У англичан есть поговорка: «Если ты не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь». Эти слова как нельзя лучше подходят митрополиту Новгородскому Иову. Когда его в 1697 году неожиданно назначили на эту должность, он совсем не был рад новому высокому званию. Но послушно принял назначение. И то прекрасное, что Владыка сделал за годы своего служения, не могло ему не нравиться.
Когда родился Иов, кто были его родители, где он учился – об этом история умалчивает. Но она сохранила письма митрополита. Из них видно, что он был человеком высоокообразованным. До того, как уехать в Новгород, Иов служил архимандритом Московского Высокопетровского монастыря, потом настоятелем Троице-Сергиева монастыря. Перед поездкой к новому месту службы он писал: «Послан есмь во двор сей в неволю смотрением Божиим, а не своим хотением или своим исканием». Как бы там ни было, по прибытии в Новгород Иов принялся вдохновенно трудиться на благо ближних.
Особое внимание он уделял образованию, считая его благодетельным занятием. Иов учредил в Новгороде греко-славянское духовное училище. Специально для него выстроил двухэтажное здание. А в качестве наставников пригласил греческих монахов – братьев Иоанникия и Софрония ЛихУдов. Они обучали школяров риторике, логике, греческому и латинскому языкам. За шесть лет из учеников получались превосходные учителя, в школах за них шла настоящая борьба. Позже эти выпускники сами организовали 14 русских школ в епархии и за её пределами. А училище со временем преобразовалось в Новгородскую семинарию.
Сострадательный человек, сердце которого было проникнуто христианской любовью к людям, Иов много сил отдавал благотворительности. И в первую очередь детям. В монастыре он на свои средства открыл первый в России воспитательный дом для подкидышей и незаконнорожденных. Это было любимое детище Иова, ребят он ласково называл «найдёнышами» и летом жил в монастыре вместе с ними. Митрополит сумел заинтересовать своим детским домом Петра Первого. Император распорядился выделить питомцам Иова материальное пособие, от себя лично присылал им одежду и продукты и повелел, чтобы во всех городах империи при церквях были устроены учреждения по примеру тех, что создал Иов. Ведь Владыка, кроме приюта, открыл три больницы – одну из них для инвалидов и два странноприимных дома. Желая сделать как можно больше, Иов привлекал к своим благотворительным проектам богатых людей и они финансировали его новые начинания. Так была построена богадельня для вдов и пожилых людей духовного звания.
Своей главной задачей митрополит считал перестройку и ремонт церквей, пострадавших от пожаров. Он приглашал в Новгород лучших иконописцев из Москвы и Ярославля. Объявлял сбор средств для реставрации храмов. Когда не хватало денег вносил свои личные сбережения. Глядя на это, кошельки доставали многие влиятельные люди. В их числе и Пётр Первый.
В Новгороде той поры пожары были частым явлением. Во время одного из таких бедствий, Владыка совершил подвиг. Видя, что огонь пожирает гостиный двор, Иов бросился в огонь. Он боролся с пламенем несколько часов, а когда оно потухло совершил вечерню, благодарственный молебен, а потом ещё обошёл крестным ходом пострадавшую от огня улицу.
Почти 20 лет Иов служил в Новгородской епархии. За это время в неё вошли новые территории, в том числе и Петербург. В 1704 году Владыка освятил первую церковь столицы империи – во имя святых апостолов Петра и Павла.
Устав от трудов и по-стариковски болея, Иов несколько раз подавал царю прошения с просьбой отпустить его на покой в Троицкий монастырь. Пётр отказывал, он понимал, что такие люди как старец-святитель Иов – дар Божий. А как иначе было оценить человека, который всю жизнь следовал одному правилу: «Всё для других и ничего для себя».
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

2 Тим., 293 зач., II, 11-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко, рассуждая о пути спасения, по которому они идут, верующие говорят так, будто бы основные усилия предпринимают именно они, в то время как Бог просто ждёт их в конце пути. Одних, чтобы наградить, а других, чтобы наказать. Но так ли всё обстоит на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
В своё время иудеи, размышлявшие над страницами Ветхого Завета, решили, что Бог управляет миром, руководствуясь принципом «мера за меру», то есть действует в отношениях с человеком сообразно с человеческим же поведением. Подобный подход вполне естественен, если рассуждать о Боге по-человечески. В конце концов неслучайно через века слова апостола Павла, что посеет человек, то и пожнёт, вошли в пословицу. Естественно, очень многое зависит от наших человеческих усилий, но только ли от них? На первый взгляд да. Так, в сегодняшнем чтении апостол Павел говорит: если мы умерли со Христом, то с Ним и оживём. Для него, как для верующего, очевидно, что человек, который умирает для греха в Таинстве крещения, не просто выходит из воды, но обновляется духовно, воскресая к новой жизни во Христе. Далее: если терпим испытания в этой земной жизни — с Ним будем царствовать, а если отречёмся от Него, Он отречётся от нас. Эти слова кажутся ещё более явной иллюстрацией древнего принципа. Кроме того, в данном случае апостол явно цитирует Самого Спасителя, который сказал, что постыдится перед Отцом Своим того, кто постыдится Его Самого перед людьми. Но что такое отречься или отказаться в ответ? Это значит согласиться с тем, что между вами нет связи, просто признать реальность отречения того, кто первым отрёкся. Однако это не означает для Бога изменить Своей любви. Потому что, даже если мы оказываемся неверны, Он всё равно остаётся верен. Верен в первую очередь Самому Себе, а значит верен Своей любви и от Себя отречься не может. И это утверждение прекрасно иллюстрирует вся история спасения, в которой есть место наказанию и есть место спасению. Так, Адам и Ева неверны, но Он верен — они изгоняются из рая, но им же предсказывается рождение Спасителя; иудеи неверны и нередко отпадают от истинны, их уводят в плен, но в их среде рождается Мессия. Иными словами, мера Божия, хотя и сообразуется с мерой человеческой, до конца человеческой равна не становится. Бог изначально знал, какой путь изберёт человек, а это значит, что любви к нам в Нём изначально больше, чем в любом человеке или даже во всём человечестве к Нему. Если мы любим Его, то любим в ответ, потому что Он первым возлюбил нас. Если не любим, Он не может назвать нас своими и отрекается, признавая нашу свободу. Но Он не отрекается от Себя.
Собственно, именно в этом неравенстве нашей любви присутствует залог нашей же надежды. Апостол призывает Тимофея, а вместе с ним и нас, стремиться к неукоризненной жизни, удаляясь глупого и ненужного пустословия и споров. Эти споры вносят смуту и могут казаться тем, что совершенно разрушает христианскую жизнь отдельного человека и церковную жизнь в целом. Но благая весть, которую сообщает нам апостол, в том, что Церковь имеет твёрдое основание и всегда будет стоять, ведь Господь знает своих. А нам, чтобы оставаться для Него своими, надо избегать всякого неправедного пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Тихон Задонский об осуждении». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные осуждению, из книги святителя Тихона Задонского «Об истинном христианстве».
«Осуждение, оклеветание, злословие суть сродные пороки и суть плоды необузданного языка и сердца, страхом Божиим не огражденного. Осуждение же не только языком, но и мыслью, жестом, киванием головой, вздохом, смехом и прочим образом бывает».
С этой цитаты святителя Тихона Задонского началось обсуждение. Разговор шел о том, какие причины видит святитель Тихон в появлении страсти осуждения, почему она так распространена и какие советы по борьбе с осуждением можно найти в книге «Об истинном христианстве».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Детская мебель для Конаковского Дома ребёнка

Больше 30 лет в городе Конаково Тверской области работает специализированный Дом ребёнка. Здесь живут малыши и подростки с инвалидностью, которые по разным причинам оказались в трудных обстоятельствах. Местные педагоги, психологи и медики занимаются их здоровьем и обучением, помогают пережить психологические травмы.
Среди тех, кто получил здесь поддержку — трёхлетний Серёжа. Органы опеки отправили его в Дом ребёнка на время. Родители мальчика не справлялись со своими обязанностями, и в какой-то момент стало ясно, что всей семье необходима помощь. Педагоги и психологи долго работали с Серёжей. Здесь некогда замкнутый малыш начал улыбаться и смеяться, с удовольствием учиться новому. А пока он находился в Доме ребёнка, с его родными тоже общались специалисты. В результате такой комплексной помощи обстановка и отношения в семье наладились, и Серёжа смог вернуться домой, где он продолжает развиваться и познавать мир.
Через Дом ребёнка в Конаково, проходят множество ребят с инвалидностью. Кто-то возвращается в свои семьи или обретает новые, а кто-то задерживается тут надолго.
Важно, чтобы все подопечные дети жили в комфорте, могли здесь свободно играть, отдыхать и учиться. В связи с этим в учреждении назрела необходимость обновить мебель в детских группах.
Конаковский Дом ребёнка поддерживает Тверской фонд «Рука помощи». На сайте фонда можно узнать о том, какая именно помощь нужна Дому и при желании сделать любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов