«Музыкальный театр — взгляд христианина». Дмитрий Калантаров - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Музыкальный театр — взгляд христианина». Дмитрий Калантаров

* Поделиться

У нас в гостях был генеральный продюсер национальной театральной премии «Музыкальное сердце театра», член общественного совета при министерстве культуры Российской Федерации Дмитрий Калантаров.

Мы говорили о творческих и музыкальных проектах нашего гостя, о том, как создаются современные театральные постановки, о развитии мюзиклов и музыкальных спектаклей в России, о задачах фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра». Также наш гость рассказал о своем пути к вере, и как это влияет на его жизнь и профессиональную деятельность.

Ведущий: Игорь Цуканов


Диакон Игорь Цуканов:

— Дорогие друзья, добрый вечер «Вечер воскресенья» на радио ВЕРА, Христос Воскресе! Как обычно, по воскресеньям вечером мы с нашими гостями говорим на тему «Христианин в обществе», сегодня у микрофона в студии диакон Игорь Цуканов, и мой гость Дмитрий Калантаров, генеральный продюсер национальной театральной премии «Музыкальное сердце театра», человек, который организовал, как я прочитал в разных местах в интернете, более 10 церемоний вручения отраслевых премий и 150 событий для общественных организаций, корпораций и брендов, продюсер мюзикл «Алые паруса» и «„Маяковский“». Все правильно?

Дмитрий Калантаров:

— Да, абсолютно верно.

Диакон Игорь Цуканов:

— Христос Воскресе!

Дмитрий Калантаров:

— Воистину Воскресе, добрый вечер.

Диакон Игорь Цуканов:

— Первое, что хотел спросить, вы закончили Российскую академию театрального искусства по специальности продюсер. Обычно привыкаешь к тому, что те люди, которые идут в театральные вузы, все хотят стать актёрами. У вас сразу родилось желание заниматься именно продюсерской деятельностью или вы себя сначала хотели попробовать в качестве актёра? Как у вас развивалось это направление самореализации?

Дмитрий Калантаров:

— Развивалось непросто. В детстве я действительно занимался в театральной студии, когда жил в Калининграде.

Диакон Игорь Цуканов:

— Вы из Калининграда родом?

Дмитрий Калантаров:

— Нет, я родился в Полтаве, детство провёл в Астрахани, в школе учился основную часть в Калининграде и потом уже переехал в московский регион в Мытищи. После школы я поступил сначала в строительный институт на экономический факультет, а уже спустя два года так получилось, меня познакомили с замечательным человеком Геннадием Петровичем Дадамяном, это известный социолог, педагог, по сути дела, папа всех директоров успешных или большинства, которые существуют сегодня в российских театрах. Мы посидели у него на кухне, пообщались, что-то поспрашивал, рассказывал, и у меня возникло стойкое желание сменить сферу деятельности. И через два месяца я уже был на экзаменах на продюсерский факультет в то время ГИТИСа. Поэтому вопрос выбора специальности как таковой в сфере театра не стоял, то есть я сразу знал, куда я иду, это был первый как раз год, когда факультет стал называется продюсерский именно.

Диакон Игорь Цуканов:

— А вот как вы осмысляете задачу продюсера в театре, понятно, что это человек, который, грубо говоря, находит для спектаклей аудиторию, каких-то спонсоров, потому что спектакль требует определённого реквизита, определённых финансовых вложений, но чем это для вас интересно?

Диакон Игорь Цуканов:

— Для меня, в первую очередь, продюсер — это не только тот, кто находит деньги или отвечает за коммерческий результат проекта. Продюсер — это, прежде всего, тот, кто создает продукт как таковой, в этом его принципиальное отличие от модных иностранных слов, которые уже зашли в наш обиход, там импресарио, промоутер и так далее. То есть импресарио, допустим, это тот человек, который обеспечивает выступление готовому, состоявшемуся коллективу или проекту. Промоутер — это тот, кто это продвигает. Но если мы говорим директора, которые существуют в российских театрах, среди них есть, которые по своему менталитету и по опыту, и по рвению являются продюсерами, они участвуют в создании продукта, они подбирают произведения, формируют или участвуют, как минимум, если у них есть худрук или главный режиссёр, участвуют в формировании творческой команды. Собственно говоря, продюсер — это тот, кто участвует в создании продукта. Поэтому там, где я выступал как независимый продюсер, в частности, мюзиклы и церемонии вручения премий, фестиваль, то я приглашаю всех творческих лиц, уже понятно, есть определённая степень доверия кому-то, кто-то со своими рекомендациями приходит, я являюсь зачинщиком этой всей истории и в дальнейшем её поддерживаю и контролирую дальнейший её ход. В большинстве, к сожалению, театров так сложилось исторически, что директора — это люди, которые обслуживают финансово — административный процесс, но это не мой путь.

Диакон Игорь Цуканов:

— Видимо, такая роль продюсера предполагает непростое сосуществование с режиссёром, с художественным руководителем. В каких-то случаях даже приходится с кем-то расставаться или самому от каких-то проектов отказываться.

Диакон Игорь Цуканов:

— Безусловно. Поэтому здесь очень важно продюсеру сформировать костяк. Важно за счёт опыта, за счёт интуиции, за счёт умения выстраивать отношения с людьми, их мотивировать, выстраивать так, чтобы была рабочая продуктивная обстановка, чтобы с режиссёром- постановщиком или с художественным руководителем в результате сформировался тандем. Понятно, у каждого есть свое поле, где это возможно последнее слово в каких-то ситуациях остается за кем-то, но тем не менее вопросы решаются сообща во благо и в интересах общего дела, а не только в угоду отдельно деньгам либо удовлетворению творческих амбиций.

Диакон Игорь Цуканов:

— А можете привести примеры какого-то спектакля или мюзикла, где такой творческий тандем состоялся и все получилось в этом смысле удачно? И с другой стороны, пример, где не получилось, где не удалось найти общий язык и, допустим, проект поэтому не получился.

Диакон Игорь Цуканов:

— Из удачных примеров я могу привести проект мюзикла «Маяковский», 18 мая будет его возобновлённая премьера в театр Луны, к 130-летию поэта, понятно, что это не простая личность, безусловно гениальная, но совсем далекая от Бога и от многих вещей, которые на сегодняшний день откликаются в сердце и в душе каждого из нас. Собственно говоря, у нас есть спектакль про трагическую судьбу этого поэта. Этот спектакль был реализован с режиссёром — постановщиком Александром Рыхловым, это заместитель Алексея Львовича Рыбникова в театре Алексея Рыбникова, который был режиссёром-постановщиком этого мюзикла, который был создан с нуля. Понятно, была поэзия Маяковского, были авторы, композиторы, автор либретто Алексей Шошев, также его партнёр по либретто Александр Лебедев, но когда мюзикл и вообще спектакль делается с нуля, очень важно писать его не просто в стол, а потом выдавать папку с нотами с написанным либретто, где уже ни шагу влево, ни шагу вправо нельзя сделать, а всё-таки понимая и прислушиваясь, как это будет реализовано не только в уме творческих людей, авторов, а ещё и тех, кто это будет ставить, и в дальнейшем продвигать и обслуживать, продавать в том числе. Поэтому это удачный проект, мы его выпустили пять лет назад в театр Луны, во время пандемии он зашёл, был законсервирован и сейчас он возобновляется. Это проект, который смотрится на одном дыхании, полтора часа, люди театральные не любят называть его проект, они всё-таки придерживаются слова спектакль, но для меня это всё равно проектная работа, потому что после того, как спектакль выпущен, у меня уже другое к нему отношение. И он прошёл замечательные премьерные показы. Более того мы придумали как раз к столетию поединка Маяковского и Северянина такой баттл от лица русских поэтов, посредством использования рэп- исполнителей. Мы придумали сделать такой баттл ровно в столетие поединка в политехе, где был выбран Северянин королём-поэтом, а мы ровно в этот день, по-моему, 28 февраля, там 1918 год, а это соответственно 2018 год. Мы провели этот баттл внутри метро Маяковского, прямо внутри, около бюста Маяковского. Провели это на публику, приехало огромное количество камер, такой хороший импульс, мы презентовали эту историю, несмотря на то, что у нас не было каких-то гиперзвёзд в мюзикле, поскольку театр Луны сцена небольшая, там всего 300 мест, но при этом не хотелось бы, чтобы спектакль приносил убыток, поэтому мы, естественно, были заинтересованы в том, чтобы делать какие-то яркие шаги, чтобы привлекать к нему внимание. И после этого он в течение года — двух, пока он шел в Луне, он собрал ряд наград, и на фестивале, большом детском фестивале Сергея Безрукова, как лучший музыкальный спектакль для детей и подростков, и самая авторитетная премия в области событийного маркетинга Бема, где мы конкурировали с транснациональными мегабрендами, которые у всех на слуху, у которых многомиллионные бюджеты, и потом ещё в рамках фестиваля нашего отраслевого в «Музыкальное сердце театра», он тоже получил две премии.

Диакон Игорь Цуканов:

— «Вечер воскресенья» на радио ВЕРА, дорогие друзья, у нас сегодня в гостях Дмитрий Калантаров, генеральный продюсер национальной музыкальной премии «Музыкальное сердце театра», сооснователь направления национальной ассоциации организаторов мероприятий, член общественного совета при Министерстве культуры России. Дмитрий, мы немножко не договорили, может быть, был какой-то пример, где не удалось найти общий язык с режиссёром или с художественным руководителем? Какой-то пример неудачи приходит в голову?

Дмитрий Калантаров:

— Я не то чтобы не нашел общий язык, но у меня был случай, один из проектов, в частности, мюзикл «Алые паруса», которые мы в нескольких редакциях запустили, проект, спектакл, который был в разных версиях с разными режиссёрами, был абсолютно состоятелен и творчески наполненным, качественным, содержательным, огромное количество поклонников у него, любителей, поскольку это всем известная история Александра Грина про веру, про надежду, про любовь, а с другой стороны, это замечательная музыка Максима Дунаевского. Но в момент, когда мы выпускали первую редакцию этого мюзикла, был ряд ошибок с моей стороны, допустим, когда я упустил ситуацию из-под контроля, более чем нужно доверился творческим людям. И в результате это обернулось крайне плачевно, проект пришлось через какое-то время закрыть, потому что он просто, как лодка у Робинзона Крузо, которую невозможно было спустить на воду. Так и здесь мы получили проект, который крайне тяжело было эксплуатировать в условиях отсутствия своей площадки, какой-то коллаборации с репертуаром театра, поскольку у нас там, где действует независимо продюсер на сегодняшний день, по сути дела, в Москве это крайне непросто, потому что все площадки являются государственными театрами, у которых свой репертуар, свой уклад, куда нельзя прийти со своим уставом, а нужно вписаться, соответствовать, и в результате, первый проект который мы выпустили, мы думали, что просто будем арендовать один из театров, у которого руководство вроде бы сначала была расположено, а мы будем определённое количество дней в месяц отыгрывать, но через какое-то время ситуация осложнилась, нам урезали количество дней, и для нас эта экономическая модель стала абсолютно не рабочей. Спустя какое-то время уже с опытом я пришел к тому, что мы те спектакли, которые выпускаем, мы выпускаем именно в партнёрстве, в коллаборации с самими театрами, чтобы они понимали сами, что это им нужно, что они тоже со причастны к этому продукту и не просто сдают в аренду, и относятся только к источнику дополнительного дохода, а при этом они понимают, что это и их заслуга, отвечает потребностям театра, возможностям, духу, какой-то культурный репертуарной политике.

Диакон Игорь Цуканов:

— Вот ваша премия «Музыкальное сердце театра», которой уже довольно много лет, с 12-го года она существует?

Диакон Игорь Цуканов:

— Нет, она существует с шестого года.

Диакон Игорь Цуканов:

— А, с 2006 г.? Она по 2012 г. существовала, а потом был перерыв? Да, да. Эта премия касается в основном музыки, музыкальной составляющей театральной. Вы ищете различные коллективы, может быть, вы лучше бы сами рассказали, что именно, кого именно вы награждаете, и почему вы заинтересовались именно музыкальной стороной театрального искусства, как это вышло, сыграло ли роль ваше знакомство с Максимом Исаевичем Дунаевским, который является президентом этой премии или это как-то вышло иначе?

Диакон Игорь Цуканов:

— Что касается интересов, я думаю, что все закладывается у людей в подсознании в семье, в школе, в институте, поэтому для меня то, что я испытываю интерес к этому жанру, к музыкальному театру, в частности, к мюзиклу, с одной стороны, это детство, пластинки наших мюзиклов и киномюзиклов, и «Бременские музыканты», и «Красная Шапочка», в подростковом возрасте — это «Иисус Христос — суперзвезда». В то время, когда большинство моих коллег обращали внимание на музыку либо популярную западную, либо рок, в том числе тяжелый рок, возможно это тоже родители, записи я у них нашел, это записи на кассетах оперы Ллойда Уэ́ббера. И потом, когда я учился уже в институте, для меня было определенное чёткое понимание, что есть путь развития, который на тот момент был в России, когда система репертуарного театра, поскольку никакого другого театр не существовало в то время, были только первые зачатки антрепризы, при этом антреприза тогда была очень качественная, первоначально. Потому что один из первых моих педагогов — Давид Яковлевич Смелянский самый титулованный и авторитетный театральный продюсер, те спектакли, которые он делал с участием звёзд, они обладали художественной ценностью, потом это понятие немножко дискредитировалось. Но при этом я обращал внимание и на такой тип музыкального театра, как мюзикл и непосредственно мюзикл, который шел и на Бродвее, к этому был интерес. И когда у нас в стране появились первые проекты, музыкальные спектакли безусловно были, те же самые «Три мушкетёра» Максима Дунаевского, изначально это была театральная версия, «Юнона и Авось» Алексея Львовича Рыбникова. Ну вот так на нашей сцене стали уже более широко и появились новые претенденты — это мюзикл «Метро», который польский режиссёр поставил, это был 98-й — 99-й год, потом условно первый российский мюзикл «Норд ОСТ» — 2003-й, потом стала вырисовываться такая перспектива развития этого жанра. А поскольку я был его любителем и профессионально в тот момент закончив институт, с театром я не был практически никак связан, тем не менее возникла мысль по поводу создания такого института, где можно было бы выявлять наиболее лучшие образцы, способствовать тому, чтобы больше появлялось отечественных продуктов. Когда первый проходил фестиваль в 2006-м году и признавалась премия наша «Музыкальное сердце театра» ещё в концертном зале России на Варварке, видно было, что большинство просто подавляющее — это западные лицензионные продукты. Тем не менее мы старались поддерживать интерес ко всему, понимая, что не наступило ещё время, когда можно говорить, что у российского музыкального театра наметился свой путь. А поскольку на старте мы были вместе, у меня был партнёр — Наталья Громушкина, актриса театра и кино, и Алексей Львович Рыбников, который стал президентом нашего фестиваля-премии. И первое время — с 6 по 12-й год, мы это реализовывали, проводя и фестивали, и саму церемонию вручения премии в Москве. Потом произошёл определённый период, когда принципиально менялась экономическая ситуация в стране, мы не были ориентированы никаким образом на государственную поддержку, это все было ориентировано либо на самоокупаемость продаж билетов, либо какая-то спонсорская помощь. После того как эти связи стали нарушаться, и возможности всех стали сокращаться, мы просто взяли такую длительную паузу и только в 2021-м году осуществили перезагрузку, поняв, на что нам нужно делать акценты, когда появилось большое количество наших произведений, когда видно было, что жанр... Но жанр мы говорим: музыкальный театр, потому что, к сожалению, в сознании российского широкого зрителя, потребителя музыкальный театр часто воспринимают как оперу и балет. Это ошибка, это просто так получилось, что они закрепили за собой это словосочетание, оно ошибочно, потому что во всём мире есть опера и балет, а есть музыкальный театр, это все театральные постановки, все их типы — это и рок-опера, и мюзиклы, и оперетты, и различные оперы и драмы и так далее, где присутствует музыкальная драматургия. Любой спектакль он рассчитан на широкую зрительскую аудиторию, поэтому что бы мы ни говорили, как бы мы с уважением ни относились к опере, которая является бабушкой или прабабушкой того же самого мюзикла, это мама оперетты или водевиля, в результате на оперу ходят люди подготовленные, они знают, что это за материал, они разбираются в нюансах, они умудряются в течение трёх, четырёх, пяти часов не заснуть, с удовольствием воспринимают происходящее на сцене, когда в течение 30 минут могут пытаться объясниться друг другу в любви солисты. Многие это знают, в этих нюансах разбираются, получают определённое удовольствие. А что касается музыкальных спектаклей, они именно на широкую аудиторию. Тот же самый мюзикл «Маяковский», несмотря на то, что небольшой зал, можно было видеть и пожилых людей, пенсионеров, которые просто являются любителями поэзии Маяковского пришли, и маленькие дети, школьники, которые пришли в рамках школьной программы, и какой-то бизнес-пипл, и даже иностранцы, то есть настолько широкий этот пласт зрительский. Вот музыкальный спектакль рассчитан именно на широкую аудиторию, где каждый на своем уровне снимает информацию, свои смыслы. Здесь задача постановщиков и продюсера заложить правильные вещи, чтобы в результате никто не смотрел это таким образом, что он может получить какой-то негативный эффект. Для меня и для тех людей, с кем я работаю важно, чтобы были доведены правильные смыслы, правильные ценности.

Диакон Игорь Цуканов:

— «Вечер воскресенья» на радио ВЕРА, дорогие друзья, у микрофона диакон Игорь Цуканов, сегодня у нас в гостях Дмитрий Калантаров, генеральный продюсер национальной музыкальной премии «Музыкальное сердце театра», сооснователь направления национальной ассоциации организаторов мероприятий, член общественного совета при Министерстве культуры России. Мы вернёмся в студию буквально через несколько секунд, пожалуйста, не переключайтесь.

Дорогие друзья, добрый вечер, «Вечер воскресенья» на радио ВЕРА, у микрофона в студии диакон Игорь Цуканов. Сегодня мой гость Дмитрий Калантаров, генеральный продюсер национальной музыкальной премии «Музыкальное сердце театра», сооснователь направления национальной ассоциации организаторов мероприятий, член общественного совета при Министерстве культуры России. Дмитрий, добрый вечер ещё раз, Христос Воскресе!

Дмитрий Калантаров:

— Воистину Воскресе, добрый вечер.

Диакон Игорь Цуканов:

— В прошлом получасе мы с вами начали говорить про премию сооснователем которой вы являетесь, это премия «Музыкальное сердце театра». Вы рассказали, что начинали в 2006-м году, когда музыкальный спектакль в России находился на этапе становления, очень много мюзиклов под западными лицензиями выходило. Вот сегодня ситуация, видимо, меняется. У вас уже сейчас 18 номинаций в рамках этой премии, да?

Диакон Игорь Цуканов:

— Количество номинаций, на самом деле, практически не изменилось. Их и было 18, задача была в рамках премии отметить все профессии, различного рода деятельности, которые задействованы, которые играют важнейшую определяющую роль в музыкальном спектакле. Это авторы, постановщики, исполнители и продюсер.

Диакон Игорь Цуканов:

— Что мне показалось интересным, когда я читал про эту премию, уже два года, как вы этот фестиваль проводите в других городах. Раньше это была Москва, а теперь это и Новосибирск, и Екатеринбург. Это что значит? Что уже в регионах стали появляться какие-то интересные спектакли? Или вы специально стали ездить в регионы, чтобы как-то подразвить эти жанры театральные, чтобы заинтересовать местных режиссёров?

Дмитрий Калантаров:

— Традиционно всегда кроме Москвы и Питера на театрально-музыкальной карте присутствовало ещё два-три города. Это Екатеринбург, Новосибирск и Пермь. В последние годы, последние лет пять, появилась такая тенденции, что во многих городах начинала биться жизнь, и музыкальные театры стали центром притяжения. Более того поскольку музыкальный театр нацелен не только на широкую аудиторию, общедоступен к восприятию, но при этом, будучи самым зрелищным видом театрального искусства, он способствует тому, чтобы к самой площадке, на которой происходит музыкальный спектакль, ещё и был повышенный интерес со стороны зрителей, общественности. И сами спектакли, и сами театры становятся культурным лицом и участвуют в формировании брэнда города. Поэтому за последние несколько лет драматические театры стали ставить музыкальные спектакли, поскольку безусловно у нас есть некоторые сложности, учитывая, большая часть студентов, которые идут в театральные вузы — идут на платное обучение, то есть селекция, которая была в прошлом веке в нашей стране, её нету, поэтому очень большое количество артистов выпускаются, которые не очень обустроены для участия в музыкальных спектаклях, хотя, казалось бы, это прямая профпригодность.

Кроме того, что нужно было сдать актёрское мастерство, у тебя должен быть развит речевой аппарат, ты должен произносить какие-то тексты, ты должен быть и пластически обустроен, и вокально. Но тем не менее благодаря смелым инициативным директорам и художественным руководителям, которые находится на сегодняшний день в ряде городов, они даже брали драматический театр в свой репертуар, ставили музыкальные спектакли, и потихоньку они начинают им тоже наполнять репертуар, тем самым решая круг задач, привлекая к себе дополнительное внимание, способствуют более эффективному наполнению кассы, которое дает любому учреждению культуры развиваться, платить зарплаты и так далее. В этом году одним из самых интересных, на мой взгляд, городов, который до этого был не очень представлен вот именно культурный музыкальный театр, это Кемерово и Кузбасс. Ряд спектаклей, которые там вышли в последнее время, в большинстве это заслуга руководства музыкального театра местного и сотрудничества их с нашим академиком, композитором и продюсером им Кимом Брейтбургом, который на последней церемонии вручения премии стал лауреатом этих двух номинаций как композитор и как продюсер. Вышел ряд постановок, которые произвели фурор не только на местном уровне, это уже стало местом культурного паломничества, если даже люди, которые раньше имели отношение к руководству и к ведущим компаниям в городе, они обходили театр стороной, то, по крайней мере, сейчас они говорят, что уже невозможно даже билет купить. Кроме того, в Кузбассе, в Кемерово строится и запускается один из четырёх культурных кластеров. Это выбрано четыре города — Калининград, Севастополь, Владивосток и Кемерово, где строятся большие культурные кластеры, куда будут входить и филиалы музыкального театра, и учебные заведения, и музей, где-то большой, где-то Мариинка, где-то Русский, где-то Третьякова и так далее. И вот в Кемерово запускают один из первых — это школы музыкального и театрального искусства. Это огромный современный комплекс образовательный, который в мае должен быть сдан и с сентября примет первых студентов. Поэтому с этого года мы решили идти уже не туда, где сложившиеся традиции, а там, где уже намечен определённый путь развития, и где мы можем определённым образом внести свою лепту, поспособствовать, посвятить те достижения, которые в этом регионе появились, и в тоже время познакомить жителей города и региона, привези к ним лучшие музыкальные спектакли из других регионов. Вот по этому пути мы развиваемся.

Диакон Игорь Цуканов:

— Дмитрий, хотел немножко поменять тему, мы находимся на радио ВЕРА и обязательно должны поговорить о вашем пути как христианина. Мне вот интересно ещё ваше осмысление всей этой деятельности, связанное с развитием музыкального театра в России с христианской точки зрения. Почему для вас это важно как для христианина? Как вы себя реализуете именно как верующий человек в этой деятельности?

Дмитрий Калантаров:

— Для меня это тоже такой эволюционный процесс, вопрос взросления и роста. Анализируя, как я пришел в эту профессию и первые инициативы были в рамках музыкального театра, первые проекты, то я понимаю, что несмотря на то, что я весь свой осознанный возраст носил крест, я понимал, естественно, что такое хорошо и что такое плохо, но в своих первых шагах мной двигали такие греховные чувства как гордыня. Мною двигало, чтобы сдвинуть какую-то гору, реализовать проекты, тем самым получить моральное удовлетворение от того, что я смог, что коллеги, близкие могут это оценить. Находясь в этом состоянии, я сделал много, делал много ошибок, и спустя какое-то время, видимо, произошла переоценка ценностей, появились истинные правильные смыслы. И потихонечку стало все налаживаться и появилось понимание куда двигаться дальше и ради чего ты этим занимаешься.

Диакон Игорь Цуканов:

— Понимание появилось, можно поподробнее? Куда двигаться захотелось?

Дмитрий Калантаров:

— Более отчётливо стало понятно, что то, что ты делаешь, должно служить людям, должно приносить пользу, помогать им в решении их вопросов, проблем, а где это, может быть, способствовать тому, чтобы наставить на путь истинный. Я знаю, что ряд проектов, ряд спектаклей действительно меняет мировоззрение и оценку людей. Все мы знаем, что иногда слеза очищает, в частности, мюзикл «Алые паруса», который у нас был в последней редакции, я помню, что один из моих знакомых, достаточно брутальный мужчина, воцерковленный, может быть, в то время не очень, сейчас в большей степени, потому что понятно, что вся наша жизнь — это путь к Богу. У кого-то это происходит моментально, чуть ли не за один день меняется всё, а кто-то к этому идёт десятилетия, а кто-то всю жизнь. Я просто помню, что, смотря мюзикл, который рассчитан на семейную аудиторию, посмотрев его в очередной раз, то есть не один раз, а много раз, потому что там есть очень проникновенные моменты, через которые человек за счёт грамотного использования средств художественной выразительности на основе богатого музыкального литературного материала удается то, чтобы человек ощутил некоторые катарсис. Естественно, это нельзя сравнить с ощущением, что на тебя благодать опустилась, но, по крайней мере, он чувствует, что с ним что-то происходит, он начинает меняться, даже плачет. Мой знакомый подошел, подошел и сказал: ты знаешь, вот я сегодня посмотрел спектакль, мне кажется, что артисты немножко сегодня то ли халтурили, то ли что-то ещё, (как можно халтурить в мюзикле? где невозможно расслабиться ни на секунду, очень жёсткая схема, там никто не стоит, как в драматическом театре, облокотившись на рояль и задумчиво не смотрит в потолок, на протяжении целой сцены. Это все равно постоянные действия, одна сцена переходит другую, все очень динамично. Различные уровни действия). Я говорю: почему ты так решил? Он отвечает: я, когда смотрю обычно, четыре или пять раз комок в горле, а вот сегодня я посчитал, было только два. Для меня это, несмотря на то, что ему показалось, что артисты халтурили, для меня это показатель того, что даже взрослые мужчины, мы его как бы заполучили, соответственно смогли на него повлиять. Поэтому, что говорить про девушек и тем более детей и подростков? Ну ещё можно привести пример, буквально недавно закончился большой проект, который мы осуществляли при поддержке президентского фонда культурных инициатив — это «Юные актёры детям Донбасса». И мы на протяжении восьми месяцев проехали по многим российским регионам, где находились дети из новых территорий, из зоны проведения СВО, которые были вывезены, мы показывали им спектакли, которые способствовали бы интеграции их в наше культурное российское пространство, приобщение к театральному искусству, учитывая, что это юные актёры, безусловно это доверие, когда на сцене их сверстники, ну и самый главный момент — это настрой их и демонстрация каких-то принципов и духовно-нравственных ценностей, которые мы исповедуем. И вот мы два спектакля, один — это детский мюзикл композитора Евгения Крылатого «Красная шапочка», а второй это такой спектакль-урок по Шекспиру Ромео и Джульетта, «Юная любовь в пяти театральных измерениях», когда в рамках одного спектакля он показан посредством использования пяти театральных школ: античного, дель арте, кабуки, системы Станиславского и театра Брехта. И каждая часть она решена полностью, что касается манеры актёров, игры, музыкальный материал, какие-то мизансцены, костюмы полностью решено как пять в одном. И те отзывы, которые мы получали от детей, их неподдельные искренне реакции, и глаза, а некоторые, даже вообще впервые оказались в театре детишки какие-то донецкие, мы понимаем, что мы заложили правильную основу для их дальнейшего взросления.

Диакон Игорь Цуканов:

— Дмитрий Калантаров, дорогие друзья, сегодня в гостях у «Вечера воскресенья». Дмитрий Калантаров генеральный продюсер национальной музыкальной премии «Музыкальное сердце театра», сооснователь направления национальной ассоциации организаторов мероприятий, член общественного совета при Министерстве культуры России У микрофона диакон Игорь Цуканов. Дмитрий, а вот интересно, вы начали говорить о том, что действительно хорошее и качественное представление, искренний спектакль может действительно какой-то комок в горле вызвать у зрителей, действительно можно тут и новый спектакль смотря или просто слушая какую-то музыку о чем-то задуматься, и это может привести к размышлениям в том числе и о Боге. Вот в вашей жизни было какое-то соприкосновение с искусством, которое бы вас изменило в этом смысле, именно в духовном смысле? И вообще ваш опыт прихода к вере был интеллектуальным или он был связан с тем, что вы на каком-то эмоциональном уровне что-то почувствовали, или это был человек, знаете, как бывает, увидишь человека, и понимаешь, то, во что он верит, что он исповедует — это правда, потому что он живёт так на самом деле. Вот как это было у вас? Что на вас повлияло?

Диакон Игорь Цуканов:

— Вы знаете, я сейчас не могу вспомнить, что конкретно повлияло, но я понимаю, что на протяжение после школьного периода или начиная со студенческих лет, я просто с каждым годом потихоньку делаю определённые шаги. Многие вещи свидетелем или участником которых я являюсь и то, что я анализировал, видел, читал, слышал, я укреплялся со временем именно в мысли о том, что есть безусловно истина, которой нужно придерживаться и выше ничего в этой жизни быть не может. Поэтому если изначально я просто приходил в церковь и ставил свечку, крестился, но на исповедь не ходил, знал одну молитву, в сложные моменты, когда было тяжело, я читал эту молитву «Отче наш», просил, в большинстве случаев, наверное, помогало. Со временем для меня это стало более осознанным и прожив уже лет 18 в браке в юридическом и физическом с супругой, мы пришли к тому, чтобы венчаться. И это произошло 12 лет назад, хотя до этого мы 17 лет прожили вместе. И после этого Бог стал больше входить в мою жизнь, я стал обращать внимание и стараться тоже соответствовать. Я человек грешный, и, наверное, слаб, не все мне удается, не все получается, дисциплинировать, собраться, может быть, не хватает духа, но во всяком случае я надеюсь, что с каждым днём, с каждым годом я становлюсь немножко к Богу ближе. Но одни из самых больших потрясений были у меня именно духовного плана, это когда я оказывался на Афоне. Несмотря на то, что сейчас ситуация очень непросто развивается, непонятно когда будет или нет возможность или даже желание появится, только время расставит все по своим местам, но, в частности, находясь там, я был свидетелем каких-то событий, которые там происходили и с другими людьми, которые туда поехали просто как туристы, будучи вообще чуть ли не кришнаитами, я помню один дядечка ехал и начал мне рассказывать, хотя вокруг были люди осознанные, на Пасху, но вот он говорил, что ему интересно, что он и там, и там, что вот он тоже слышал, захотел на Афон, в результате, когда был крестный ход, и он шел вместе с какой-то иконой Божьей Матери. И люди все подходят и там либо хоругви, либо крест, либо икону проносит, просто прикоснутся и передают следующему, в самом крестном ходе ну не знаю сколько 500 или 1000 человек участвовало, он шёл рядышком отвлечённо, чуть ли не семечки там пощёлкивал. И его кто-то из монахов просто за руку дёрнул как следующего, и он взял крест и в результате, пока он прошёл минуту, я просто увидел, что с ним произошло, он стал плакать, причитать, благодарить Господа, и просто видно было, все, кто рядышком был, просто поняли, что это опустилась благодать на человека в этот момент. И потом видно было, что это оставило на нём неизгладимое впечатление, отпечаток, я 100% уверен, что жизнь его изменилась, хотя понятно, что мы расстались в этот же день, но при этом, будучи за трапезой, в паломнической келье общались, он все равно пытался ещё как бы продвинуть тему, что что-то ему там в глаза надуло, хотя было огромное количество свидетелей, но никто же не пытался в этот момент с ним спорить, потому что понимали, что все уже, он в других руках.

Диакон Игорь Цуканов:

— Дмитрий, вот вы говорите, что потихонечку вы тоже совершаете этот путь, вы сейчас рассказывали, а мне как-то подумалось, что это образ вообще каждого из нас, человека, который как бы стоит рядом и щелкает семечки, а потом его выдёргивают и дают в руки крест, он минуту его несёт, и что-то с человеком происходит, это, наверное, обо мне, и о вас, и о любом из наших слушателей так или иначе, такой замечательный образ. По роду профессиональной деятельности вы занимаетесь тем, что вы формируете этот продукт: спектакль или мюзикл, то произведение, которое вы хотите сделать, представить людям. Вы активно участвуете в его постановке, в каких-то содержательных вещах. Вот ваша вера, чувство истины, о котором вы сказали, наверное, задаёт какие-то ограничения или какие-то принципы, исходя из которых, вы что-то можете поменять в спектакле или что-то добавить, а что вы категорически не приемлете, я имею в виду, как сказывается вера и знакомство с Евангелием на это и творческая составляющая вашей работы? Что для вас важно, чтобы было в том произведении, которое из ваших рук выходит.

Дмитрий Калантаров:

— Вопрос всегда стоит: чем руководствуются создатели. Если я понимаю, что возможно раньше или первые шаги для меня был основной момент, чтобы произвести эффект, чтобы было зрелищно, необычно, не как у всех, что-то инновационным, новаторским. Ну вот, в частности, театр такой «черноеНЕБОбелое», я был в девяностых один из первых продюсеров кто их вывез заграницу на фестиваль и так далее. Я, честно говоря, смотрю на себя и на то, что они делают, и понимаю, что это абсолютно мрачная негативная чёрная энергия. Но при этом я видел, что есть определённый круг потребителя в то время, которому можно этот продукт продать. Поэтому я им и занимался. На сегодняшний день я стараюсь, то, что я делаю, к чему прикасаюсь, благо, мне удается выбирать с чем заниматься, у меня нет заказчиков. Вы меня представили как одного из основателей, как члена ассоциации организаторов мероприятий, там немножко ситуация другая, есть заказчик, которому нужно сделать мероприятия, понятно, слава богу, мы живём не в те времена, не нужно ничего делать в бане, организовывать или ещё в каких-то местах непотребных, но тем не менее есть определённые пожелания заказчика, которым должен соответствовать. Раньше у меня не возникало сомнений, кто платит за музыку, та музыка и исполняется. Но со временем я от этого отошел, и я имею отношение только к тем проектам, только к тем инициативам, которые отзываются у меня в сердце, соответствуют моим принципам, и через которые я понимаю, что я могу донести, если не всегда это впрямую Божье слово, ну во всяком случае правильные смыслы до зрителей, которые являются конечным потребителями этого продукта.

Диакон Игорь Цуканов:

— Какое-то собственное внутреннее чувство и совесть.

Дмитрий Калантаров:

— Конечно. Получается, что вся эта среда формируется правильная, не бывает практически сейчас такого, что возникает момент, что выбор: поступиться какими принципами и пойти на уступки совести, нет. Слава Богу, что такого нет. И это произошло само собой. Если раньше с этим приходилось сталкиваться и пытаться думать, почему так происходит, почему ты стоишь перед этим выбором, и понимаешь, что ты просто рвешь резко, и говоришь, что я это делать не буду, ты понимаешь, что сказывается определённым образом на твоей компании, на твоих сотрудниках, о людях, которые на тебя завязаны в том числе и их уровень заработка и благосостояния, приходилось на эту тему думать. Вот сейчас таких вопросов нет. Есть определённая уверенность, что те шаги, которые я предпринимаю в профессиональном поле они только нужные, востребованы особенно сегодня, когда нужны какие-то положительные эмоции, для того чтобы не упасть и в уныние, подвергаясь влиянию информационного поля, в котором содержится очень много негатива и неконструктивного. Я надеюсь, что все идёт в правильном русле, надеюсь и в дальнейшем Боженька не покинет ни меня, ни моё дело, ни тех, кто со мной связан в наших исканиях в нашем пути.

Диакон Игорь Цуканов:

— Дмитрий, большое спасибо за эту беседу. Это очень интересный пример того, когда ты искренне стараешься делать то, что диктует совесть, то Господь как-то сам управляет, что не возникает неразрешимых противоречий и искушений. Они все равно есть какие-то, но не возникает таких ситуаций, когда нужно взять и все порвать, со всеми поссориться и подставить своих сотрудников. Оставить их без куска хлеба. Дай Бог, чтобы так и было, чтобы Господь и впредь помогал идти тем путём, который вы для себя наметили. Дорогие друзья, Дмитрий Калантаров, генеральный продюсер национальной музыкальной премии «Музыкальное сердце театра», сооснователь направления национальной ассоциации организаторов мероприятий, член общественного совета при Министерстве культуры России сегодня был с нами и с вами в студии светлого радио, Дмитрий, спасибо большое за то, что провели вечер с нами.

Дмитрий Калантаров:

— Спасибо большое вам за добрые пожелания и напутствия.

Диакон Игорь Цуканов:

— Ну а мы с вами, Бог даст, услышимся через неделю, в это же время, «Вечер воскресенья», у микрофона был диакон Игорь Цуканов, всего доброго, Христос Воскресе!

Дмитрий Калантаров:

— Воистину Воскресе!


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем