
Второе воскресенье после Пасхи в Русской Церкви называется двояко — Антипасха или Фомино воскресенье. Название Антипасха с греческого переводится как «вместо Пасхи» и указывает на то, что каждое воскресенье — маленькая Пасха. Фоминым это воскресенье называется потому, что во время богослужения особо вспоминается апостол Фома, который сначала не поверил в Воскресение Христа, а затем, увидев воскресшего Христа, покаялся в неверии.
Если вы приедете на Балканы, то удивитесь, что местные православные, за исключением греков, вовсе не используют такие слова, как «Пасха» или «Антипасха». Православные сербы, черногорцы, боснийцы Пасху называют словом «Васкрес», а Антипасху «Младым воскресеньем».
«Младое воскресенье» очень колоритный балканский праздник. Если в России с Антипасхой сегодня почти никаких обычаев не связано, то на Балканах вся неделя после Пасхи и в особенности Младое воскресенье просто насыщены традициями и обрядами. Но перед тем, как я вам о них расскажу, давайте выясним, откуда взялось название дня «Младое воскресенье».
Исследователи говорят, что такое именование пришло еще из языческих времен и связано оно с молодой Луной. Жители Балкан, будучи в прошлом язычниками, ожидали начала первого лунного цикла весны и радостно его встречали. Христианство упразднило языческие корни праздника, а названию дало новый смысл. Теперь «Младое воскресенье» называется так не из-за особенностей лунного цикла, а из-за того, что в этот день на Балканах совершается множество свадеб. «Младое» — то есть день «молодых», молодоженов.
Вот мы и затронули первую и главную традицию «Младого воскресенья» — свадебную. Дело в том, что первое воскресенье после Пасхи это и первый день после Великого поста, когда в храмах разрешается совершать венчание. В Великий пост венчания не происходят, не происходят они и в течение пасхальной недели. А вот на «Младое воскресенье» уже венчаться можно. Балканы в этот день просто пируют. То там, то здесь отмечается свадьба. Многочисленные родственники и гости поздравляют молодоженов со вступлением в брак.
Есть у Младого воскресенья и еще одна особенность, не такая радостная как упомянутая выше свадебная. Если в какой-то семье в этот день свадьбы нет или люди не были приглашены на свадебное торжество, они обязательно идут после утреннего богослужения на кладбище. У нас в России первым днем поминовения умерших после Пасхи считается Радоница — вторник второй недели после Светлого Христова Воскресения. Православные сербы, черногорцы и боснийцы приходят на кладбища раньше — на «Младое воскресенье». Там они приводят в порядок могилы, а затем украшают могильные холмики крашенными пасхальными яйцами. Местные православные выкладывают на место захоронения столько яиц, сколько умерших предков могут вспомнить.
Вот такие разные традиции связаны у православных жителей Балкан с праздником «Младое воскресенье».
Все выпуски программы Вселенная православия
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема