«Музыка лечит». Светлый вечер с Ниной Резник и Кириллом Розановым - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Музыка лечит». Светлый вечер с Ниной Резник и Кириллом Розановым

* Поделиться

Группа "Кукушкин баритон" Фото: vk.com

У нас в гостях были участники группы «Кукушкин баритон» Нина Резник и Кирилл Розанов.

Мы говорили с нашими гостями о музыке, творчестве, о том, как и почему они стали приезжать с выступлениями в больницы и хосписы, и конечно послушаем песни в исполнении группы «Кукушкин баритон».

Ведущая: Елизавета Горская


Л. Горская 

– В эфире радио «Вера», программа «Светлый вечер». Здесь с вами в студии Лиза Горская. И сегодня у нас в гостях наши давние друзья, группа «Кукушкин баритон». Нина Резник, певица, поэтесса лидер и создатель группы. И художественный руководитель Кирилл Розанов. Здравствуйте. 

К. Розанов 

– Добрый день. 

Н. Резник 

– Да, и ударник еще вдобавок ко всему. 

Л. Горская 

– Перкуссия, ударные. 

К. Розанов 

– Перкуссия и ударные.  

Л. Горская 

– Традиционно мы наших друзей-музыкантов зовем ближе к новогодним рождественским праздникам, чтобы украсить наш эфир и сделать его тоже праздничным. Ну и заодно нам рассказывают про то, что нового, что в творчестве, что произошло за год. А у вас что? 

Н. Резник 

– Ой, у нас был очень насыщенный год. Во-первых, я сразу хочу сказать: здравствуйте, дорогие радиослушатели, мы очень рады опять быть вместе с вами. И мы знаем, что многие слушают нашу музыку и даже узнают нас. Иногда, когда выступаем на фестивалях, люди подходят и говорят, что мы вас слышали на радио «Вера» – это очень приятно. 

Л. Горская 

– Очень приятно. 

Н. Резник 

– Спасибо вам большое. За этот год у нас произошло очень много разных событий. Во-первых, у нас изменился состав. И для нас это, конечно, большое событие, потому что вместо четырех человек нас теперь шесть, а иногда даже и семь – иногда подключается молодой рэпер. Вот недавно на концерте мы как раз... 

Л. Горская 

– Рэпер? 

Н. Резник 

– Да, мы включили в программу песню, в которой часть песни исполняет рэпер. Он специально написал стихи – если я правильно понимаю, что это такое, – ну какой-то речитатив, написал текст. 

Л. Горская 

– Тонко: стихи, если я правильно понимаю, что это. 

Н. Резник 

– Ну да, если можно назвать это стихами.  

Л. Горская 

– Осторожнее, Нина, а то послушает молодой рэпер и больше не придет. 

Н. Резник 

– Нет-нет, он мой сын, поэтому, конечно же, придет.  

Л. Горская 

– Куда денется. 

Н. Резник 

– Ну он очень талантливый, и он действительно написал специально для этой песни текст. Я просто на самом деле чисто терминологически не знаю, как это называть – это тексты, это стихи, это речитатив. Ну я думаю, что среди слушателей есть люди, которые знают, что такой рэп и, в общем, простят меня, если что. То есть мы в принципе полностью оправдываем название нашего стиля – «фьюжн» – то есть мы любим смешивать, экспериментировать... 

Л. Горская 

– И вот сейчас смешали. 

Н. Резник 

– Да, смешали. И вот в этом ключе мы пытаемся как раз делать новую музыку. Значит, нас теперь шесть человек... 

Л. Горская 

– Иногда даже семь, с юным рэпером. 

Н. Резник 

– Даже семь. Мы, в общем-то, любим всегда приглашать каких-то гостей и на записи, и на концерты, делать всякие сюрпризы интересные музыкальные. Потом у нас очень насыщенный год был в плане фестивалей. Ну это у всех музыкантов на самом деле. Вот лето прошло, лето и начало осени – это, конечно, бурное цветений фестивалей. Конечно, мы побывали, ну достаточно серьезно побывали на фестивалях в Подмосковье. Слава Богу, они развиваются, держатся на плаву.  

Л. Горская 

– Держатся. 

Н. Резник 

– Держатся на плаву, хотя, конечно, в плане организации многое есть, что сделать, улучшить и так далее. Ну по крайней мере, они остаются, , слава Богу. 

Л. Горская 

– Фестиваль – по организации это что-то, по-моему, фантастическое – очень трудоемкое, с кучей аспектов. 

Н. Резник 

– Да, конечно. Но вы знаете, все равно, вот мы смотрим, мы побывали, около пяти или шести фестивалей мы посетили... 

Л. Горская 

– За одно лето. 

Н. Резник 

– Да, ну это мало на самом деле, многие и побольше ездят. Ну вот мы, так сказать, выбираем. Опять же и нас выбирают, и мы выбираем, все-таки должны совпадать форматы. И нас поразило... Где вот было наводнение, Кирилл? В каком было фестивале наводнение? И мы попали прямо в самый пик... 

К. Розанов 

– «Бессонница». 

Н. Резник 

– Был фестиваль «Бессонница», и как раз прошли очень сильные ливни, и было потрясающе, значит, там размыло все. И, значит, глина, глинистое это месиво где-то в районе ну выше колена, наверное, вся дорога. 

Л. Горская 

– Да, это худший год «Пустых холмов» по описанию. 

Н. Резник 

– Вот что-то в этом роде, да, они даже вспоминали. Потому что многие люди, которые занимаются организацией этой «Бессонницы», видимо, тоже как-то связаны были с «Пустыми холмами». 

Л. Горская 

– Ну это невозможно забыть – там бульдозеры застревали, в этой глине. 

Н. Резник 

– Вот очень хорошо было организовано, выезд машин. Ну как бы кто заехал в какие-то совершенно глухие места, тот, конечно, выехать уже не мог, ждал понедельника и так далее. Но в принципе и нас вывезли, и музыкантов вывезли, и всех остальных и тягачами, и как-то выкладывали дорогу, как-то пытались там осушить и все. И вполне даже было весело и здорово организовано. Ну и как бы вот мы просто смотрим, как организаторы относятся к музыкантам, как они относятся к зрителям, как они ставят сцену, каких они технарей приглашают, например. Вот то есть какое-то техническое оснащение, как люди относятся к тому, что какой звук будет на сцене – это очень важно, конечно. Поэтому я говорю, что мы уже выбираем. Раньше, когда мы были совсем молодой группой, мы без выбора ездили, где бы только поиграть. Но потом все-таки мы поняли, что так нельзя, потому что музыка страдает. А от того что зритель просто услышит плохую музыку, он к тебе не придет. Он должен услышать хорошую музыку. А мы как раз и хотим, чтобы наша музыка звучала хорошо. Для нее очень важен звук, то есть потому что у нас интересные аранжировки, как нам кажется, и мы подходим к этому необычно, пытаемся сделать такую живую очень музыку. 

Л. Горская 

– Вы имеете в виду, что вы разборчивы именно по качеству звука? Или не только это для вас важно? 

Н. Резник 

– Ну вы знаете, там, например, нам не так важно, как нас накормят и не так важно, как нас там поселят, если поселят... 

Л. Горская 

– А кто с вами будет выступать? 

Н. Резник 

– Обязательно. Мы хотели бы, конечно, мы смотрим состав выступающих. Но прежде всего мы смотрим, как люди выполняют, например, технический райдер – что они, готовы ли они, допустим, нас привезти, отвезти.  

Л. Горская 

– А что такое технический райдер? 

Н. Резник 

– Кирилл. 

К. Розанов 

– Ну райдер – это комплект оборудования, который нужен для выступления. 

Л. Горская 

– Минимальный и максимальный. 

К. Розанов 

– Ну так скажем, максимальный в разумных пределах.  

Л. Горская 

– Ага, интересная формулировка. 

Н. Резник 

– Ну Кирилл писал просто, он одно время озаботился, значит, написал профессиональный райдер. Он там спрашивал совет, рекомендации у разных звукорежиссеров на разных площадках. И, наконец, написал райдер, который соответствует нашим требованиям. Ну как, требования – громкое слово, просто это минимум того, что нам нужно, чтобы хорошо звучать. Иногда мы можем даже что-то привезти, если у людей нет. Но лучше просто тогда заранее об этом говорить. Вот просто часто люди, например, говорят: да, мы выполним ваш райдер, а когда мы приезжаем – половины нету или все раздолбанное, поломанное или там недостаточно хорошего качества, или что-то хрипит, или какие-то шнуры не те. Ну в общем-то, не всегда... 

Л. Горская 

– А собой не навозишься, да, оборудования? 

Н. Резник 

– Нутеперь мы половину, наверное, каких-то вещей уже учитываем, заранее пытаемся выяснить. Но опять же, понимаете, Лиза, я становлюсь похожей на такую грымзу, потому что мы начинаем звонить, выяснять телефоны звукорежиссеров: дайте нам, мы сейчас вам позвоним. Звоним по три раза, по четыре раза на деле: а вот вы это сделали? а вот вы это сделали? 

К. Розанов 

– Ну так у нас был случай, что мы вообще не поехали, да? В Электроугли. 

Н. Резник 

– А был случай, да, что вообще мы не поехали, потому что никак не могли дознаться, собственно будет ли там вообще как-то аппарат. В итоге так это все и пропало втуне. Мы просто не смогли как бы даже решиться на это. Потому что это: а транспорта нет, оборудования нет, но вы приезжайте, сыграйте – это как-то не очень интересно. 

Л. Горская 

– При этом очень популярный фестиваль, и многие хотят на него попасть, но их не зовут. 

Н. Резник 

– Вы знаете, его уже нет. 

Л. Горская 

– Я знаю, просто о нем говорю в настоящем времени, потому что есть надежда, что вдруг что-то поменяется, и он снова появится. 

Н. Резник 

– Мы очень надеемся. Просто как обычно бывает, организаторы фестиваля – это обычно один человек, который является мотором. 

Л. Горская 

– И душой. 

Н. Резник 

– Да, и душой, который понимает...  

Л. Горская 

– Как сделать. 

Н. Резник 

– Что надо делать. Да, это и «Дикая мята», которая процветает именно потому, что там есть вот этот мотор – человек, который понимает, что он хочет. И ради музыкантов он как бы готов на все. Для него главное качество музыки и качество как бы организации там и для зрителей. Он лично – я Андрея Кукина имею в виду, да, – он лично общается с людьми, которые там претензии какие-то там ВКонтакте, я вот читаю там: вот там, нас не пустили там, какие-то проходки не были. Он лично общается, он заинтересован в том, чтобы всем было хорошо. А есть люди, которые просто как бы рядом с ними, да, просто вот рядом с этими моторами. И как только мотор пропадает – уходит, переходит куда-то, в другое место – и пропадает вся организация. Всё, ее нет, никто не готов взять на себя ответственность. Так же точно и с «Троицей» произошло. То есть ушел главный как бы – душа, организатор, и никто не смог больше взять на себя. 

Л. Горская 

– Ну он не сам ушел, насколько я знаю. 

Н. Резник 

– Вот это я не знаю. Ну в смысле того, что да, служба священника, мы знаем, предполагает, что могут бросить, так сказать на...  

Л. Горская 

– Перевести. 

Н. Резник 

– На фронта, на другие фронта. Ну это такой формат. 

Л. Горская 

– Жалко, такой фестиваль был уникальный. И действительно знаю, что многие туда рвались и спрашивали, что сделать, чтобы нас туда позвали. Причем такие музыканты, не последнего порядка. 

Н. Резник 

– Мы хотели туда попасть. Не успели. 

Л. Горская 

– Да. А звали не всех. То есть у них там тоже разборчивость. Кстати, вот тема разборчивости последнее время вот в моей личной жизни, вокруг меня все чаще как-то всплывает. Может быть, потому что огромный объем всего вокруг – и информации, и контента такого, сякого, музыкального, какого хочешь. И в какой-то момент уже понимаешь, что нужно включать какие-то жесткие фильтры. У вас есть такое? 

Н. Резник 

– У нас есть, конечно, да. 

К. Розанов 

– Все жестче и жестче. 

Л. Горская 

– Расскажите. 

К. Розанов 

– Ну к примеру, когда я пишу объявления о поиске музыкантов, у меня с каждым месяцем добавляется какой-то пункт, к примеру. У нас не было пункта о том, что нельзя выпивать до концерта, и он появился. 

Л. Горская 

– Жизнь диктует. 

К. Розанов 

– Да, или о том, что надо уметь быстро учить там песни.  

Л. Горская 

– Знать ноты. 

К. Розанов 

– Ну можно без нот.  

Н. Резник 

– Это он имеет в виду меня.  

Л. Горская 

– Да? 

Н. Резник 

– Нет, я ноты знаю, но я с листа не читаю и никогда нотами не записываю музыку. Как я говорю, владение инструментом чисто интуитивное. Шучу я. 

К. Розанов 

– Ну ноты это вторично, главное музыку понимать. Ну вот то есть и, конечно, требования растут и к фестивалям, и вообще там к разным площадкам. 

Л. Горская 

– Ну давайте тогда послушаем музыку, о которой так долго говорим. 

Н. Резник 

– Да. Я бы хотела сказать, продолжая наш разговор, чтобы подвести к песне, хочу сказать, что вот сейчас у нас новость опять же этого года в том, что мы наконец-таки выпускаем – ну как наконец-таки, не наконец-таки, а просто мы выпускаем новый альбом. Потому что так случилось, что в прошлом году мы только записали его, а весь год мы его сводили. Ну это чисто такие у нас межвнутригрупповые были пертурбации, Вот сейчас мы готовимся выпустить альбом новый, с новыми песнями. И какие-то песни слышали уже люди на фестивалях. И вот одна из этих песен, которые наконец-таки записана и выйдет, это песня «Титарира». 

Л. Горская 

– Я напоминаю нашим радиослушателям, что в гостях в радио «Вера» группа «Кукушкин баритон». Лидер группы – певица, поэтесса, Нина Резник. И художественный руководитель Кирилл Розанов. Мы говорим о группе. Песня, которая сейчас прозвучала, это фолк? 

Н. Резник 

– Ну так мы примерно называем наш стиль «фьюжн фолк», «фьюжн» и так далее, да. То есть песня-то авторская, то есть моя, но написана под влиянием фольклора русского народного. 

Л. Горская 

– Русского. 

Н. Резник 

– Да, русского фольклора. 

Л. Горская 

– Я знаю, что у вас не только русский фольклор, вы вообще как-то в теме. 

Н. Резник 

– Одно время мы как-то очень сильно увлекались музыкой разных народов. То есть у нас были в репертуаре английская, белорусская, немецкая – на немецком языке, грузинская – на грузинском языке. И, в общем, всячески мы там, и ирландские уже пытались разучивать, я даже искала татарскую песню. Ну в общем, но потом как-то нас развернуло немножко. Ну это периодами на самом деле. У нас все это есть, мы это все держим в репертуаре, но не в активе, так скажем. Но очень мы много слушаем разных песен, разного фольклора.  

Л. Горская 

– А русский фолк, да, современный фолк, он вообще жив, он развивается как-то? 

Н. Резник 

– Да, вот, кстати, у нас есть по этому поводу такие мысли, что немножечко мы, как сказать, буксуем чуть-чуть. Вот я говорю о людях, которые играют современный фолк так называемый, да. То есть сейчас у нас какой период? Люди берут народную музыку и пытаются аранжировать ее при помощи современных инструментов. И часто бывает так, что они не добавляют ничего, то есть они ее не обрабатывают. Грубо говоря, этот фолк, он как бы отдельно существует. Это то о чем вот недавно писал Борис Базуров, такой известный тоже фольклорный деятель, музыкант, такой мэтр, он как раз писал, что для того, чтобы играть фолк, не надо надевать косоворотку там, брать в руку там какие-то аутентичные инструменты. Просто фолк, он должен войти внутрь и как бы быть естественным твоим состоянием. То есть музыка должна впитать его и уже быть, как бы она должна быть естественной для сегодняшнего времени, но на базе вот этого, да, фольклорного вот этого, как сказать-то...  

Л. Горская 

– Помогайте. 

Н. Резник 

– Мировосприятия, наверное. Ну вот этой стихии как бы музыкальной. Потому что опять же у нас есть некое разделение. Фольклористы, которые занимаются аутентикой, то есть этнографией или занимаются развитием, не развитием, а сохранением и возрождением вот фольклорного вот этого... Фольклорной... 

Л. Горская 

– Культуры. 

Н. Резник 

– Культуры. А есть музыканты молодые, которые пытаются, значит, этот фольклор использовать сейчас в музыке. Но пока не существует какого-то нового варианта, да, перерождения. Как вот опять же я привожу в пример известного музыканта Роберта Планта. И он считается рокером, да, но на самом деле это, конечно, фолк, фолк-рок по большому счету, то что он делает последнее...  

Л. Горская 

– Он же живой? 

Н. Резник 

– Да, он вовсю вообще, выступает. 

Л. Горская 

– Как хорошо, что он живой. 

Н. Резник 

– Да, вовсю выступает. И мы когда смотрели его альбомы, и записи, и выступления, значит, там с двухтысячных годов – это совершенно новая музыка. Это с Led Zeppelin не имеет никакой почти связи, кроме того, что это Роберт Плант, да, что это великий музыкант. Но там вот именно вот это фольклорное начало выражено в его живой музыке. Там нет такого что – о, это фолк! о, а это рок! 

Л. Горская 

– А Донован? 

Н. Резник 

– Тоже хороший человек.  

Л. Горская 

– Ну он же берет эти фольклорные инструменты и мотивы, и он настолько их органично в свое творчество вплетает, он этим живет. 

Н. Резник 

– Да. 

Л. Горская 

– Это не искусственно ничего. 

Н. Резник 

– Да, да. То есть я вот, мы вот, мне кажется, наша группа как раз и движется по этому пути. Что у нас не выражено, не ярко выражен, по крайней мере, не всегда ярко выражен этот фольклорный элемент. Что если уж там какие-то дудки или там какая-то мелодика фолковая, то это фольклор. На самом деле это может быть просто песня, как бы звучащая современно, но в ней есть вот этот, эти ростки, эти корни как бы фольклорные. Ну наружу это не так явно, нарочито не выпячивается. Но вот, например, следующая песня, которую мы хотели предложить для прослушивания, да, это песня «Гамаюн». И вроде, казалось бы, эта песня, в ней нет ничего, что связало бы ее с фольклором... 

Л. Горская 

– Кроме названия. 

Н. Резник 

– Кроме названия, да, и то оно какое-то собственно такое полукнижное, да, собственно Гамаюн, сейчас в фольклоре не используется слово «Гамаюн». Нет песен про Гамаюна. 

Л. Горская 

– Но мы не знаем, были ли они, и использовалось ли оно, потому что мы же много потеряли из нашего фольклора.  

Н. Резник 

– Ну возможно. Хотя я слышала много, хотя не так много как, допустим, тот же Старостин, или Желанная, или Кабанов Андрей Сергеевич, который собственно вообще... 

Л. Горская 

– Или Котов. 

Н. Резник 

– Да, да. Понятное дело. Но пока нигде не услышала ни про Сирина, ни про Гамаюна. Ну про Сирина, может быть...  

Л. Горская 

– Кроме ансамбля «Сирин», по ассоциации, наверное, да, ассоциативно все же связанные вещи.  

Н. Резник 

– Видимо да, все-таки что-то в ней есть, для меня лично, связанное с русским фолком. И не только с русским, кстати, что-то такое корневое там есть. Но снаружи ничто не говорит об том. Ну вот это, собственно, слушателям будет легче решить, наверное, это, есть ли там какие-то фольклорные мотивы, будет интересно услышать ваше мнение, дорогие слушатели. 

Л. Горская 

– Ну мы сейчас ее послушаем, буквально через несколько минут. Вы вот скажите, этим подходом ваши к фолку к современному, вам вообще есть с кем поделиться? У вас есть соратники какие-то, сподвижники, сообщники – я не знаю, какой термин тут будет корректно использовать на этом поле. Или вот вы с вашим видением пока в одиночестве?  

Н. Резник 

– Как ты думаешь. Кир? 

К. Розанов 

– Ну мы не знаем никого.  

Л. Горская 

– Откликнитесь! 

Н. Резник 

– Не знаем. То есть мы в принципе участвуем, мы очень любим участвовать вот в разных этнических фестивалях, и где-то, понимаете, мы все время где-то между. То есть мы не фолк-фолк, то есть мы не можем сказать, что мы вот эти вот ребята, которые играют фолк, и в то же время мы не рок, мы не блюз, да, мы где-то все время именно «фьюжн». Поэтому когда мы попадаем, например, на фолковый фестиваль, мы стоим особняком, и вот в этой когорте, значит, людей, которые используют электронику, играют фольклор наш при помощи электронных инструментов, создают вот мистическую как бы такую атмосферу, и народу нравится впадать в этот транс – мы немножко про другое. У нас другие песни. Поэтому мы из этого формата выпадаем. К року мы тоже не принадлежим, потому что ну это совершенно как бы немножко опять же для нас узко. Мы скорее вот делаем, ради песни мы готовы экспериментировать, чтобы она звучала как-то по-своему, как она должна звучать, какой у нее должен быть характер. Если это будет регги – значит, это будет регги, если это будет блюз – значит, это будет блюз там и так далее. Опять же блюз не в чистом виде, а всего лишь элементы. Если это народный какой-то бит там какой-то, да, там плясовая какая-то музыка – значит, она должна частично вот каким-то боком своим касаться, в настроение попадать именно в такое. Ну но мы, конечно, да, мы немножко выпадаем. Хотя внешне наша музыка достаточно простая. То есть там ничего нет сложного, не какой-то там наворот концептуальный, да, это просто песни – про жизнь, про любовь, как правильно про нас сказали – светлая музыка. Просто светлая, радостная музыка. Вот и все. 

Л. Горская 

– Мы начали говорить про Роберта Планта, и по-моему отвлеклись. Я вспомнила, когда последний раз я видела Led Zeppelin, это сейчас – ну как сейчас, около года, по-моему, этому вирусному видео, как Led Zeppelin в зале смотрят исполнение Stairway To Heaven и плачут, сидят, старички.  

Н. Резник 

– Ну это разве вирусное? Это, по-моему, у них целая программа есть, где перепевают... 

Л. Горская 

– Нет, ну в смысле, оно вирусным образом распространилось. 

Н. Резник 

– А, наверное. 

Л. Горская 

– Оно, конечно, никакое не вирусное, оно по принципу распространения, по-моему, его смотрели все. Это, конечно, очень впечатляет. 

Н. Резник 

– Да. 

Л. Горская 

– А относительно его концепции фольклора, вот хотелось бы об этом все-таки поговорить подробнее. О, Плант, о, Донован, о, как органично! – мы, по-моему, ушли от этого, да? 

Н. Резник 

– Ну не совсем. Мне кажется, мы все сказали, в плане того, что просто человек не делает какой-то формат, он делает музыку. Что в эту музыку будет включено – неважно, главное, что в нем есть эта культура народная. Он просто, фолк – он внутри него. Они все выросли на самом деле на этой музыке. Мы просто на самом деле этого не понимаем очень часто, но когда начинаем слушать народную ирландскую музыку, народную английскую музыку – да в ней все эти мелодические моменты, все эти ключи есть, которые потом перешли в рок-музыку, понимаете, вот что интересно. Для меня это было открытием. Наверное, дл музыковедов то, что я говорю, это просто ну детский сад, да, потому что они это все знают. Но простые люди, которые слушают музыку, он этого не знают, они этого не считывают. Особенно мы, люди 80-90-х годов, для которых эта музыка была, вот просто для тех, для нашего поколения музыка – рок, блюз, да это была музыка живая, это была музыка новая, достаточно новая, поэтому мы не могли проникнуть в эти корни, мы не могли узнать истоки. А потом, со временем мы стали эти истоки для себя открывать и увидели, что на самом деле вся их музыка основана, зиждется как раз на фольклоре, на народной ирландской, и английской, и американской музыке, вся мелодика, какая, да, то есть все там.  

Л. Горская 

– Семь нот, и изобрести что-то новое сложно. 

Н. Резник 

– Да нет, дело не в этом. Я не про семь нот, а про то, что мелодические ключи, вот сами ключи, да, вот переходы мелодические, да, какие-то периоды мелодические и так далее, ритмические они все в этой музыке заложены. Мы не просто так русский фолк вот чувствуем, ощущаем, да, русский фольклор. Не потому что вот мы на территории живем, а потому что это в нас, ну как бы здесь есть просто вот эта атмосфера сама, эта культура все-таки не умерла, она в нас сидит. Где-то краем уха, где-то что-то услышали – и потом это в музыке воплощается. Единственное, что я хотела бы, вот о чем я говорю, что если там это не прекращалась связь, что эта почва, она постоянно как бы рождала, да, эти ростки, она никуда не уходила, то у нас она как бы пропадала – целые поколения, два поколения выросло без этого кода культурного, да. Поэтому сейчас пока что у нас период внешнего освоения фольклора. Но я надеюсь, что мы в конце концов перестанем думать: это фолк, а это не фолк. Все будет фолк, потому что все будет внутри музыки, вот этот фолк будет внутри музыки. 

Л. Горская 

– В этом смысле меня в свое время очень удивили наши коллеги из Польши, которые приезжали к нам сюда на радио поделиться опытом, и мы с ними делились. И в какой-то момент они, придя в студию и уже после воркшопа за чаем спросили, очень стесняясь: «А извините, а у вас можно петь?» 

Л. Горская 

– Мы такие: «В смысле? – Мы поселились в гостиницу и там, оказывается, нельзя петь. А мы уже четвертый день, нам как бы, мы уже не можем». А мы понимаем, что они этим живут. У них коллектив, они коллеги, они вместе работают. И для них петь вместе – это очень важно, это часть их культуры, которая у них как раз не прерывалась. И они тут пели у нас. И они русские знают песни народные больше, чем мы и лучше, чем мы, они слова все знают. А как они поют – и насколько чисто и голоса, и партии, и вот это само звучание – так интересно и очень-очень здорово. 

Н. Резник 

– Да, ну это конечно, и беда городской жизни. Потому что горожане вообще... 

Л. Горская 

– Они горожане. 

Н. Резник 

– Они горожане? 

Л. Горская 

– Да, они горожане. 

Н. Резник 

– Но это у нас, у нас вот просто люди, конечно. Если вы приедете куда-нибудь там совсем в глубокую провинцию, я уверена, что там, конечно, люди поют и так, не стесняясь, да, как бы собираются и поют. А в городах, наверное, уже нет. Я еще помню, я уже рассказывала эту историю, что я еще помню, когда там, в каком было году в конце 90-х годов. Я жила тогда на Коломенской и ходила когда, гуляла вечером, я слышала из окон песни, ну русские народные песни люди пели. Конец 90-х годов. Сейчас уже, естественно, проходишь мимо окон – не только песен не слышишь, но даже и каких-то посиделок люди не устраивают. Уже нету этого, да, вот этой культуры совместного чаепития, посиделок, разговоров там, песнопений – очень мало. Очень мало. 

Л. Горская 

– Ну может быть, это еще объясняется частично тем, что сейчас больше разнообразия досуга все-таки. 

Н. Резник 

– Да, да, есть такое, есть. И вот музыка должна это как-то лечить, я надеюсь. 

Л. Горская 

– Ну давайте попробуем, давайте попробуем. «Гамаюн», вы говорите? 

Н. Резник 

– «Гамаюн», да.  

Л. Горская 

– «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». Здесь у нас в гостях группа «Кукушкин баритон». Оставайтесь с нами, мы вернемся буквально через минуту. 

Л. Горская 

– В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Здесь с вами в студии Лиза Горская. У нас здесь еще наша любимая группа «Кукушкин баритон», наши постоянные гости. Музыку «Кукушкина баритона» вы часто слушаете в нашем эфире. И вот Нина Резник – лидер группы, художественный руководитель Кирилл Розанов, мы говорим о том, как «Кукушкин баритон» провел этот год. 

Н. Резник 

– Да, и задели по касательной все, что могли уже. 

Л. Горская 

– Да, и как он подходит к новому,2019-му. 

Н. Резник 

– Да, очень интересно. На самом деле мы еще не закончили про этот год, потому что, как правильно сказал Кирилл, он назвал это хорошим словом – открытие года у нас в этом году. В прошлом году у нас было открытие года – это наши выезды в приходы, мы открыли для себя этих прекрасных людей, и вообще этих храмы и так далее. Мы выезжали, выступали в воскресных школах, выступали на приходах, и нас звали, мы очень рады познакомиться были с такими замечательными людьми, священниками. В этом году так получилось, что мы где-то зимой попали на благотворительный, значит, бал детский, познакомились с организаторами, и через них к нам стали поступать приглашения в хосписы. Вернее так, сначала к нам пришло первое приглашение в хоспис, от которого нас немножечко так покоробило чуть-чуть, потому что, мы никогда в жизни... Во-первых, мы не знали, что такое хоспис, по большому счету. Так где-то слышали краем уха, что это места для поддержания, так сказать, помощи пациентам, больных онкологией, да, это, так сказать, последнее их пристанище, в том смысле, что они там получают какой-то уход, какое-то обезболивание, но в общем... 

Л. Горская 

– Общение, что немаловажно. 

Н. Резник 

– Общение, да. Ну в общем, мы не представляли что это такое. И вот когда нам предложили, как раз организатор Дарья Исакова сказала: вы ничего не обойтись, там все позитивно – что, казалось бы, по отношению к хосписам странно звучит. Но знаете, действительно. Мы когда туда приехали, там действительно оказалось все очень позитивно. Потому что есть медицинское обслуживание, есть некая, да, вот такая медицинская история, когда людям помогают именно как-то выживать, ощущать вот это достоинство, хотя бы какое-то, человеческое, чтобы боль ушла, уход и так далее. Но помимо этого есть некая человеческая составляющая. То есть этим занимаются волонтеры, в частности фонд помощи хосписам «Вера». Они занимаются, вот эти волонтеры, это как бы стена, даже нет, неправильно сказала, не стена, это посредники между вот самими пациентами и жизнью, да, они как бы возвращают пациентам жизнь – в том смысле, что они окружают их заботой, какой-то активностью, люди участвуют просто в жизни. Там они им, значит, привозят всякие мастер-классы, устраивают, какие-то танцы, привозят танцоров. К ним приезжают музыканты, к ним привозят, значит, какие-то вкусности. Они вывозят их в сад – вокруг хосписа этот сад, они устраивают какие-то тематические вечеринки. Мы когда приехали, по-моему, во второй раз, не помню, в каком хосписе это было, приезжаем – а там висят шарики, значит, черные шарики с какой-то пиратской символикой – значит, у них там была пиратская вечеринка. Ну то есть интересные всякие штуки они придумывают. То есть они там что-то, какие-то тарелки расписывают, каких-то куколок они лепят, еще что-то. То есть они постоянно в каком-то общении друг с другом, с людьми и так далее. Довольно открытая такая там атмосфера. И да, конечно, тяжеловато, в первый раз тяжеловато, потому что многие из них лежачие, да, многие плохо реагируют. Но все равно даже эта реакция очень важна, ее видно, да, то есть человек как бы ничего не делает, как бы только лежит, ну даже чуть-чуть руками хлопает, да, что-то такое, что-то он, может быть, говорит и так далее. Это прямо ну потрясающе. Потому что есть желание жить, да, до конца жизни почувствовать вот эту радость, да, какие-то моменты прочувствовать в себе, в людях. Ну в общем, что объяснять, все это понятно. И поэтому для нас это было очень важно как опыт и человеческий, и музыкальный, музыкантский опыт. И мы очень много тоже приобрели опыта. Хотя вот у нас было четыре поездки в хоспис за это время, уже эти четыре поездки очень много дали нам. Значит, что мы хотели бы, кстати, сказать. Я просто обещала у себя на страничке, на Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), сказать музыкантам и вообще людям, которые хотят заниматься вот такими делами, что им нужно сделать и к чему нужно быть готовыми, что мы поняли. Мы поняли, во-первых, что нужно полностью самим организовать эту поездку. То есть вы можете написать – там есть странички на Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), ВКонтакте есть у каждого хосписа своя страничка «Друзья хосписа» № такого-то – и там можно туда написать. Потом можно на сайте фонда «Вера» тоже обратиться в контактную информацию, там написать, там есть анкета и так далее – можно написать и просто обратиться к кому-то. И что делать – вы должны сами пытаться организовать машины, чтобы туда приехать, если вам нужен аппарат, везти аппарат туда. И посмотреть насчет репертуара, какой вы будете исполнять. Конечно, всякие депрессивные металл группы, я не думаю, что стоит... 

Л. Горская 

– Будут приветствоваться. 

Н. Резник 

– Да, будут приветствоваться, потому что в основном это пожилые люди. Но как меня недавно опять спросили: там, наверное, нельзя грустное? Ничего подобного – и грустное, и веселое, и самое разнообразное, и философское. Это такие же люди, как и мы, и совершенно они, поскольку они живут, живут полноценной жизнью, да, и сознание у них, так сказать, не отключилось. И поэтому они вполне готовы слушать самую разнообразную музыку и тексты и так далее. Конечно, я говорю, депрессивное не надо, во вполне философские, и грустные, и печальные, опять же, в пропорции. Не надо, чтобы все было печальным, да. Специально развлекать и веселить не стоит. То есть если у вас какая-то в репертуаре есть какая-то философская направляющая, то мне кажется, с ней и стоит ехать. Второе, что хочу сказать, что качество, конечно, материала должно быть довольно высоким. Потому что, как ни странно, обратная связь есть. Всегда люди потом говорят: ой, а нам не понравилось, а нам там как-то песни не очень и так далее. 

Л. Горская 

– А что это вы нам привезли. 

Н. Резник 

– Да, то есть они достаточно тоже, ну как и все люди... 

Л. Горская 

– Требовательны. 

Н. Резник 

– Требовательны, конечно. Особенно пожилые люди, они уж наслушались за свою жизнь-то музыки всякой разной, у них есть свои вкусы. Конечно, они любят мелодичную музыку. Они, конечно, любят нормальные какие-то тексты, да, без, как сказать, как это назвать... 

Л. Горская 

– Два притопа, три прихлопа? 

Н. Резник 

– Без эпатажа, так скажем, да. Ну что могу сказать, конечно, с легкой долей похвалы, скажу, что наша музыка нравится. Потому что у нас все-таки мелодичные песни, хорошие аранжировки, поэтому и мы... А, кстати, что хотела сказать – форматы. Если у вас группа, допустим, электрическая, то есть если вы такие, прямо рок-рок, ну продумайте, конечно, вопрос формата акустического. То есть если это не барабан, значит, какая-то перкуссия или кахон, или какой-то там барабанчик небольшой и так далее. Вот аппарат, который вы везете, тоже должен соответствовать. Вот Кирилл сейчас расскажет, какой мы возим аппарат, что мы туда привозим, и почему нам в принципе хватает. Кир... 

К. Розанов 

– Ну мы возим звук там ну в пределах там 500 ватт, не больше, чтобы просто там подзвучить голос, да? Потому что ну просят, чтобы было не громко... 

Л. Горская 

– А это все, прошу прощения, концерт, он проходит непосредственно в помещении самого хосписа, в палате, грубо говоря? 

К. Розанов 

– Нет, вообще здания хосписов, они все сделаны по одному проекту. И там есть холл – большой круглый, каменный, с хорошей акустикой, где можно петь даже и без микрофона. 

Н. Резник 

– Высокий потолок. 

К. Розанов 

– Очень высокий. 

Н. Резник 

– Такой, как оранжерея такая. Знаете, бывают такие оранжереи со стеклянным потолком, там такой балкончик. 

К. Розанов 

– Да, и эти холлы все симпатичные – там и цветы, и рыбки, и черепахи, и попугаи... 

Н. Резник 

– Диваны. 

К. Розанов 

– И там и детки приезжают, играют там во что-то. И там концерты можно устраивать. Мы привозим все свое. Находим машины, ну у нас там три машины едет.  

Н. Резник 

– Две с музыкантами, одна с аппаратурой 

К. Розанов 

– Да, люди помогают. 

Н. Резник 

– Не знаю, ну имеет смысл сказать, что в этот раз мы привезли, какое, допустим, там сколько у нас было комбиков, сколько микрофонов. Ну вот на шесть человек у нас там...  

К. Розанов 

– Три комбика, три микрофона.  

Н. Резник 

– Да, кахон вот. 

Н. Резник 

– К. Розанов 

– Перкуссия легкая. 

Л. Горская 

– Что такое комбик? 

Н. Резник 

– Это усилитель звука – колонка, только большая.  

Л. Горская 

– Почему он так называется? Что там скомбинировано? 

К. Розанов 

– Там скомбинирован микшерный пульт и усилитель, и динамик.  

Л. Горская 

– Понятно. Извините, работа у меня такая: раз уж сказали непонятное слово – объясните. 

Н. Резник 

– Вот и я тоже узнала наконец-таки, что туда входит. 

К. Розанов 

– Ну надо просто понимать, что в хосписах нет вообще ничего. Даже удлинителей. То есть если это концерт на улице – то везите с собой катушку 50 метров электрическую, 220. Если это концерт в холе, то везите с собой три-четыре удлинителя, потому что розетки может не оказаться поблизости или там все заняты. 

Н. Резник 

– Да. А если у вас выступление летом, и в хосписе нет, допустим, тентов, ну потому что часто нет, да, ничего, и по крайней мере, мы инициировали в один хоспис вот покупку тента. Мы бросили клич, люди накидали денег и мы купили два или сколько получилось, два или три тента. 

К. Розанов 

– Два, тента, да. 

Н. Резник 

– Ребята купили, да, по крайней мере, для выступления на улице. У них там прекрасный этот сад, и там тоже летом и в теплое время года вывозят пациентов под сень дерев, так сказать. Они там прекрасно отдыхают и, в общем, гуляют, и там же их и кормят. Иногда даже всякими вкусностями, там какое-то мороженое, им все время что-то привозят. Короче там все время что-то привозят. 

К. Розанов 

– Там пикники, и коктейли, и мороженое. 

Н. Резник 

– Да, да, вот. И тент для того, чтобы обезопаситься от дождя, на всякий случай там каких-то...  

Л. Горская 

– Ну и от солнца. 

Н. Резник 

– Ну да, и от солнца. То есть вот какие-то вещи, нужно понимать, что все будет зависеть от вас. Волонтеры будут делать все, что ну они будут рады вас принять, они вас накормят, напоят, все что могут, организуют, там как-то диваны раздвинут, но больше они... Розетки предоставят, покажут. 

К. Розанов 

– Но самое главное – это не волноваться, не бояться, там действительно все очень позитивно. И там первый этаж – там только пациенты, а второй этаж у всех хосписов это только для персонала. Там все чисто, запах там... 

Н. Резник 

– Хороший – запах еды, мороженого.  

Л. Горская 

– И коктейлей. 

Н. Резник 

– Но еще знаете, что важно сказать, что там вы когда будете выступать, вы выступаете не только перед пациентами. Вы выступаете еще и перед их близкими, которые приходят, которые находятся в тяжелом, конечно, состоянии да, в тяжелой ситуации, потому что они вынуждены страдать ну за своих близких, да, и ощущать эту потерю. Поэтому, конечно, им тоже очень нужно – и этот концерт, и отдохновение какое-то, да, какое-то такое ощущение какого-то тепла и так далее. Так что это дело хорошее. Более того, это в общем дает опыт чисто музыкантский. Потому что раскачать такую аудиторию, да, заставить их улыбнуться, заставить их как-то отреагировать... 

Л. Горская 

– Послушать. 

Н. Резник 

– Да, послушать – это, конечно, серьезно. Тем более что надо понимать, вы играете музыку, а в это время могут кого-то увозить – ну он устал там, хочет спать и увозят как бы. Это тоже нужно принять. Не потому что вы плохо играете, а потому что это такое состояние, да, человека. Ну вот недавно мы сыграли в хосписе в Зеленограде, и нам волонтер-девушка сказала, ну мы видели, как это происходило, что пациент попросил, он не мог говорить, он попросил, значит, блокнот и написал: «Сегодня я счастлив». Это, конечно, вот большой такой подарок, когда вот это тебе рассказывают. Думаешь: да, ну не зря приехали, здорово, что человек сегодня ощутил... 

Л. Горская 

– Да ладно приехали, живем не зря. 

Н. Резник 

– И живем не зря. Слава Богу, да. И, в общем, это очень здорово, что и люди так реагируют, что они готовы слушать музыку, это прекрасно. Да, кстати, классическим музыкантам очень предлагаю продумать репертуар. Надо все-таки более разнообразную и такую... 

Л. Горская 

– Менее снотворный. 

Н. Резник 

– Да, коротенькие какие-то, может, произведения, может, фрагменты – ну подумать. Потому что тяжело действительно людям. Не все, во-первых, классику умеют слушать, а тем более люди, ну пациенты хосписа, да, тут надо тоже хорошенько подумать, что вы будете играть. И больше говорить с людьми. Много говорить с ними надо, как-то вовлекать. Вот тоже совет.  

Л. Горская 

– Давайте послушаем музыку. 

Н. Резник 

– Давайте. 

Л. Горская 

– Какую? 

Н. Резник 

– Хочу предложить вам опять же песню с нашего нового альбома, песня называется «Королева». И у нее есть небольшая предыстория. Это песня вообще написана около 20 лет назад, она пролежала на полке, в ящике, и вот год назад мы ее вынули. То есть она вдруг вспомнилась, постучалась ко мне, сказала: я здесь. И мы ее сделали, записали. 

Л. Горская 

– Как долго у вас все хранится. 

Н. Резник 

– Бывает такое, да. Не все, но... Песня «Королева». 

Л. Горская 

– В эфире радио «Вера», программа «Светлый вечер». Здесь с вами в студии Лиза Горская. У нас здесь еще наша любимая группа «Кукушкин баритон», ее лидер, певица, поэт, Нина Резник и художественный руководитель Кирилл Розанов. Песня, прозвучала с нового альбома. Песне больше 20 лет – вот такой вот парадокс. 

Н. Резник 

– А альбом новый. 

Л. Горская 

– А альбом новый. А песне 20 лет – отлежалась, дождалась своего часа. 

Н. Резник 

– Ну да.  

Л. Горская 

– Расскажите про альбом, когда его ждать? 

Н. Резник 

– Мы надеемся, что мы его сделаем в два этапа. Мы сейчас выпустим – так модное слово – EP. 

Л. Горская 

– EP. 

Н. Резник 

– Да, EP выпустим – укороченную версию из пяти песен. Ну как-то мы просто очень долго ждали его выхода, мы очень долго его сводили и так далее. Сейчас хотим просто вот порадовать себя и людей, которые спрашивают: а есть ли у вас новый диск? Хотим выпустить его, наверное, после Нового года. И скорее всего, приурочим его к нашему сольному концерту в конце января. Мы хотим сделать сольный концерт. 

Л. Горская 

– Где? 

Н. Резник 

– Ну обычно мы делаем это в кафе «Сценарио» на Тверской, обычно мы так поступаем. Но если что-то, будут какие-то еще у нас варианты, мы об этом обязательно напишем на нашей странице ВКонтакте, на нашей странице в Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации). И там, в общем, в разных соцсетях, очень большая, ну как бы приглашение звучит из моих уст к слушателям: приходите – как сказать-то... 

К. Розанов 

– Добавляйтесь. 

Н. Резник 

– Добавляйтесь в группы – я еще не освоила терминологию, – добавляйтесь в группы и, да, и смотрите, когда у нас будет концерт. Обычно мы делам раз в месяц, раз в полтора сольные концерты. Плюс к этому мы выступаем на разных мероприятиях, куда нас приглашают. Вот недавно мы выступали на православном фестивале «Артос», там люди тоже приезжали специально нас послушать. В ближайшее время мы будем на каких-то благотворительных тоже мероприятиях. Ну надо смотреть просто опять же у нас в группе. Ну сольный концерт обязательно будет в конце января, так что ждем всех. И скорее всего, будет вот этот диск у нас с четырьмя-пятью песнями. 

Л. Горская 

– У вас сайт есть или вы все в соцсетях?  

Н. Резник 

– Мы ведем сайт, вернее у нас там висит эта страничка, да. Сайт есть, но пока не хватает времени так хорошо им заниматься. В основном активность у нас в соцсетях. Но сайт есть – http://kukubari.ru/  

Л. Горская 

– Как мило.  

Н. Резник 

– Мы сегодня на самом деле для наших слушателей устроили такое эксклюзивное прослушивание песен из нашего альбома. Потому что какие-то песни мы уже исполняем на концертах, но не записывали еще их хорошо в студии и так далее. А вот на альбоме как раз мы хотим эти песни разместить и сделать это именно таким отдельным альбомчиком. 

Л. Горская 

– Вы довольны? Или мысли уже, куда двигаться дальше, как развиваться, за счет чего делать творчество более объемным. Вот у вас музыканты новые появляются – это вот... 

Н. Резник 

– Это хороший вопрос. У нас есть мысли, да, есть мысли. Но опять же это мысли, знаете, какие, какого рода. Сейчас рэп, да, рэп-культура набирает обороты. Хотя многие говорят, что уже сбавляет обороты, потому что пик уже прошел, но все равно это как рок в своем время, да, это как бы он занял умы молодежи, они все хотят сейчас читать рэп, худо-бедно там и так далее. Но сам рэп – это, конечно, искусство. Вот сын у меня занимается рэпом, там помимо того, что он еще и учится в вузе там физико-математическом, он еще занимается рэпом. И что интересно, что между институтами проходят рэп-баттлы. И между вузами достаточно такого высокого уровня – МФТИ там и так далее, университет и прочие – то есть они как бы эту культуру развивают и любят. Иногда у них даже рэпы, значит, связаны с тематикой, да, по поводу физики могут там побаттлиться и так далее. То есть и когда нам сын показал и попробовал нас втянуть там – мы на кухне сидели, – попробовал нас втянуть в такой рэп-баттл мини, да, семейный... 

Л. Горская 

– Парируйте. 

Н. Резник 

– Это вообще невозможно. Если ты в этом не варишься, если ты эту культуру, это искусство не освоил хотя бы чуть-чуть, ты не сможешь. Это все-таки искусство. Когда нужно сейчас, прямо сейчас, экспромтом... 

Л. Горская 

– Искусство или навык? 

Н. Резник 

– И искусство, и навык, конечно. Ну как и любое искусство – это и навык тоже должен быть. Ты же не можешь просто так написать стихотворение, а тут еще экспромт. То есть ты должен уметь где-то ошибки какие-то, где-то недостатки человека, да, использовать в этом рэпе, а где-то просто какую-то тему тебе дают – ты начинаешь импровизировать. Это, конечно, серьезное искусство. Помимо того, даже если не импровизировать, а просто написать какой-то текст и прочитать его – это же еще связано с ритмическими какими-то делами. Это должно быть интересно ритмически. В этом суть рэпа, да, что он должен постоянно быть подвижным, менять как бы, там нет четко четыре на четыре, да, сильная, слабая доля, там все... Это как бы такой современный джаз, если так говорить. 

Л. Горская 

– Ну можно сказать, как джаз. 

Н. Резник 

– Да, вот что-то есть в этом общее. Поэтому мы в этом смысле думаем и хотим двигаться туда. Но как двигаться – не значит, что мы будем сейчас читать рэп, да, но не осуждаем эту культуру. Мы наоборот, хотим ее привлечь, хотим взять из нее самое интересное, самое вот, сок как бы. Посмотрим, как это, во что это выльется. Сын уже хочет написать нам уже на пару песен еще рэп. То есть мы его внедряем туда, интегрируем как бы рэп, объединяем с нашей музыкой и получается интересно. Так что приходите на концерты, и там вы все услышите. 

Л. Горская 

– А сейчас мы не можем, да, такого послушать еще? 

Н. Резник 

– Мы еще ее не записали. Это новое, это еще следующий как бы этап, это новая наша сейчас фишка. В том смысле, что мы только-только осваиваем, мы только пробуем. Но на концертах мы это уже делаем. 

Л. Горская 

– А что мы сейчас сможем послушать? 

Н. Резник 

– А сейчас мы хотим послушать наш гимн зиме. То есть это песня, которую мы всегда поем в преддверии зимы, мы этой песней зиму встречаем, и этой же песней мы потом зиму и провожаем. 

Л. Горская 

– Живем с ней всю зиму... 

Н. Резник 

– Да, песня называется «Белый город», она тоже войдет в наш новый альбом. Ну песню тоже многие слышали уже на наших концертах, но это не делает ее менее значимой. 

Л. Горская 

– Но нам еще придется оставить наших слушателей наедине с зимой, потому что, к сожалению, время нашей передачи закончилось. И я напоминаю, что в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер». У нас в гостях Нина Резник, лидер группы «Кукушкин баритон» – поэт, певица и художественный руководитель группы, Кирилл Розанов. Всего доброго.  

К. Розанов 

– Всего хорошего.  

Н. Резник 

– До свидания. 

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем