Русская литература знает много случаев, когда врачи становились прекрасными писателями – как, например, Чехов, Вересаев или Булгаков. Медицинская практика позволяла им глубже всматриваться в характеры людей и, несомненно, способствовала творчеству. Помогает она и матушке Евфимии, автору более полутора сотен художественных произведений и десятка с лишним изданных книг. Она - практикующий врач-невролог в одной из столичных клиник, известная современная писательница и… монахиня! Возможно, именно это любопытное пересечение жизненных сфер повлияло на то, что прозу матушки Евфимии с одинаковым интересом читают и люди, близкие к Церкви, и совершенно светские. Вот и для выхода её очередной книги – «Испытание чудом» объединились два крупных издательства: «Воскресение» и «ЭКСМО».
Это неудивительно – ведь в своем творчестве писательнице удалось совместить, на первый взгляд, невозможное: присущий врачам прагматизм и живую, горячую веру православного христианина. Может быть, поэтому её прозу часто – и уважительно! - называют «не женской». Так что, если сравнивать тексты монахини Евфимии с образцами из мировой классики, то можно вспомнить, наверное, Агату Кристи или Дафну Дюмарье, тоже в своё время сломавших стереотип о месте женщины в литературе.
С упомянутыми писательницами матушку Евфимию, пожалуй, роднит и стиль – в рассказах из книги «Испытание чудом» есть и детективные моменты, и постоянное, едва ли не на каждой странице, ощущение того, что происходит что-то необыкновенное. В рассказе под названием «Вопреки статистике» к героине Марье Ивановне в самые критические моменты её жизни приходит батюшка из церкви, в которую она ходила, когда была маленьким ребенком. Весь седой, очень похожий на Николая Чудотворца. Пришёл он к ней после сложной операции, когда она балансировала на грани жизни и смерти. А было Марье Ивановне в этот момент уже девяносто с небольшим…
А как потрясающе удаются писательнице художественные изложения житий святых! Повесть, по заглавию которой названа книга – не что иное, как рассказ о семи ефесских отроках, уснувших в пещере на несколько столетий. Автор прекрасно работает с деталями и вводит вспомогательных героев, не искажая сути повествования, и при этом, максимально приближая его к восприятию современного читателя.
Героев книги, очень разных, объединяет одно: все они становятся участниками или свидетелями чего-то необыкновенного, не укладывающегося в рамки их представления о мире. Они проходят настоящее «Испытание чудом» - и их сердца теплеют.
С вами была программа «Литературный навигатор» и её ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







