тоже очень людно, настолько, что Ему приходится в лодке отплывать по водам Галилейского озера. Вот Он идет по водам, здесь Он исцеляет, здесь Он воскрешает, здесь Он восстанавливает людям ту полноту, которой у них нет. И что на выходе? На выходе Господа распяли, все разбежались. Остались, понятно, апостолы, страха ради иудейского молятся тихонько в доме. Жены-мироносицы, которым настолько больно, что они от подножия Креста не уходят никуда, они здесь и умереть тоже готовы, если Господь прям сейчас заберет. Но вот эти все остальные люди где? Казалось бы, с ними три года пребывает Господь, они же не могут этого не чувствовать? И другая картина — апостолы, их проповедь. Приходит, допустим, тот же Петр или Петр и Иоанн или Иоанн в какое-то селение, и вот слушают их пять тысяч человек, и пять тысяч человек все принимают новую веру. Коэффициент полезного действия, простите меня десять раз за такую формулировку, оказывается на порядок выше. Я не понимаю, как, почему? При всем уважении к апостолам, но тут Господь проповедует, и люди рассеиваются, а вот тут проповедуют ученики, и община начинает умножаться. Это же тоже про феномен рождения Церкви? Что это, отец Антоний?
Священник Антоний Лакирев
— Мне кажется, что логика событий не совсем такая, как вы говорите. Если ее рассмотреть на большом протяжении в очень тяжелой и мучительной, страшной жизни этого народа избранного под властью язычников от вавилонян, персы, македонцы, птолемеи, Антиох, римляне — вот это всё и еще до кучи Ирод в новоримский период.
Алла Митрофанова
— Съеденный червями.
Священник Антоний Лакирев
— Нет, другой. Я имею в виду того, который младенцев приказал вырезать.
Алла Митрофанова
— Да, да. Более ранний.
Священник Антоний Лакирев
— И в этом ужасе они год за годом, поколение за поколением ждут, когда придет Помазанник. Старики, умирая, говорят внукам на смертном одре: я не дождался, но когда придет Помазанник, может быть, ты дождешься, ты напомни Ему обо мне, скажи, что был мой дед, который Тебя ждал. А потом это поколение, умирая, своим внукам говорит: может быть, ты дождешься. И кто-то из них говорит: мы должны жить так-так, по таким правилам, а другие говорят: да, Богу важно, что в нашем сердце, не живем ли мы жлобами? И они недоумевают, они думают, ждут, надеются, каждый по-разному, у кого-то что-то свое. Потом приходит Креститель и так, что весь Израиль об этом услышал практически повсеместно, говорит: время пришло, время приблизилось, вот приблизилось Царство, с сегодняшнего дня начинаем жить по правде. Трудно, невозможно. Мытарям не брать больше положенного, солдату не грабить и довольствоваться жалованием. У кого есть рубашка, поделиться с тем, у кого нет. С сегодняшнего дня так начинаем жить, — говорит Креститель. Очень многие пробуют, пытаются, надеются, думают, всё, надо уже начинать, уже надо сегодня это делать. Кто-то отчаивается и думает, что это мне не по силам, и меня не примут в это Царство. А кто-то пытается и надеется. Потом приходит Иисус и говорит: правда Божия в том, чтобы любить ближнего своего, как самого себя. И вся Нагорная проповедь: не позволяй себе ненавидеть, люби врага твоего, молитесь же так, и молитва Отче наш. И это, говорит Иисус, тот путь, к которому призывает нас Бог, чтобы Царство Бога было сейчас здесь, оно среди вас. И Его за это убивают, потому что Он говорит о том, что ваша свобода не может ничем быть нарушена, вы всегда вольны верить правде Божией, доверять Богу и следовать по пути Его заповедей. И Его за это убивают. И после Его Воскресения приходят апостолы и говорят: Он Воскрес. И каждый, кто пойдет за Ним, получит дар Духа, получит...
Алла Митрофанова
— Жизнь вечную.
Священник Антоний Лакирев
— Вы понимаете, я не могу пересказывать проповедь апостолов. Тем не менее, тот в сердце своем узнает от Бога, что да, действительно, Иисус Воскрес, и да, действительно, Он Помазанник Божий, Который уже пришел. Теперь начинается новое Царство, наполненное присутствием, непосредственным действием Бога для тех, кто поверит, примет, что Иисус действительно Помазанник, Спаситель Израиля. Так что этот отклик тысяч — это отклик тех, кто поколениями ждал и потом еще несколько лет готовился, может быть, не решаясь принять, а может быть, уже решившись, но продолжая оставаться на том месте, где он жил. Тех людей, к которым в синагогу приходил в Галилее Иисус, проповедовал. Там было, может быть, 20 человек в этой синагоге, ну 50, кто Его слышали. А потом они в Иерусалиме, оказавшись там на Пятидесятницу, слышат эту проповедь апостолов. Я думаю, что дело не в более эффективной, с большим кпд проповеди апостолов, а в том, что они опираются на свои отношения с Богом и на свою веру Иисусу, на свой опыт встречи с Воскресшим. И говорят к людям, которые были предыдущими событиями подготовлены: вот теперь ищем новую жизнь, строим, ищем, пытаемся понять. Теперь мы задаем Богу вопросы о нашем призвании, о том, как нам сегодня быть учениками Иисуса. Это тоже чрезвычайно важно, потому что читателю, как правило кажется, что все, кто становятся христианами, знают, как жить дальше. А никто не знает, ни один из них.
Алла Митрофанова
— Да.
Священник Антоний Лакирев
— Вот мы с вами сейчас пытаемся говорить о рождении Церкви. Знаете, как Захария, когда рождается Иоанн Креститель: что будет этот младенец, никто не знает. Все ищут, наверное, с какими-то ошибками или, во всяком случае, с трудностями и с действием Духа Святого. Как будет эта новая жизнь? А потом придет следующее поколение, у которого будет всё по-другому, и они тоже будут искать новую жизнь. А потом еще и еще и еще, пока, наконец, не придут такие с лицом в форме параллелепипеда и будут говорить, что главное, чтобы ничего не менялось, всё было, как тысячу лет назад.
Алла Митрофанова
— Ничего не искать.
Священник Антоний Лакирев
— Ну да.
Алла Митрофанова
— Отец Антоний, в практической плоскости как это выражалось? Духовная жизнь первых христианских общин, что это такое? Мы знаем, апостолы проповедовали в городах и весях, в самых разных народах, приходили Павел, Петр, Иоанн, разные апостолы, рукополагали пресвитеров и уходили, а люди оставались жить там, где жили. Только вот теперь уже в иной системе смыслов, в вертикали, если можно так сказать, которую они искали и ждали все предыдущие годы своей жизни. Что это было? В чем это выражалось? Богослужений, как сейчас, у них тогда еще не было. Того годового цикла последовательно текущих событий: Благовещенье, Рождество Христово, Воскресение Христово, другие праздники, которые в этот цикл включаются — этого тоже ничего не было. А что было? Как?
Священник Антоний Лакирев
— Во-первых, давайте все-таки различать первые годы в Иерусалиме в иудейской среде до 35-36 года, то есть до гонения при Стефане, это 5-6 лет и последующее время. Потому что это Иудея, где разнообразные, не хочу говорить религиозные, неудачное слово, духовные тоже не слишком удачное, скажем, течения, ищущие некоторый свой путь веры или практикующие какие-то в отношении веры пути. Часто существуют религиозные общины, то есть люди, которые доверяют вере друг друга, часто живут по соседству, иногда они чисто физически, географически связаны, а иногда в отношении своих представлений своей веры. Грубо говоря, как приходы в наше время могут быть по местам, а могут быть из людей, у которых есть некий общий духовный опыт и какие-то свои представления. Этих общин полно.
Алла Митрофанова
— Давайте мы сейчас буквально на пару минут прервемся, а потом вернемся к разговору именно с этого места. О том, что это за общины, как они живут, как выстраивается их и молитвенная жизнь, отношения с Богом и вполне себе жизнь бытовая. Священник Антоний Лакирев, клирик Тихвинского храма города Троицка, проводит с нами этот «Светлый вечер».
Алла Митрофанова
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, Христос Воскресе!
Священник Антоний Лакирев
— Воистину Воскресе!
Алла Митрофанова
— Священник Антоний Лакирев, клирик Тихвинского храма города Троицка. Я Алла Митрофанова. Мы продолжаем здесь, в студии, разговор о книге Деяний святых апостолов, которая читается в это удивительное время, в пасхальные дни в храмах. Сегодня речь идет о рождении Церкви, которое описано в книге деяний апостолов, и о том, как протекало становление этого удивительного Богочеловеческого организма. Отец Антоний, вы остановились, я вас вынуждена была прервать, когда подошли к моменту, что есть общины, они разные. Продолжайте, пожалуйста, как они живут, чем живут и молитвенная жизнь, и бытовая, здесь интересно всё.
Священник Антоний Лакирев
— Для начала будем помнить о том, что эти общины — обычная вещь для иудеев. До Христа, до того, как Господь начинает Свое служение это вещь достаточно распространенная. Далеко не все, конечно, в таких общинах участвуют. Но у любого мало-мальски серьезного, скажем, фарисейского учителя, который создает или вокруг которого формируется некоторая школа или подразделение больших фарисейских школ, прямо это чрезвычайно разветвленные были вещи, есть эта община, которая собирается на Пасху, по субботам вместе. Они не родственники, это не семья, где, понятное дело, по субботам существует обычай, как это всё делается. Но у них есть общие черты в вере, они связаны бывают происхождением определенного учителя, некоторыми наставлениями учителя. Ну, как, если память мне не изменяет, Шамай лет за сорок до Воскресения Христова, уходя в лучший мир, своим ученикам говорит: теперь совершайте Пасху не так, как вы это делали, а вот так, в память обо мне. Некоторые детали пасхального обряда меняет, не так радикально, как это делает равви Иисус, говорящий: сие творите в Мое воспоминание. Но это вещь достаточно понятная. Ученики Господа Иисуса знают, что так бывает в этих хабурот, в этих религиозных общинах. Некоторые из них по языковому принципу. Набралось 120 таких, как 120 упомянуто в первой главе Деяний, отлично, ребята, открываем синагогу выходцев из Вилюйского края и там говорим, совершаем службу на юкагирском, потому что для нас это более привычно. Это нормальные вещи для иудеев, все к этому относятся спокойно. Ты ходишь в эту синагогу, ты ходишь в эту синагогу, я ни в ту, ни в другую. И когда Господь Иисус Воскрес, еще сорок дней до Вознесения учит учеников и, наконец, они облекаются той силой духа и достигают той полноты взаимоотношений с Богом и соответственно полноты своего человеческого призвания, которое дается им в день Пятидесятницы, эти общины такие же обычные, понятные для окружающих, собираются по домам и, как написано в Деяниях, преломляют по домам хлеб, совершают субботние трапезы. Это люди, которые связаны, как и в других иудейских общинах, особенными отношениями с Богом, особенными гранями веры, отношением к Писаниям. Отчасти, по крайней мере у некоторых, есть и свои предпочтения в области молитвы, своим ученикам назарянам Иисус говорит, молитесь так: «Отец наш, Который на небесах...». И Дидахе на рубеже 1-2-го века свидетельствует, что христиане три раза в день молятся «Отче наш», а все остальное своими словами, такая практика. Дидахе так свидетельствует. Это не значит, что у всех было точно так. Скорее, нет, чем да. А, например, у фарисеев была распространена практика другая, возникшая где-то за полвека до Рождества Христова в середине минус 1-го века, когда они говорят, что для того, чтобы считать, что ты помолился и всё молитвенное обязательство свое перед Богом исполнил, прочитай вот это, вот это, молитвенное правило это называется, и можешь быть собой доволен, считай, что ты все исполнил. Когда мы будем правило читать, будем помнить, что это придумали фарисеи, а не ученики Господа Иисуса Христа. Это важно.
Алла Митрофанова
— Что не отменяет...
Священник Антоний Лакирев
— Не отменяет правило, абсолютно, без сомнения, но до такой степени разные могут быть подходы. Конечно, в общинах назарян, где есть фарисеи, где есть священники, для которых не прекратилось служение в храме, которые еще до 70-го года, может быть, до 66-го, до начала войны, идут в храм, приносят жертвы и говорят: благодарим Тебя, Господи, за сына Твоего Иисуса, Которого ты послал народу Твоему.
Алла Митрофанова
— То есть соединяют в себе две традиции, иудейскую и...
Священник Антоний Лакирев
— Они не перестали быть иудеями, они не перестали быть священниками Иерусалимского храма. Они теперь знают, что всё то, на что они надеялись, о чем мечтали поколениями, исполнилось. И теперь у них еще на всю жизнь работа сердца и ума, чтобы понять это всё в деталях. А вот то, что мы думали, верили, ждали, реализовалось? Оказывается, в Иисусе да. А вот что-то другое нет. Это работа, это творческая духовная жизнь. А другие, Деяния пишут нам о том, что есть обратившиеся из фарисеев, которые продолжают свои практики, которые по-прежнему считают, что надо научить исполнению Закона две трети народа. А с другой стороны, дома сидя, говорит: подожди, это нас учили в школе, что надо обратить к исполнению Закона две трети народа, тогда придет Помазанник. Но Он же уже пришел, и мы знаем сердцем, что Иисус Распятый и Воскресший и есть Помазанник. Значит, это всё про две трети... Еще у них была красивая цифра про 144 тысячи. Это всё на самом деле не так, и, оказывается, сердце Божие открыто, чтобы принять любого, кто готов к Нему прийти. И кто-то другой за тем же столом (они там возлежали, но тем не менее) говорит: да, я помню, Он говорил про званных на вечерю, запиши, это ведь потрясающе важно. Это жизнь, которая наполнена постоянным диалогом с Богом. Она у обратившихся из фарисеев совершенно не такая, как у обратившихся из священников или как у обратившихся из простонародья. Но это вот такие общины, которым очень трудно собраться вместе. Фарисеев в дни Пятидесятницы, говорят, там было тысяч пять, ну семь. Христиан вскоре после Пятидесятницы, через год-два-три тоже тысяч семь, ну десять, может быть. У тебя нет помещения, где ты можешь собрать десять тысяч, и нет ритуала, хэппинга. Даже в храме во дворе храма Израиля и, еще заняв весь двор язычников, двор женщин и притвор Соломонов, ты не соберешь такое количество людей, не говоря о том, что слышать не будут. И нет ничего. Как быть? Вот они собираются по домам. Потом, когда их становится много, они идут в мэрию — я, утрируя — и говорят, у нас 120 человек, зарегистрируйте нам двадцатку.
Алла Митрофанова
— Актив.
Священник Антоний Лакирев
— В том случае сто двадцатку, мы арендуем помещение.
Алла Митрофанова
— И будем собираться.
Священник Антоний Лакирев
— Как правило, у них не было денег построить. Арендуем помещение и это будет синагога назарян, как есть синагога александрийцев, есть синагога киринеян, выходцев из каких-то еще земель. Эти религиозные общины, как правило, отчасти перемешаны друг с другом. Конечно, они ходят друг к другу в гости, говорят: давай в следующую субботу пойдем сюда, потому что здесь наши братья, мы с ними давно не молились. И каждая из них таким образом знает своих братьев и связаны такими личностными отношениями, которые совершаются в Духе. Еще не будем забывать, что, по-видимому, почти сразу после Пятидесятницы возникает удивительное ощущение у христиан, что совершается то, о чем мы мечтали. Они спрашивают перед Пятидесятницей: «Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты Царство Израилю?» И Господь Иисус им говорит: так, ребята, это вообще не ваше дело знать времена и сроки, так Отец решил. Но они не отказываются от этой мысли, и они думают, что вот-вот, близко, при дверях. Второе пришествие, Парусия, явление Христа всему миру в силе, будет явление Сына человеческого, как молния от края неба до края неба, оно будет вот-вот. На работу ходить не надо, это всё уже не нужно. Они думают, весной 31-го года: а надо распахивать участки? Может, не надо. Вот это ожидание скорой Парусии приводит к тому, что в Иерусалимской христианской общине, куда еще и из окрестностей собираются постепенно, и из Галилеи, и из Иудеи люди, чтобы жить поблизости друг от друга. Потому что они рады друг другу, и они уже поняли, что где двое или трое собраны во имя Иисуса, там Он посреди нас. Всё продают, всё общее. Хорошо, деньги собрали, всё продав, закупили на всех еды и питаемся, а время идет.
Алла Митрофанова
— А Второго Пришествия всё нет.
Священник Антоний Лакирев
— Да.
Алла Митрофанова
— Священник Антоний Лакирев, клирик Тихвинского храма города Троицка, проводит с нами этот «Светлый вечер». Отец Антоний, сейчас вернемся к этому моменту про ожидание скорейшего Второго Пришествия Христа в раннехристианской общине. Я слушала вас сейчас, как вы описывали собрание знающих близко друг друга людей, знающих друг друга по домам, как они совместной трапезой, совместной молитвой — все было общим. Вспомнила эпизод потрясающий просто из книги Деяний святых апостолов, как Петр был заключен в темницу в очередной раз, что-то там так произошло, что-то ему нехорошее грозило, ангел его освободил. Что нехорошее?
Священник Антоний Лакирев
— Казнь ему грозила.
Алла Митрофанова
— Побили бы его, казнили бы его. Но к нему приходит ангел и его освобождает. Это, кстати, вполне рядовое событие, освобожденный ангелом апостол в книге апостольских деяний. Апостол Петр выходит на свободу, ангел с ним идет-идет, сопровождает его, а потом, раз, и исчезает. Апостол Петр смотрит по сторонам: где это я? Соображает, где он и принимает решение, что надо ему идти в дом Марии, матери Марка. Наверное, он был где-то недалеко. И вот он приходит, и я читаю это, и у меня такая картина перед глазами. Человек, который только что — давайте на гражданский язык это переведем — сбежал из тюрьмы, оказывается посреди города, где его сейчас начнут разыскивать с факелами, с Диогеновыми фонарями, только не потому, что ищут человека, а потому, что ищут беглого преступника, которого собираются приговорить вообще-то к казни. И вот он стучится в дом к Марии. А там в этом доме, он знает, там община собралась, там его братья, там его сестры, они все вместе молятся и, может быть, трапезничают. Естественно, переживают за него. И вот он стучится к ним в дом, будучи уверенным в этих людях, служанка идет открывать. Служанка спрашивает: кто там? Он говорит: это я, Петр. И она такая: а-а, да ладно. И вместо того, чтобы поскорее открыть дверь, впустить апостола Петра с этой опасной улицы, где его разыскивают с факелами и фонарями, быстрее-быстрее, оглядеться еще, пока там никто не увидел, замести все следы, она его оставляет перед закрытой дверью, бежит в дом: а вы слышали, а там у нас Петр стоит на пороге. И все такие: да ладно. Апостол и евангелист Лука это описывает: а Петр всё стучал и стучал, стучал и стучал, впустите меня, братья. Вот это такие события, такие вещи. Это, конечно, и про женскую природу тоже. Вместо того чтобы сообразить, быстрее заходи, она: ой, вы слыхали, что там такое — и побежала им всё рассказывать. Знаете, такие вещи невозможно придумать.
Священник Антоний Лакирев
— Конечно, это придумать невозможно, это действительно про живую жизнь, и это тоже очень важно. Мы же представляем, что это всё картинки, нарисованные розовым сиропом в стиле третьей половины 19-го века, а это про живую жизнь, во-первых.
Алла Митрофанова
— И про живых людей.
Священник Антоний Лакирев
— Во-вторых, я думаю, что там, скорее всего, служанка побоялась, что пришли за ними.
Алла Митрофанова
— М-м-м.
Священник Антоний Лакирев
— Думая, что вот это там они молятся о Петре. Они таки да, молятся о Петре.
Алла Митрофанова
— Так она же его по голосу узнала, она поняла, что это Петр.
Священник Антоний Лакирев
— Наверное, она его по голосу узнала, но, в конце концов, это дом Марии, матери Марка, значит, дом тайной вечери, и скорее всего там собраны, может быть, не все 12, но кто-то из 12-ти. Она бежит спрашивать, потому что это вот это «страха ради иудейска» «дверем затворенным», как собирались апостолы, опасаясь, что сейчас придут их брать. Как арестовали Иисуса, и они боятся, что сейчас арестуют и их. А тут они уже проповедают, и уже люди обращаются, и уже Синедрион в ярости, и сейчас придут арестовывать всех. Тюрьма-то вон она, большая, туда можно, может быть, не всех христиан запихать, но апостолов, пожалуйста, какие проблемы? Как сельдей в бочку в камеру набить, на утро казнить, нет вопросов. Поэтому, мне кажется, что служанка именем Рода, удивившись, может быть, как это потрясающе, но бежит, думая, а может там с Петром пришли. И ему сейчас руки выкрутили стражники, что мы не видели, как это бывает в боевиках и в детективах в кино? И сейчас они ворвутся. И вот она бежит к кому-то из тех, кто остался старшим, может, к братьям Зеведеевым, спрашивать, что делать. Скорее, так. Не в том дело, что она хлопает ушами, как наши с вами собаки.
Алла Митрофанова
— Нет, конечно.
Священник Антоний Лакирев
— И бежит, ой, и не знаю, что делать. Нет, это ситуация, когда христиане, а в первую очередь апостолы, все время в состоянии некоторой угрозы, в опасности. Дело не только в том, что такой яркой и сильной струей жизнь духа в них бьет, но это еще происходит в постоянной опасности.
Алла Митрофанова
— Спасибо. Возвращаемся к разговору о мироощущении первых христиан, апостолов и раннехристианской общины, о том, что Второе Пришествие Господа будет буквально завтра. Если я верно понимаю, даже когда в катакомбах захоронения устраивали христиане, там выдалбливали гробы, как полочки такие в стенах, если представить себе визуально, и заслонки там были тончайшие, потому что завтра придет Господь, всех призовет, и надо, чтобы все воскресли в теле, всё отбросили лишнее, чтобы ничто нам не мешало, и все побежали сразу навстречу пришедшему Христу. Вот это мироощущение того, что вот-вот случится обещанное Господом Второе Пришествие, как влияло на жизнь людей, на проповедь и на распространение христианства?
Священник Антоний Лакирев
— Во-первых, ощущение того, что мир катится в бездну, и так долго продолжаться не может, было очень распространено.
Алла Митрофанова
— То есть это не мы первые сейчас через это проходим?
Священник Антоний Лакирев
— Да что вы! Во-первых, это не шутка, но правда, на одной из древнейших шумерских клинописных табличек было написано: не та пошла молодежь. Это так. Им пять тысяч лет, и всё не та и не та. В эпоху перед началом проповеди Господа Иисуса это ощущение, может быть, безотчетное, может быть, плохо аргументированное, ощущение того, что мир летит в тартарары, к катастрофе было у очень многих людей. В римском обществе, которое тоже вообще-то наблюдали стремительную деградацию от Цезаря и Августа к Нейрону и Калигуле.
Алла Митрофанова
— О да, кстати, да.
Священник Антоний Лакирев
— И всё разваливается. И в эллинистическом мире, вне римской политики, на каком-то другом уровне. Это ощущение вневременное, оно всегда есть. У нас сегодня оно точно такое же, может быть, даже в меньшей степени. А тогда, свидетельствуют авторы той эпохи вольно или невольно об этом ощущении приближающегося конца, приближающейся катастрофы. Многие мифы религиозные тоже в эту сторону работают в эллинистическом мире и за его пределами. Как раз проповедь или свидетельство, вообще разговор о том, что мир катится к концу, и этот конец будет — торжество Единственного настоящего Бога и Бог придет судить. Иудейская литература конца межзаветного периода или предновозаветной эпохи — вот Он идет судиться со всякой плотью за всё, что они сказали и сделали против Него. Это уже в иудейской культуре, то же самое ощущение приближающегося конца. Это правда нашего мира: без Бога, без Животворящей любви Христа катимся к тепловой смерти Вселенной. Закон неубывания энтропии непреложен без Христа. Победить его может только Господь Иисус. Это правда. Соответственно, для христиан того времени важно было также, что Сам Господь, как они запомнили, как они передавали беседу на горе Елеонской, и как она дошла до евангелистов, говорил: не прейдет это поколение, как всё сие будет. Они ожидали не только Второго Пришествия, но и победы, торжества. Господь им говорит: нет, не останется здесь камня на камне, всё будет разрушено. — Как, когда? — Не прейдет это поколение. В пространстве, ну 20, ну 30 лет, то есть как раз истории, которую охватывает книга Деяний. Конечно, у них не было точного понимания, в какой момент это произойдет, но они понимали, что это неизбежно.
Алла Митрофанова
— Ой, отец Антоний. Какое количество еще вопросов хотелось бы здесь разобрать. Насколько понимаю, это ощущение приближающегося конца объективное, справедливое, христианами было уловлено и способствовало обращению к Богу огромного количества людей. Чувствовали люди, где правда и где им искать ответы на свои проклятые вопросы, тоже не в 19-м веке родившиеся, а гораздо раньше. Как вы здорово сегодня про шумерскую табличку сказали. И вопросам-то проклятым примерно столько же лет. И Платон ими задавался, и огромное количество людей до Платона. Спасибо вам огромное. Давайте многоточие поставим. У нас с вами будет еще разговор, посвященный сложно понимаемым, спорным, отчасти на первый взгляд моментам, которые в книге Деяний святых апостолов встречаются. Собственно вся эта неделя посвящена разговору о книге апостольских Деяний, потому что эта книга как раз сейчас читается в ходе литургии. И это так прекрасно. Друзья, очень-очень всем советую, рекомендую не только на службе вслушиваться в это чтение, но просто открыть и от начала и до конца прочитать эти двадцать восемь, да, отец Антоний, глав? Это так прекрасно. Это такое невероятное захватывающее повествование, имеющее при этом самое прямое отношение к нашей жизни, к нашему спасению, к нашим отношениям с Богом. Это Церковь, точка, Начало (Церковь. Начало), как принято говорить. И это что-то невероятное. Отец Антоний, спасибо вам. До скорой встречи в эфире.
Священник Антоний Лакирев
— Слава Богу. Христос Воскресе!
Алла Митрофанова
— Воистину Воскресе! Священник Антоний Лакирев, клирик Тихвинского храма города Троицка был в нашей студии. Я Алла Митрофанова. Прощаемся с вами. До свиданья.
Священник Антоний Лакирев
— До свиданья.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Советская ученая — тайная монахиня». Алексей Беглов
- «Мученица Татьяна Гримблит». Священник Анатолий Правдолюбов
- «Наследие протоиерея Иосифа Фуделя». Надежда Винюкова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 100. Богослужебные чтения
Как наполнить своё сердце теплом, добротой и светом? Зависит ли это вообще от наших усилий? Ответ на этот вопрос находим в псалме 100-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 100.
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придёшь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращённое будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моём поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Только что прозвучавший псалом — это своего рода клятва царя. Он обещает Богу, что в своём правлении будет хранить верность Его закону. Причём не только в общественных делах, но и в частных. Видимо, не случайно в некоторых странах Средневековой Европы этот псалом использовался при обряде коронации. Известно, что Людовик IX руководствовался им в деле воспитания своего сына и наследника Филиппа. А русский князь Владимир Мономах использовал как своего рода государственный гимн. Однако этот псалом предлагает нечто важное и для каждого из нас. В нём содержится вполне конкретное указание на то, как же именно добиться чистоты в своей личной жизни и в общественной деятельности.
Обращаясь к Богу, псалмопевец обещает: «Я бу́ду размышля́ть о пути́ непоро́чном». То есть буду размышлять о Твоих заповедях, Господи. Здесь упоминается об одной важной аскетической практике. В христианской традиции она называется молитвенное размышление. Суть её проста. Наш ум похож на рыболовный крючок или даже на репейник. Он всегда ищет, за что бы ему зацепиться. Как только он поймал какой-то образ, он сразу же тянет его к себе домой. То есть прямо в нашу душу, в самое сердце. От этого в нас рождаются разные чувства. И порой именно от этого у нас внутри бывает так скверно. Мы переполнены нежелательных впечатлений, мрачных воспоминаний о прошлом и тревожных представлений о будущем. А всё потому, что ум живёт собственной жизнью. Даже если мы заняты каким-то делом, он бывает рассеян. Он, как сорвавшийся с цепи пёс. Весь день скитается по помойкам и подворотням, потом возвращается взъерошенный, грязный и тащит в дом всякую гадость и заразу.
Поэтому отцы христианской Церкви призывают держать ум под контролем. А именно — давать ему нужные образы. В первую очередь это образы из Священного Писания, из поучений святых отцов, из молитвословий. Алгоритм прост: прочитал или услышал утром текст Писания и стараешься удержать его в голове весь день. Как только увидел, что ум начинает убегать, возвращаешь его к образу из священного текста. Чтобы проиллюстрировать эту работу, христианские подвижники приводят в пример верблюда. В отличие от многих других животных, он на протяжении долгого времени пережёвывает пищу. Поэтому преподобный Антоний Великий пишет: «примем подобие от верблюда, перечитывая каждое слово Святого Писания и сохраняя его в себе, пока не воплотим его в жизнь».
Благодаря такой работе ума, сердце наполняется совсем иными впечатлениями и чувствами. На душе становится чище, светлей, просторней и радостней. И у нас появляется способность адекватно оценивать окружающую действительность, не сползать в уныние, тоску, злобу, неприязнь и другие деструктивные чувства. Благодаря этому и наша деятельность становится продуктивной, полезной. И псалмопевец прямо указывает на это следствие размышления над законом Божиим. «Бу́ду ходи́ть в непоро́чности моего́ се́рдца посреди́ до́ма моего́», — пишет он.
А потому постараемся понуждать себя к этой важной духовной работе. Ведь если мы хотим, чтобы наши слова и поступки несли людям свет и тепло, необходимо, чтобы чистым был их источник, та сердцевина, откуда они исходят. Ведь как говорит Спаситель в Евангелии, «от избы́тка се́рдца говоря́т уста́. До́брый челове́к из до́брого сердца выно́сит до́брое». А чистота этой сердцевины во многом зависит именно от нас. От того, куда мы с вами привыкли направлять своё внимание и какими образами мы питаем свою душу.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Одним из столпов современной нам цивилизации является стремление к удобству. Нам хочется, чтобы удобным были: рабочий график, жильё, способ куда-либо доехать, с кем-либо связаться и т.д. Проявлением стремления к комфорту является также то, что всё мы переводим в схемы, инструкции, таблицы. Ведь так удобнее — понимать, запоминать, учитывать. И велико искушение саму жизнь попытаться поместить в схему. Чтобы тоже — было комфортно. Но не всё так просто. И об этом говорит апостол Павел в отрывке из 5-й и 6-й глав своего послания к Галатам, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Апостол Павел в начале прозвучавшего отрывка объясняет своим первоначальным читателям — галатам — через какие явления должна проявлять себя духовная жизнь христианина. Апостол называет следующие, как он выражается, «плоды духа»: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. И кто-то из современных читателей может заметить — а разве это не инструкция, не чёткий перечень того, чем должен обладать христианин, чтобы угодить Богу? И да, и нет.
Конечно же, внутренний мир верующего человека не может быть исключительно внутренним. Он, в любом случае, будет себя как-то выражать. И апостол перечисляет те вещи, которые христианин должен и иметь внутри своего сердца, и проявлять на уровне слов и поступков. При этом Павел добавляет одно очень интересное пояснение: «На таковых нет закона». Что он имеет в виду?
Дело в том, что галаты, которым апостол адресовал послание, были сначала язычниками, а потом, благодаря проповеди Павла, стали христианами. Затем среди них начали проповедовать уже совсем другие по духу люди — иудейские учители, желавшие навязать галатам своё представление о религиозности. А именно, что любовь, кротость, милосердие следует проявлять только к тем, кто является твоим соплеменником или единоверцем. По отношению же к другим, внешним, можно быть и жестоким, и чёрствым. Якобы ничего страшного в таком поведении нет.
Апостол Павел сурово обличает такой подход. А также критикует в принципе мысль, что можно те или иные добродетели исполнять схематично и меркантильно — надеясь на гарантированную награду со стороны Господа. Потому Павел и пишет: «Если мы живём духом, то по духу и поступать должны». Дух, который упоминает апостол, есть жизнь от Бога. А жизнь не запихнёшь в инструкции и схемы. Есть, конечно, какие-то важные принципы, постулаты. И за них следует держаться. Но всё же — человек важнее закона. Закон же призван помогать людям, а не главенствовать над ними.
И Павел призывает галатов, а вместе с ними и нас, ко всем людям относиться как к детям Божиим, проявляя уважение и терпение. Он прямо пишет: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». А ещё апостол напоминает, что не следует ставить знак равенства между человеком и его образом жизни. А именно — не стоит впадать в крайности, с одной стороны, поспешно считая, что чтобы человек ни делал, всё замечательно. А с другой — забывая, что человек Богом создан, и, значит, создан хорошо, но может неверно распоряжаться своей свободой.
Вот почему Павел и пишет: «если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым». На практике это означает, что мы не должны мириться со злом, но призваны его исправлять. Однако исправлять таким образом, чтобы не унижать, не презирать того, кто ту или иную ошибку совершил. Но, наоборот, всячески помогать человеку достичь покаяния — признания своей ошибки и желания её исправить. И тут нет, и не может быть никаких шаблонов. Потому что все мы разные. Но любовь, к которой все мы тянемся, которую ищем, обязательно нам поможет исполнить то, к чему призывает нас апостол Павел: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать «Изумрудный город» — пространство для развития детей с инвалидностью

В фонде «Дети Ярославии» действует проект «Изумрудный город». Это пространство, где каждый ребёнок с инвалидностью может развиваться, раскрывать свои способности и находить друзей. Фонд организует для них разнообразный и полезный досуг. Дети вместе поют, танцуют, рисуют, участвуют в спектаклях, занимаются лечебной физкультурой, но главное — учатся общаться и быть самостоятельными.
Кристина Пушкарь посещает «Изумрудный город» уже 5 лет. Именно здесь у неё появились первые друзья, успехи в развитии и вдохновение к творчеству. Из-за внешних и умственных особенностей Кристине сложно находить понимание и поддержку в обществе. Но в «Изумрудном городе» её всегда ждут. Она может не стесняться быть собой. «Когда особенные дети получают большое количество любви, тепла, понимания и видят искреннее желание им помочь, они непременно меняются», — считает мама Кристины.
Не только дети с инвалидностью находят поддержку в «Изумрудном городе». Понимание, психологическую помощь и просто доброе участие обретают их родители. Многие из них включаются в организацию событий и жизнь фонда «Дети Ярославии».
Поможем сохранить такое нужное пространство для развития и радости в городе Ярославле. Поддержать проект «Изумрудный город», а также ребят с инвалидностью можно на сайте фонда «Дети Ярославии».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











