
Когда в городе Хабаровске в дни празднования Великой Победы проходит шествие Бессмертного полка, среди портретов фронтовиков можно увидеть фотографию старенькой монахини. Светлое лицо, ясные голубые глаза. На монашеской рясе — георгиевская ленточка. Это — матушка Елисавета, в миру — Вера Ивановна Дмитриева. Медицинской сестрой она прошла всю Великую Отечественную войну. Вынесла с поля боя сотни раненых. Всю жизнь помогала людям делом и молитвой.
Молиться Богу Веру ещё в детстве научила бабушка. На дворе были неспокойные 30-е годы ХХ века. За молитвы могли упрятать в тюрьму. Вот и на отца Веры однажды кто-то написал донос. Его арестовали, и без лишних слов отправили в концлагерь. Вере тогда было 12 лет. Девочка решила: отца нужно выручать. Села за стол и написала письмо председателю Верховного совета СССР Калинину: «Дорогой дедушка Михаил Иванович, освободи моего папу». Мать Веры только головой покачала: разве обратят внимание на детскую наивную просьбу? А Вера опустила письмо в почтовый ящик, и каждый день горячо молилась. Однажды дверь дома распахнулась, и на пороге появился отец! Он с удивлением рассказывал, как его вызвало лагерное начальство и объявило: «Свободен! Благодари дочь. Она тебя спасла».
Спасать людей казалось Вере самым естественным делом. Может быть, потому что с детства она видела, как делают это отец и мать — оба были медиками. По их стопам пошла и дочь — в 1939 году Вера поступила в школу медицинских сестёр. 22 июня 1941 года она сдала последний выпускной экзамен. И узнала, что началась война... Девушка сразу же побежала на призывной пункт — записываться добровольцем. Военный комиссар смерил взглядом маленькую, худенькую фигурку... и отправил домой. Сказал: «Помогай пока в больнице. Там тоже люди нужны». И Вера стала работать в сельской амбулатории. Жила она с родителями тогда на Ставрополье. Днём ухаживала за больными и ранеными. В свободное время — а было оно только ночью — вместе со всеми собирала пшеницу на полях — таскала на молотилку тяжёлые снопы. В 1942-м в Ставрополь и его окрестности пришли фашисты. В больничной палате у Веры тогда лежали несколько раненых офицеров. Сообразив, что немцы непременно придут их искать, Вера придумала выход. Переодела бойцов в крестьянскую одежду, а на дверь палаты повесила объявление об инфекционном карантине. Сработало: немцы зайти к больным побоялись. А вскоре и вовсе ушли из села. Офицеры были спасены.
Под Ставрополем тем временем шли тяжёлые бои, и Вера пошла работать в военный госпиталь. По несколько дней подряд она не смыкала глаз. Когда другие медсёстры буквально падали от усталости, вставала на их место к операционному столу. Летом 1942-го госпиталь перевезли под Сталинград. Ехали в деревянных вагонах, заполненных ранеными. Прямо на ходу врачи проводили операции, а Вера ассистировала. Несколько раз налетали фашистские самолёты, и Вера на руках вытаскивала из поезда тяжело раненых, прятала от бомбёжки в высокую траву. Выдержать все тяготы девушке помогала молитва. Господь не раз спасал от верной гибели и саму Веру, и её товарищей, за которых она молилась. В одном из боёв на передовой Вера заболела. Она лежала в окопе с температурой сорок градусов. Под артобстрелом, в полубреду, девушка повторяла шёпотом 90-й псалом: «Живый в помощи Вышняго...». Фашистские танки приближались. Солдаты уже не могли их сдерживать. И вдруг в небе появились советские истребители! В считанные секунды вражеское наступление было отбито. Бойцы удивлялись: откуда только взялись наши самолёты? А Вера точно знала: это Господь помог.
После войны Вера Ивановна переехала в Хабаровск. До пенсии трудилась медсестрой в районной поликлинике. А в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Матушка до конца своих дней занималась сбором средств на городские храмы. Во многом благодаря её трудам в Хабаровске появилась церковь преподобного Серафима Саровского. А ещё монахиня Елисавета (Дмитриева) писала стихи. О жизни, о войне и о Боге:
Медсёстры видели погибших на полях
И раненых, больных и обожженных,
Их выносили на своих руках,
Писали письма матерям и жёнам.
Стонали раненые:
«Господи, помилуй.
Сестра, спаси, сестрица, помоги!..»
Снаряды падали то рядом, то летели мимо...
И да воскреснет Бог, и расточатся лютые враги!
Все выпуски программы Жизнь как служение
Великосельский Кремль (с. Великое, Ярославская область)

Есть под Ярославлем село Великое. Первые письменные упоминания о нём относятся к концу 14 столетия. На его древней земле русские воины бились с ордынцами и сходились в междоусобных схватках удельные князья. В 1612-м по пути на Москву в Великом останавливались войска Народного ополчения Минина и Пожарского. А в 1702-м здесь побывал Пётр Первый. На одном из великосельских домов сегодня можно даже увидеть табличку, которая сообщает, что именно здесь царь тогда заночевал. Позже Пётр пожаловал село Великое своему ближайшему соратнику, фельдмаршалу, князю Аниките Репнину. В 1709-м году по распоряжению нового владельца в селе был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы — в память о разгроме шведов под Полтавой. Спустя тридцать лет потомки фельдмаршала возвели рядом с Богородице-Рождественским ещё один храм — Покровский. А между ними — высокую многоярусную Соборную колокольню. Уже в то время величественный храмовый ансамбль в центре села, на берегу пруда стали именовать Великосельским Кремлём. Именно так называют его и сегодня. Сохранившийся до наших дней Великосельский Кремль — одна из жемчужин Ярославщины.
Добраться до села Великое из Москвы несложно: на 253-м километре Ярославского шоссе сворачиваем направо по указателю «Гаврилов Ям». Ещё 11 километров, и мы на месте. Кремль виден сразу. Над приземистым одноэтажным зданием из красного кирпича — пять больших, цвета сочной летней зелени, чешуйчатых куполов. Чуть поодаль — изящная, лёгкая белокаменная Покровская церковь с голубой кровлей и такого же цвета главками. Объединяет два этих очень разных с точки зрения архитектуры храмов высокая арочная колокольня. Сохранились фрагменты ограды, которая когда-то опоясывала храмовый комплекс — ворота и три угловые башенки-часовни.
С начала 1930-х Великосельский Кремль стоял закрытым и заброшенным. Вернули его Русской Православной Церкви только в 2004 году. К счастью, ансамбль удивительно хорошо сохранился. На алтарных окнах Покровского храма можно увидеть цветные изразцы — бело-голубые плитки с миниатюрными изображениями церквей, фигурами людей и животных. Внутри Богородице-Рождественского храма сохранились фрагменты фресок — иллюстрации евангельских притч и Христовых чудес. А на западной стене изображён Страшный суд. В ходе реставрации, которая идёт полным ходом, старинные фрески будут восстановлены. Но чтобы полюбоваться величественным Великосельским Кремлём, не обязательно ждать окончания работ. Можно приехать в Великое прямо сейчас. Помолиться в храмах Кремля и прикоснуться к его истории.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Итак, она звалась Татьяна. Анна Леонтьева

Мы долго искали няню, когда детей стало трое. Надо было иногда оставаться с мужем вдвоем. Сходить в театр. Отъехать по работе в другой город. Хотелось православную, надежную нянечку. Никак не получалось, наверное мы были очень трепетными родителями, но и объективно сложно найти того, кому можно доверить самое дорогое. Когда Татьяна вошла в наш дом — все тревоги ушли сразу. Она была, как Татьяна в романе Евгений Онегин:
«Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей... Всё тихо, просто было в ней...»
Не могла не привести эту любимую мною цитату из романа, где много частиц НЕ и БЕЗ. Так великий поэт, без описания внешности Татьяны, просто отсекая ЛИШНЕЕ, передает нам покой и целомудрие, которые исходят от этого женского образа!
Проще сказать: в нашей Татьяне мы услышали ту самую мирную, теплую душевную тишину, которая рождается только простой, детской даже верой и усердной молитвой. И как мы оказались правы! История жизни у Танечки была не то чтобы очень простая, были и ошибки, и неудачи, но оставалось вот это главное: мирное и молитвенное. Наверное поэтому к ней тянулись люди, пошатнувшиеся в вере. Пытающие обрести её заново.
Вот, например, какая история случилась с Татьяной и прихожанином её храма — назовем его Виктор. Начиная путь в Церкви, многие из нас по неопытности и горячности жаждали чудес, откровений и быстрых духовных даров. Виктор был в этом числе, и в какой-то момент начал разочаровываться и в православии, и в Церкви. Причём по своему темпераменту разочаровывался ярко и с напором. Подходит как-то в церковном дворе к нашей Татьяне и говорит: «Ну кто мне докажет, что Бог есть? Где Он, ваш Бог?» Разгорячился, раскричался, снял крестик и бросил его в сугроб. И ушел. Татьяна повздыхала, поискала крестик, но в сугробе было его не найти.
Прошло время, заканчивалось лето. Виктор пришел снова во дворик при церкви. Что-то мне подсказывает, что душа-христианка просилась обратно, не просто же так пришел! И снова встретил Татьяну. Была темная, предгрозовая погода, тяжелые тучи как будто душили день, небо казалось мрачным и беспросветным. «Ну что, где Бог-то?» — снова заспорил Виктор, — «Нашла где на Него посмотреть?»
И тут в небе образовалась маленькая дырочка, и в лучах пробившегося снопа света ликующе засверкали церковные купола. «Так вот же Он!» — радостно воскликнула Татьяна с такой убежденностью, что Виктор смущенно замолчал, тоже глядя наверх, на купола. В этот момент Татьяна опустила глаза и подняла с земли крестик, брошенный зимой в сугроб. Не замели, не затоптали крестик! Татьяна бережно протерла его рукавом, поцеловала — и надела Виктору на шею. «Твой!» — радостно сказала она... Виктор постоял и ушел, ошеломленный...
Что его так потрясло? Сияющие во мраке купола? Найденный крестик? Или сцена, как из художественного фильма? Он не сразу вернулся в Церковь. Но он вернулся. Я думаю, его привела в чувство вот эта теплая и простая внутренняя вера нашей Татьяны. Буквально детская вера.
Христос сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Небесного».
Благодарю Господа, посылающего в мою жизнь людей, которые так сильно и так просто держат плуг и даже не думают никуда оглядываться! Именно ради них нам, сложным и сомневающимся, открываются небеса.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
21 октября. О важности единения народа, армии и Церкви

19 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвящённом храме Великомученика Георгия Победоносца в Ростове-на-Дону.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о важности единения народа, армии и Церкви.
Вот на этой земле особенно чувствуется мужество, сила духа и героизм нашего народа, наших воинов, ну и, конечно, то замечательное единение, в котором сегодня объединяются и народ, и церковь, и политическая власть, и воинство. Вот пока так — Россия непобедима.
Если мы хотим, чтобы никакой враг и супостат не победил нас, мы должны быть такими: соединяющими материальное и духовное, соединяющими патриотическую позицию с взаимодействием с Русской Православной Церковью, а Русская Церковь должна взаимодействовать со всеми благонамеренными политическими силами, но в первую очередь поддерживая власть, которая сегодня стоит действительно на стороне Родины, на защите подлинных интересов Отечества.
Особенно как-то хотелось сказать обо всём этом здесь, на этой героической земле, которая до сих пор в каком-то смысле является пограничной, где не случайно возникло и стало развиваться казачество как пограничные войска, мобильные войска, в первую очередь ограждавшие рубежи Отечества.
Вот дай Бог, чтобы и сегодня вооруженные силы наши, включая, конечно, и казачьи соединения, были способны и достойны встретить любого врага и супостата и оградить наше Отечество от нашествий на племенных, ну а также от междоусобной брани, которая является очень желанной целью для тех, кто бы хотел ослабить Россию, а потом её и лишить суверенитета.
Поэтому и роль вооружённых сил, так же как и значение Церкви, в сохранении внутреннего единства и защиты внешних рубежей нашего Отечества являются очень важными, существенными.
Я обращаюсь к духовенству, особенно к тем, кто служит в вооружённых силах, хотел бы об этом помнить и всегда сознавать свою особенную ответственность.
Все выпуски программы Актуальная тема