
«Моя любовь», студия Dago Productions, Dentsu, режиссер Александр Петров
— Вдруг я на ней женюсь? Ну и что, что она бедная сирота. Были случаи, что и бедная девушка выходила замуж. Даже за князя. Так и я — возьму, и женюсь на Паше!
Сентиментальным размышлениям предаётся на досуге юный гимназист по имени Антон — Тоничка, как зовут его близкие. Предмет его мальчишеских грёз — Паша, молоденькая горничная. У Паши ясные голубые глаза — совсем, как подснежники, которые она тайком ставит в комнату Тонички. Паренёк, только что запоем прочитавший «Первую любовь» Тургенева, неожиданно открывает для себе новые, доселе неизведанные движения души. И вот уже в мечтах он женится на симпатичной, доброй горничной. От этих мыслей ему и радостно, и страшно. Словом, творится с Тоничкой что-то, даже ему самому непонятное. Тонечка и Паша — герои мультипликационного фильма «Моя любовь».
Работа ярославского аниматора Александра Петрова вышла на экраны в 2006 году. На счету 26-минутного рисованного фильма — множество кинонаград: Приз за лучший христианский фильм Международного фестиваля «Радонеж», Гран-при всероссийского фестиваля анимационного кино в Суздале, награда за лучшую анимацию бразильского фестиваля «Анима Мунди» и даже номинация на премию «Оскар». В основу мультипликационного фильма легло литературное произведение — роман Ивана Шмелёва «История любовная». Шмелёв, писатель поистине православный, даже в тексты, казалось бы, романтического характера вкладывал глубоко христианский смысл. Это и привлекло к сюжету произведения мультипликатора Александра Петрова, в работах которого всегда просматривались темы духовности и жертвенности. Почти все его персонажи оказываются перед нравственным выбором: невинность или грех, свет или тьма.
Именно такая дилемма встаёт перед гимназистом Тоничкой. Добрая, чистая, но простая Паша — или роковая красавица Серафима, девушка, живущая по соседству, особа, весьма искушённая в делах амурных. С одной стороны, юноша ищет в женщине идеал, жаждет чистой любви. С другой — ощущает что-то тёмное, греховное. Словно лукавый змей заползает к нему в душу и окутывает всё вокруг своими кольцами — так, образно и ярко, предаёт ощущения мальчика на экране мультипликатор. Тоничка окончательно запутывается в своих чувствах. И, чтобы, разобраться во всём, идёт в храм. И делится переживаниями с Богом.
— Господи, помилуй (идёт служба в церкви)...
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь...
— Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует в сердце своём. Но для чего же тогда красивые женщины? Мне уже скоро 16, почему же грешно? Паша ведь не лукавит и не соблазняет меня. Она принесла подснежники. Просто мне с ней приятно. Помоги, не осуди меня, Господи! Я хочу любить чисто...
О чистой и жертвенной любви, о её всепобеждающей силе, рассказывает мультипликатор Александр Петров в своём фильме «Моя любовь». Какой выбор сделает главный герой? Сумеет ли отличить любовь истинную, которая, по словам апостола Тимофея, рождается «от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной веры»? Как писала в 2007-м году газета «Экран и сцена», герой мультфильма проходит через «очищающую катастрофу». Любовные коллизии становятся для него опытом смерти и воскресения. Но, я, пожалуй, опущу подробности. Вы всё узнаете, посмотрев замечательный мультипликационный фильм.
Хотелось бы несколько слов сказать об уникальной и сложной анимационной технике, которую использовал Александр Петров. Мультфильм нарисован акварельными красками... на стекле! «Чтобы снять одно-единственное движение, нужно полностью стереть предыдущий рисунок и на его месте создать новый. И так кадр за кадром», — рассказывает художник. Над анимационным фильмом, который длится меньше получаса, мультипликатор работал почти четыре года! И вот перед нами старинная купеческая Москва, уютные домики и дворики Замоскворечья. Рисунки Александра Петрова часто сравнивают с живописью Константина Коровина или Виктора Борисова-Мусатова. Они живые, тёплые, наполненные внутренним светом. Давайте ощутим этот свет и тепло, посмотрев мультипликационный фильм Александра Петрова «Моя любовь».
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема