
Фото: Massimiliano Morosinotto/Unsplash
«Как удивительно вы смотрите на окружающее — вы всё видите в розовом свете», — заметил однажды студентке Петербургского Медицинского университета, юной Сашеньке Оберучевой, один из её преподавателей. За свою долгую жизнь Александре Дмитриевне, а с 1919 года — монахине Амвросии, как нарекли её в постриге, не раз приходилось слышать в свой адрес подобные слова. Спокойная, доброжелательная и жизнерадостная, матушка Амвросия воспринимала жизнь как Божье благословение независимо от того, радости или горести встречала она на своём пути. Матушка была очевидцем крупных исторических потрясений — Первой Мировой, октябрьской революции, Гражданской войны. Размышления об этом непростом времени, о себе, о жизни и о том, как она прекрасна и удивительна несмотря ни на что, монахиня Амвросия (Оберучева) записывала в дневник. Впоследствии её записи были изданы отдельной книгой под названием «История одной старушки».
Автобиография, мемуары, историческая документалистика, духовная проза — дать однозначное определение жанру этих записок просто невозможно, настолько они насыщены и многогранны. Детали биографии Александры, будущей матушки Амвросии, и исторические события связывает между собою нечто глубокое, светлое и чудесное, не бросающееся читателю в глаза, но постоянно присутствующее в повествовании и делающее его необыкновенным. Речь идёт об искренней вере в Бога самой героини, которая, принимая жизненные обстоятельства как Его волю, с готовностью встречает любые трудности. И именно вера помогает ей преодолевать их без горечи, обиды и ропота. Незадолго до смерти, по просьбе родных монахиня Амвросия Оберучева привела свои записи в порядок для возможной публикации. И дала им не только название — «История одной старушки», — но и подзаголовок: Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий«.
И ведь действительно: она была по-настоящему счастлива, когда после окончания Медицинского университета отправилась служить в глухое село под Смоленском, где день и ночь, часто вовсе без сна, бесплатно лечила больных крестьян со всей округи. А когда Александре Дмитриевне пришло время уезжать, пациенты несколько дней со слезами не хотели отпускать свою «докторшу».
Приняв монашеский постриг в Шамординской обители, неподалёку от монастыря Оптина Пустынь, Александра, а в монашестве — монахиня Амвросия — много общалась с последними оптинскими старцами — преподобными Нектарием, Анатолием и Никоном. Матушка рисует живые, яркие портреты этих подвижников ХХ века. Со старцем Никоном ей довелось разделить тяготы арестов и ссылок, которые последовали вскоре после революции. Но ни многочасовые допросы, ни лагерный барак, ни тяжёлая работа не озлобили и не изменили матушку Амвросию. Она со своей обычной спокойною радостью ухаживала за больными, делилась куском с ослабевшими и поддерживала павших духом.
«Хочешь быть счастливым — будь им!» — гласит знаменитый афоризм Козьмы Пруткова. Записки матушки, в сущности, говорят нам о том же самом. Но, в отличие от литературного мыслителя, монахиня Амвросия (Оберучева) не только побуждает, но и летописью собственной жизни, скромной озаглавленной ею «Историей одной старушки» показывает, что и вправду нет ничего невозможного в том, чтобы просто быть счастливым человеком.
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







