
Яна Зотова
Помню, как в детстве меня очень расстроила история Адама и Евы, мне казалось. Помню, как в детстве меня очень расстроила история Адама и Евы. Мне казалось, что так просто они могли отказаться от вкушения этого запретного плода, и все было бы хорошо у всех! Почему послушали не Бога, который их создал, а змея? — сокрушалась я. Почему свое желание они поставили выше обещания Богу? Повзрослев, я прочувствовала, как трудно иногда следовать Закону Божию, и как непросто иногда бывает проявить послушание.
Некоторые грехи даже трудно распознать сразу: в беседе скажешь что-то лишнее, чтобы поддержать тему, или осудишь человека и понимаешь, что лучше было бы промолчать. Или бывает, думаешь: «Да ладно, это же пустяк!», а позже выясняется, что это — совсем не пустяк, а ты уже согрешил. В общем, ко всему надо подходить с рассуждением и очень важно не спешить.
Так и случилось со мной однажды. Каждый год в сентябре мы собираемся большой группой из нескольких семейных клубов трезвости и совершаем пеший поход из Хотьково в Сергиев Посад к преподобному Сергию Радонежскому. По завету преподобного мы начинаем свой путь от храма в Хотьково, где покоятся мощи его святых родителей, преподобных Кирилла и Марии, и уже оттуда идем в Троице Сергиеву Лавру.
В 10 утра мы собрались около храма, зашли в него, поклонились святым родителям игумена земли русской, помолились и отправились в путь. Расстояние до Лавры — около 18-ти километров по пересеченной местности. По лесам, по полям, дорогам идти часов 7 — 8 пешком.
Примерно на середине пути мы делаем остановку на перекус. Вот и в этот раз, расположившись под тенью деревьев, мы достали свои сумочки с провизией и, помолившись, принялись за еду. Все были счастливые, несмотря на усталость, угощали друг друга. Теплое солнышко пробивалось сквозь листву деревьев, было очень уютно и радостно.
Меня угостили бутербродом с колбасой, и я съела его, совершенно забыв о том, что завтра — воскресенье, и надо перед причастием попоститься, не вкушать мясного... а тут — этот бутерброд! Ох, как я расстроилась! Ведь этот поспешный выбор отделял меня от завтрашнего причастия! Как же так? Поспешила. Не подумала. Эх! Отмотать бы 5 минут назад, но выбор был сделан: получается, что в этот раз я выбрала бутерброд вместо возможности соединиться со Христом через принятие Святых Христовых Таин.
И вдруг мне в голову пришла мысль, которая поразила меня своей простотой: это же мой запретный плод! Эта моя ситуация с выбором напомнила мне историю Адама и Евы в райском саду.
Мой выбор, конечно, не повлиял на судьбу человеческого рода, но для меня это очень важный и ответственный момент. В череде событий он кажется малозначительным. А если представить, что любой день может стать последним, то этот выбор крайне важен!
Получается, что я сожалею о том, что Ева не поступила иначе, а сама делаю по сути так же. Веду себя, как маленький ребенок, стремящийся получить желаемое сию секунду, не думая о последствиях! Схема одна и та же: либо запретный плод — либо с Богом. Неужели это желаемое мне так сильно нужно, что оно становится важнее Бога?
Теперь, каждый раз, когда мне в голову приходит эта неправильная идея, я говорю себе: «Стоп. Это — мой запретный плод!» Я не хочу повторять эту же ошибку! Господи, помоги воздержаться! И помощь приходит. Нужно только искренне захотеть удержаться от соблазна, пусть он и незначительный. Но со временем вырабатывается привычка противостоять, отказывать себе в каких-то желаниях. И когда это удается, появляется радость, что я с Божьей помощью смогла справиться с соблазном, что я не огорчила Отца Небесного своим непослушанием. Появляется ощущение внутренней силы, победное чувство торжества духа над плотью! И близости к Богу.
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер