
Нина Юркова
Один мой неверующий знакомый как-то раз поделился со мной случаем из своей жизни. Он ехал на машине и сбил человека. К счастью, тот не пострадал, не понадобилась даже врачебная помощь, но, разумеется, от случившегося мой знакомый испытал сильный шок. И в этом состоянии абсолютно неожиданно для себя он начал молиться теми двумя молитвами, которым в детстве его научила бабушка.
Придя в себя после пережитого, он сделал вывод, что в тот критический момент, когда все произошло, молитва была для него способом самоуспокоения. «А что такое молитва для тебя, верующей?» — спросил он.
И мне на ум пришли слова святого Иоанна Лествичника: «Молитва — есть общение и единение человека с Богом». То есть, для верующего человека молитва — это не психологический трюк, не таблетка, которую можно принять, когда тяжело, чтобы полегчало. Молитва — это разговор с Живым Богом. Это разговор с Тем, кому я приношу свои радости, горести, свои мысли, и делаю это потому, что люблю Его и стремлюсь разделить с Ним свою жизнь.
Иногда это — тихая, сосредоточенная беседа с Богом, когда я делюсь своими мыслями, радостями и горестями. Иногда — благодарность за все, что у меня есть.
Бывают моменты, когда я прошу у Бога сил для преодоления трудностей. Есть молитвы покаяния, когда я осознаю свои ошибки и прошу о прощении.
Мне кажется, что это как доверительный разговор с самым близким другом, с кем можно быть собой, не скрывая ни радостей, ни слабостей.
И я получаю от Бога ответы на свои молитвы. Иногда эти ответы приходят при чтении Евангелия, когда какая-нибудь строка или эпизод, на которые раньше не обращал внимания, вдруг особенно сильно отзываются в душе. Иногда Господь отвечает на молитву через разговор со священником, или кем-то духовно мне близким. Иногда через обстоятельства жизни, через встречи с людьми.
Вот, что для меня значит молитва. Не односторонний процесс, не попытки самоуспокоения. Это общение с Богом и успокоение в Нем!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
«Музыка и вера». Алексей Ефимов, Жанна Попова
У нас в гостях были певица, педагог, обладатель Гран-при фестиваля «Святая Русь» Жанна Попова и гармонист «Золотой десятки» России Алексей Ефимов.
Мы говорили о музыке, вере и о христианских темах как в народной, так и в современной музыке.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Через боль к свету»
В этом выпуске своими историями о том, как через какие-то сложные испытания человек пришел к вере или переосмыслению жизни, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.
Все выпуски программы Светлые истории
Псалом 26. Богослужебные чтения

Не сомневаюсь, что вам приходилось слышать цитату: «Кто знает, „зачем“ жить, может вынести любое „как“». 26-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, очень ярко и я бы сказал — зажигательно! — раскрывает суть приведённой цитаты.
Псалом 26.
Псалом Давида. [Прежде помазания].
1 Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внЕмли мне.
8 Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа.
Перед нами — очень эмоциональная картина скорбей и напастей, выпавших на долю Давида — но которые не низвергают его в уныние, или тем более отчаяние. Напротив, чем крепче усиливается внешнее давление на него со стороны противостоящих ему — тем сильнее он ощущает потребность в переживании своей близости к Богу.
И здесь лежит чёткая граница между мирским, секулярным пониманием смысла и цели человеческой жизни — и религиозным. Если первое нацелено прежде всего на достижение счастья — как бы оно ни понималось, то религиозный, прежде всего, христианский подход — и тут, наверное, слушатель предвкушает, как я начну апологию страданий и мученичества, правда ведь?..
А вот и нет! Дело в том, что сама тема «счастья — несчастья» в христианской оптике видится совершенно в другом измерении. Что такое «с-частье»? Это же всё — если следовать логике Гесиода — отголоски Мойр, трёх сестер, древнегреческих распорядительниц судьбы — которые проникли и в наш язык в виде понятия «доля». «Благая доля», «обездоленный» — и другие однокоренные слова — всё об одном и том же. Одному — счастье, другому — несчастье. И ничего тут не поделать!
Но глаза Давида — а вместе с ним и наши — смотрят совершенно иначе! Для него важен и значим только Бог — Который, в отличие от капризных, своенравных и непредсказуемых богинь судьбы, — обращён навстречу человеку. Бог открыт для общения, разговора в молитве; к Нему кричит Давид в своей беде — и от Него же получает ответы. Наличие этой — как сегодня бы мы сказали — «продуктивной коммуникации» — вселяет в сердце Давида восторг, от которого становятся смешными любые самые жуткие страхи и опасения. И правда — чего бояться-то, когда за тебя — Сам Бог?..