Когда в городе Хабаровске в дни празднования Великой Победы проходит шествие Бессмертного полка, среди портретов фронтовиков можно увидеть фотографию старенькой монахини. Светлое лицо, ясные голубые глаза. На монашеской рясе — георгиевская ленточка. Это — матушка Елисавета, в миру — Вера Ивановна Дмитриева. Медицинской сестрой она прошла всю Великую Отечественную войну. Вынесла с поля боя сотни раненых. Всю жизнь помогала людям делом и молитвой.
Молиться Богу Веру ещё в детстве научила бабушка. На дворе были неспокойные 30-е годы ХХ века. За молитвы могли упрятать в тюрьму. Вот и на отца Веры однажды кто-то написал донос. Его арестовали, и без лишних слов отправили в концлагерь. Вере тогда было 12 лет. Девочка решила: отца нужно выручать. Села за стол и написала письмо председателю Верховного совета СССР Калинину: «Дорогой дедушка Михаил Иванович, освободи моего папу». Мать Веры только головой покачала: разве обратят внимание на детскую наивную просьбу? А Вера опустила письмо в почтовый ящик, и каждый день горячо молилась. Однажды дверь дома распахнулась, и на пороге появился отец! Он с удивлением рассказывал, как его вызвало лагерное начальство и объявило: «Свободен! Благодари дочь. Она тебя спасла».
Спасать людей казалось Вере самым естественным делом. Может быть, потому что с детства она видела, как делают это отец и мать — оба были медиками. По их стопам пошла и дочь — в 1939 году Вера поступила в школу медицинских сестёр. 22 июня 1941 года она сдала последний выпускной экзамен. И узнала, что началась война... Девушка сразу же побежала на призывной пункт — записываться добровольцем. Военный комиссар смерил взглядом маленькую, худенькую фигурку... и отправил домой. Сказал: «Помогай пока в больнице. Там тоже люди нужны». И Вера стала работать в сельской амбулатории. Жила она с родителями тогда на Ставрополье. Днём ухаживала за больными и ранеными. В свободное время — а было оно только ночью — вместе со всеми собирала пшеницу на полях — таскала на молотилку тяжёлые снопы. В 1942-м в Ставрополь и его окрестности пришли фашисты. В больничной палате у Веры тогда лежали несколько раненых офицеров. Сообразив, что немцы непременно придут их искать, Вера придумала выход. Переодела бойцов в крестьянскую одежду, а на дверь палаты повесила объявление об инфекционном карантине. Сработало: немцы зайти к больным побоялись. А вскоре и вовсе ушли из села. Офицеры были спасены.
Под Ставрополем тем временем шли тяжёлые бои, и Вера пошла работать в военный госпиталь. По несколько дней подряд она не смыкала глаз. Когда другие медсёстры буквально падали от усталости, вставала на их место к операционному столу. Летом 1942-го госпиталь перевезли под Сталинград. Ехали в деревянных вагонах, заполненных ранеными. Прямо на ходу врачи проводили операции, а Вера ассистировала. Несколько раз налетали фашистские самолёты, и Вера на руках вытаскивала из поезда тяжело раненых, прятала от бомбёжки в высокую траву. Выдержать все тяготы девушке помогала молитва. Господь не раз спасал от верной гибели и саму Веру, и её товарищей, за которых она молилась. В одном из боёв на передовой Вера заболела. Она лежала в окопе с температурой сорок градусов. Под артобстрелом, в полубреду, девушка повторяла шёпотом 90-й псалом: «Живый в помощи Вышняго...». Фашистские танки приближались. Солдаты уже не могли их сдерживать. И вдруг в небе появились советские истребители! В считанные секунды вражеское наступление было отбито. Бойцы удивлялись: откуда только взялись наши самолёты? А Вера точно знала: это Господь помог.
После войны Вера Ивановна переехала в Хабаровск. До пенсии трудилась медсестрой в районной поликлинике. А в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Матушка до конца своих дней занималась сбором средств на городские храмы. Во многом благодаря её трудам в Хабаровске появилась церковь преподобного Серафима Саровского. А ещё монахиня Елисавета (Дмитриева) писала стихи. О жизни, о войне и о Боге:
Медсёстры видели погибших на полях
И раненых, больных и обожженных,
Их выносили на своих руках,
Писали письма матерям и жёнам.
Стонали раненые:
«Господи, помилуй.
Сестра, спаси, сестрица, помоги!..»
Снаряды падали то рядом, то летели мимо...
И да воскреснет Бог, и расточатся лютые враги!
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница