
Я вижу, очень ясно вижу, как я старею. Не нравится вам такая фраза? Можно бы заменить словом «взрослею». Но это не честно. Старею я, правда. И уж если так происходит, захотелось мне понять своё отношение к этому.
Раньше я никогда не задумывалась о своей старости. Но видела, что многие люди не принимают старения, боятся его.
Я не хочу бояться. Не хочу я и молодиться, упираясь, будто конь на крутом спуске. Ведь время не обманешь. И Бога не обманешь, это уж точно.
А ведь старость нам Богом выдана. Как детство, юность, зрелость. В каждом таком куске жизни — смысл специальный, свои радости, неповторимые в иные времена. Значит, в старости тоже — и смысл, и радость есть. Вот разобраться бы, что тут к чему.
Я много думала над этим. За собой наблюдала: что ушло из жизни, что прибавилось. И знаете, разобралась. А когда разобралась, путь в старость мне понравился. Давайте теперь вам расскажу, авось пригодится.
Во-первых, я медленнее двигаюсь. Я всегда была очень стремительна, даже суетлива. А теперь меня притормозили: не могу я уже так взбегать на гору, устаю. Ладно, стала ходить размереннее. А оказалось, я раньше, на бегу, столького не замечала!
Теперь, пока иду, охватываю взглядом многое: и травы, и упругую дорогу под ногами, и вереницу муравьёв, и коршуна, зависшего над далью.
Во-вторых, у меня появились морщины. Разглядела их в зеркале: вот эти, на лбу, от удивления, а те, что на щеках и в уголках глаз — от улыбок они. Есть ещё над бровями одна, вертикальная — она от грусти, когда брови домиком делаются. Значит, и грустила я много. Зато не злилась — между бровей сердитых морщин нет. И морщин уныния вдоль лица, в углах губ — тоже нет. Так выходит, на моём лице теперь ясно нарисован мой характер. Любой увидит: этот человек много удивляется, радуется и грустит. Но не злится, не унывает. Хорошая визитная карточка. Пригодится. Морщинки эти я ведь сама и сделала.
Когда-то, в юности, один телеведущий во время съёмок сказал мне:
— Вы много удивляетесь и поднимаете брови. Избавьтесь от этого, иначе скоро получите морщины поперёк лба.
А я, чуть подумав, ответила:
— Да ни за что. Лучше я буду жить с морщинами, но удивлённо, а не равнодушно.
Так что, выбор я давно сделала.
Думаете, прекраснодушествую? Нисколько.
Вот, у меня теперь чаще случаются какие-нибудь хвори. Болею-то я не много, но всё же — тело моё поскрипывает. Раньше как было: здоровья своего и не замечала. А уж чтобы благодарить за него — в мыслях не было. Выходит, я здоровью-то не радовалась. А теперь мне весело, когда силы есть, когда бодрость утренняя со мной. И благодарю Бога.
И ещё — потолстела я теперь. Всю жизнь худенькая была, как кузнечик. Сорок восемь килограмм, не больше. А нынче — шестьдесят. Сперва заартачилась: что ж такое?! Юбки не сходятся, в платья не влезаю, ноги побаливают, не привыкли они такой вес таскать. А потом — ничего, освоились ноги. И вот что подумалось: ведь я такая не от лени или обжорства. А потому что уже не скачу кузнечиком. Пусть так и будет во мне: больше степенности, покоя. Раз Бог это дал, значит пригодится.
Но есть ещё одно, трудное приобретение. Помните фразу — «когда деревья были большими»? В юности, меня окружали такие прекрасные люди, такие все были расчудесные... Теперь иначе. Я стала замечать зло, зависть, жадность. Я обнаружила, что не все меня любят, а многие, вот ужас-то, — просто терпеть не могут!
Задумалась. А ведь люди не изменились. Это моё зрение изменилось, стало зорким. Прибавились опыт, внимание. Мне ведь и раньше часто «доставалось», натыкалась на зло, да быстро забывала. Наивная была, слишком доверчивая.
Я теперь иначе мир вижу. Грустно это? Ничего подобного. Раньше я любила людей, не замечая их страстей. А теперь учусь любить настоящих. Это чудесно, что я вижу реальный мир. И слава Богу, что Он дал мне умение разделять грех и человека. Я и себя теперь увижу чётче, со всеми своими недостатками.
Так что, оглядевшись внимательно, подумав, скажу вам: раньше деревья были большими и теперь они — тоже большие. Только смотреть надо светлым взглядом.
Кстати, о деревьях. Очаровательны молодые берёзки с шёлковой берестой и пушистой кроной. Но обнять, прижаться, всегда хочется к берёзе старой, той, что вздымается ввысь ребристым шершавым стволом, шумит морем листвы, поскрипывает. Защитит она, как мудрая бабушка, возле которой люди находят укрытие от суеты и невзгод. Посидишь рядом, глядишь — и мир в душу пришёл. Я лично мечтаю стать такой бабушкой.
И ещё вот что: я заметила, что люди, принимающие свой возраст, не молодящиеся, а любящие данную им жизнь и радующиеся, — красивы в старости, а порой, даже краше, чем в юности были. Я, кстати, тоже хочу быть красивой.
Так что пойду-ка в старение доверчиво.
Дай-то нам Бог научиться принимать Его дары благодарно. Даже если мы, порой, не понимаем, зачем эта штука нужна, всё равно, стоит поблагодарить и принять. Просто так Он ничего не даёт. Всё, данное нам, несёт в себе светлый смысл. И когда мы поймём его — придёт радость.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема