Русская литература знает много случаев, когда врачи становились прекрасными писателями – как, например, Чехов, Вересаев или Булгаков. Медицинская практика позволяла им глубже всматриваться в характеры людей и, несомненно, способствовала творчеству. Помогает она и матушке Евфимии, автору более полутора сотен художественных произведений и десятка с лишним изданных книг. Она - практикующий врач-невролог в одной из столичных клиник, известная современная писательница и… монахиня! Возможно, именно это любопытное пересечение жизненных сфер повлияло на то, что прозу матушки Евфимии с одинаковым интересом читают и люди, близкие к Церкви, и совершенно светские. Вот и для выхода её очередной книги – «Испытание чудом» объединились два крупных издательства: «Воскресение» и «ЭКСМО».
Это неудивительно – ведь в своем творчестве писательнице удалось совместить, на первый взгляд, невозможное: присущий врачам прагматизм и живую, горячую веру православного христианина. Может быть, поэтому её прозу часто – и уважительно! - называют «не женской». Так что, если сравнивать тексты монахини Евфимии с образцами из мировой классики, то можно вспомнить, наверное, Агату Кристи или Дафну Дюмарье, тоже в своё время сломавших стереотип о месте женщины в литературе.
С упомянутыми писательницами матушку Евфимию, пожалуй, роднит и стиль – в рассказах из книги «Испытание чудом» есть и детективные моменты, и постоянное, едва ли не на каждой странице, ощущение того, что происходит что-то необыкновенное. В рассказе под названием «Вопреки статистике» к героине Марье Ивановне в самые критические моменты её жизни приходит батюшка из церкви, в которую она ходила, когда была маленьким ребенком. Весь седой, очень похожий на Николая Чудотворца. Пришёл он к ней после сложной операции, когда она балансировала на грани жизни и смерти. А было Марье Ивановне в этот момент уже девяносто с небольшим…
А как потрясающе удаются писательнице художественные изложения житий святых! Повесть, по заглавию которой названа книга – не что иное, как рассказ о семи ефесских отроках, уснувших в пещере на несколько столетий. Автор прекрасно работает с деталями и вводит вспомогательных героев, не искажая сути повествования, и при этом, максимально приближая его к восприятию современного читателя.
Героев книги, очень разных, объединяет одно: все они становятся участниками или свидетелями чего-то необыкновенного, не укладывающегося в рамки их представления о мире. Они проходят настоящее «Испытание чудом» - и их сердца теплеют.
С вами была программа «Литературный навигатор» и её ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.