Часто на проповеди слышу об апостольском служении. О том, что каждый верующий человек призван к нему. Но, как это реализовать на деле? Должны ли мы рассказывать о Евангельских событиях, приглашать на богослужения своих неверующих друзей, писать в социальных сетях о вере и Боге?
Иногда, мне кажется, что лучше и не говорить ничего. Жить своей тихой жизнью, ходить в храм не привлекая внимания. С такими мыслями я спустилась в метро.
В вагоне было пусто, человек 5-7. Удалось присесть. Я смотрела в окно и внезапно мое внимание привлекла женщин напротив. Она сидела одна и что-то говорила, я не могла понять обращена ли ее речь ко мне. Немного наклонилась и жестом спросила: «Это Вы мне?». Но, она смотрела на меня, но словно сквозь, улыбалась и совершенно не обращала внимания на мои слова. Ответа так и не последовало, но она продолжала говорить.
Сквозь шум движущегося поезда, я услышала слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное, блаженны алчущие ныне...» Надо же?! Блаженную встретила... Глаза ее были очень светлыми и чистыми, а морщинки у глаз напоминали лучики солнца. На нее хотелось смотреть, прислушиваться. От ее улыбки шло тепло.
Дальше мой путь шел через оживленную улицу в центре Москвы. Поодаль женщина крестилась и делала поясные поклоны при виде иконы на стене, мимо шли подростки, громко и весело обсуждая свою поездку в Оптину пустынь, так что не услышать было невозможно. Уже в автобусе, на подъезде к дому я обратила внимание на то, что рядом сидит мужчина и молится. В его руках был изрядно потрепанный молитвослов, видно читанный. Вот это да?! Так это же тоже проповедь!
Так, через других людей, я получила ответ на мой вопрос. Позже я нашла точную формулировку этого ответа в словах владыки Антония Сурожского: «Никто не может уверовать в Бога, если не увидит свет вечной жизни в глазах другого человека».
Необъяснимо, но я видела свет в глазах той женщины в метро. Как этот свет нести, зависит от каждого из нас.
Я решила все-таки делиться с близкими своими переживаниями и мыслями о Боге, вере и религии. В комнате ожидания на работе, положила книги для детей с житиями святых. А на рабочем столе поставила икону Божией Матери. Пусть это будет моей небольшой проповедью.
Автор: Светлана Подлипаева
Все выпуски программы Частное мнение
Дар. Нина Юркова
Как-то раз я готовила урок для подростков в воскресной школе. Это занятие должно было стать первым из цикла, ребят я близко ещё не знала, поэтому тему для встречи оказалось выбрать непросто.
На помощь пришло методическое пособие по введению в вероучение. Первая глава там была о вере. Я открыла её без каких-либо ожиданий, просто чтобы найти и выписать нужные формулировки. И первое же предложение буквально ошеломило меня. Оно было таким: «Вера является даром Божиим и одновременно ответным усилием человека на этот дар».
Я долго сидела, повторяя про себя: дар, вера — это дар! Так удивительно, что за всю жизнь я ни разу об этом не задумывалась! Почему? Может оттого, что с самого детства в Церкви, и для меня вера — привычная данность, я не знаю другого.
Вслед за этим вспомнилось, как несколько раз я переживала кризис веры. Всякий раз это ощущалось как огромная пустота, которую ничем не заполнить. И всякий раз, когда Господь помогал мне вернуться обратно, это ощущалось как дар, на который сердце отзывалось ликованием.
Как хочется, приняв этот дар Святого Духа принести и плод, который ждет от нас Господь. Веру как мой труд, мою любовь к Господу. И еще — результаты моей веры. Ибо вера без дел — мертва.
«Без Меня не можете творить ничего» — сказал Спаситель. И я так благодарна Ему за этот дар веры, который позволил мне узнать своего Творца.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Уменьшительные суффиксы - почему они иногда раздражают?
Вы когда-нибудь испытывали неловкость или раздражение, слыша ласковые слова с уменьшительными суффиксами?
«Добавьте к курочке майонезик», «пришлите денежку», «подвиньте столик», «купите книжечку» — казалось бы, что же здесь такого раздражающего?
Дело в том, что у диминутивов — так называются уменьшительные слова — есть одна интересная коммуникативная функция, а именно: включение в личное пространство, уменьшение дистанции. Собеседник, использующий диминутивы, таким образом показывает, что он безопасен, мил и с ним можно иметь дело. Но именно это и может вызывать отторжение, поскольку навязывает более близкие отношения, которые не каждый готов принять. Кто-то спокойно отреагирует, если ему в кафе к «чайку» предложить ещё и «пироженку», а кто-то посчитает это нарушением личных границ. Особенно неуместно звучат диминутивы на рабочем месте: «пришлите файлик, получите гонорарчик, сдайте отчётик».
Конечно, есть ситуации, когда уменьшительно-ласкательные слова уместны: в близком кругу, если все так привыкли, или в общении с ребёнком.
Но во многих других случаях это может восприниматься как снисходительный тон, излишнее желание понравиться, подобраться поближе, навязать близкие отношения.
Если мы хотим сделать наше общение приятным и конструктивным, то, возможно, стоит учесть такой «аспектик» и не использовать «диминутивы» там, где они могут быть излишни.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
27 сентября. О тайне спасения
В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».
О тайне спасения, — протоиерей Артемий Владимиров.