
«Миссис Харрис едет в Париж», студия Aurum Producciones S.A., Elysian Films, Hero Squared, Hungarian National Film Fund, Moonriver Content, Superbe Films, uMedia Family, режиссёр Энтони Шоу
— Я собираюсь купить себе платье у Диора.
— Да кто это такой?
— Один из самых известных модельеров в мире. Француз. Живёт в Париже.
— Так ты поедешь в Париж за платьем?
— Точно.
— Если тебе нужно новое платье, иди на Реджен стрит в воскресенье, там как раз сейчас распродажа.
— Я хочу платье от Диор.
— И сколько стоит это твоё платье от Диор?
— Четыреста пятьдесят фунтов.
— Четыреста пятьдесят фунтов? О, Боже!
Ада Харрис, пожилая дама из Лондона, несмотря на почтенный возраст, подрабатывает горничной у богатых и знатных горожан. Иначе и не выжить вдове, чей муж двадцать лет назад пропал без вести на войне. Нет, миссис Харрис не бедствует, и на самые простые вещи ей вполне хватает: на свежее молоко по утрам, походы в кино с соседкой и билет на автобус, чтобы доехать до работы. Но однажды в доме, где миссис Харрис делала уборку, она увидела необыкновенной красоты платья. Хозяйка рассказала, что купила их в Париже, у Диора. С тех пор миссис Харрис потеряла покой. Она во что бы то ни стало захотела приобрести одно из творений знаменитого французского модельера. Чтобы накопить на мечту, перестала ходить в кино, ездить на автобусе, откладывала каждый грош. И наконец, спустя три года экономии, оказалась у дверей французского модного дома Диор. Так начинаются удивительные приключения пожилой англичанки в кинофильме «Миссис Харрис едет в Париж». Фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы.
Картина — плод совместной работы кинематографистов из Великобритании, Канады и Венгрии — вышла на экраны в 1992 году. Снял её режиссёр Энтони Пуллен Шоу по одноимённому произведению американского писателя Пола Гэллико. «Миссис Харрис едет в Париж» — один из самых известных романов автора. Его неоднократно ставили на театральных сценах. А фильм 1992 года стал первым киновоплощением. Ещё одно предприняли ровно через 30 лет — в 2022 году. С современными техническими возможностями и бюджетом история заиграла новыми красками. Однако и тот, первый, фильм по-прежнему завоевывает сердца зрителей. И это, наверное, неудивительно. Да, в нём меньше погружения в мир моды «от кутюр». Но зато, как мне кажется, глубже и душевнее раскрывается внутренний мир героини.
Простоватая на первый взгляд, Миссис Харрис, которая кажется эксцентричной в своём упорном стремлении заполучить платье «от кутюр», неожиданно открывается зрителям как личность тонкая и многогранная. Впервые мы понимаем, какое доброе у неё сердце, ещё до того, как женщина отправляется в Париж. Однажды прямо на улице миссис Харрис находит... бриллиантовую брошь! Казалось бы — какая удача! Если продать находку, то можно больше не отказывать себе ни в чём, и купить у Диора хоть десять платьев! Но миссис Харрис поступает по-другому. Она обращается в полицию. Владельца драгоценности находят. А женщина получает вознаграждение — 25 фунтов. И кладёт их в свою копилку мечты.
С развитием сюжета открываются всё новые и новые грани души миссис Харрис. Она оказывается способной внести луч света и тепла в чопорный, холодный, а порой и жестокий мир высокой моды. Скромно одетая старушка попадает в общество богатых и знатных клиентов дома Диор. И с некоторыми из них даже заводит дружбу. Например, с министром, маркизом Шассанье. Непосредственная, радушная миссис Харрис становится для него человеком, которому можно открыть душу. В одном из эпизодов Маркиз рассказывает женщине о своей семейной трагедии. Оказывается, после смерти супруги министр потерял связь со своей взрослой дочерью.
— К сожалению, мы с дочерью не общаемся.
— Но почему?
— Луиза вышла замуж против моей воли.
— Моя жена как-то мирила нас, но теперь...
— К сожалению, все в нашей семье ужасные гордецы. С трудом прощают обиды. И моя дочь не исключение.
— Да, яблоко от яблони. Нужно уметь прощать. И нужно иногда уметь обуздать свою гордыню, хоть это и нелегко.
Не только добрым и мудрым словом, но и делом поможет миссис Харрис своему новому другу. А ещё — модели по имени Наташа, славной девушке, которая мечтает о большой семье и жизни на ферме. Не останется равнодушной пожилая англичанка и к проблемам администратора дома Диор, мадам Кольбер, за внешней строгостью которой скрывается ранимая душа. Всё это мы увидим в доброй и светлой семейной картине режиссёра Энтони Шоу «Миссис Харрис едет в Париж». А заодно узнаем, удастся ли героине в конце концов заполучить платье мечты. Кстати, в 1993 году картина получила международную телевизионную премию «Эмми» за выдающиеся костюмы.
Впрочем, актриса Анджела Лэндсбери, воплотившая в картине образ миссис Харрис, говорила, что её героиня на самом деле приобрела не платье, а нечто куда более дорогое. Что именно — увидим в картине «Миссис Харрис едет в Париж» 1992-го года. Фильм полон любви к жизни и людям. Он дарит радостное, даже праздничное настроение. И я от всей души рекомендую его посмотреть.
Псалом 114. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена люди предпочитали глупости мудрость и безрассудству рассудительность. Библию нередко считают мудрой книгой, но к какой мудрости она на самом деле призывает? Ответить на этот вопрос помогает 114-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 114.
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление моё;
2 приклонил ко мне ухо Своё, и потому буду призывать Его во все дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.
Со времён эпохи Просвещения люди поверили в одну не вполне очевидную идею: уровень счастья зависит от уровня образования. Естественно, не все и не сразу бросились учиться, и все мы помним из школьной программы комедию «Горе от ума», герой которой говорил: «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь». Однако ХХ век — это век всеобщего образования. Впрочем, в первую очередь образования ума, но не образования души или духа. Ведь жизненный опыт со всей очевидностью свидетельствует о том, что можно быть образованным и в своей сфере даже очень умным, но не быть мудрым. Человек бывает способен помнить множество фактов, понимать сложные формулы, но не помнить о семье, которая нуждается в заботе, и не понимать важности общения с близкими. Иногда он умеет совершать сложнейшие операции скальпелем или хирургической иглой, но не умеет управлять собственным языком.
Псалом, который мы сейчас услышали, ничего не говорит не только об образовании, которое, кстати, во времена псалмопевца было связано со знанием Писания и особенно закона Моисеева, он ничего не говорит и о мудрости. По крайней мере на первый взгляд. Перед нами хвалебная молитва того, кто претерпел испытания, смертельно заболел и очень сильно страдал, но получил избавление от Господа. Но что же в итоге помогло ему искать помощи у Бога? Ответ очень необычный, и он звучит буквально через всё Писание. Псалмопевец говорит: «Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне». Слово, которое перевели как «простодушный» также означает простеца, человека наивного, иногда даже глупого. Но что же это за простота? Это та самая простота доверия, которого не хватило первым людям, решившим познать добро и зло без Бога, это отказ от мудрости мира, которая пытается жить своими силами. Важно понимать, что эта простота не противоречит знанию или образованию как таковому, ведь Сам Господь создал человека разумным и повелел нарекать имена животным, Сам повелел познавать их и проникать в их суть.
Но легко ли быть по-настоящему простым? Нет, конечно. Подлинная простота требует подвига самоотречения и внутренней смелости. Это не простота беспечных и ленивых глупцов, которых многократно обличает Соломон в книге Притчей, но простота человека трудолюбивого, думающего, устраивающего свою жизнь в меру сил, но в то же время осознающего, что покой, которого он ищет, находится не во множестве знаний и трудов, а в доверии Богу, в надежде на Него. Почему псалмопевец и говорит: «возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя». Вслед за ним так мог сказать человек прошлого, не имеющий образования и ничего не знающий об устройстве вселенной, но может сказать признанный учёный, познающий тайны мироздания. Эта мудрость подходит всякому, но в современном мире оказывается трудно достижимой. Нас окружают бесконечные курсы и тренинги. Мы боимся опоздать и не узнать чего-то важного, того, что сделает нас конкурентноспособными, нужными, умеющими выживать и выходить вперёд. Давид, как и прочие авторы псалмов, тоже не сидел сложа руки, но умел за всей будничной суетой видеть главное, отчего и переживание этой суеты ощущалось им по-иному, ему было проще, потому что он не пытался всё сделать сам, но даже занимая активную позицию, в итоге полагался на Бога.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 218 зач., I, 16-23.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Обычно завещание ассоциируется с чем-то грустным. А как может быть иначе, если человек, составляя текст завещания, фактически принимает то, что смерть уже совсем рядом. И нужно позаботиться о том, чтобы распорядиться имеющейся собственностью. Но есть в этой истории исключение. Сегодня в храмах во время утреннего богослужения читается отрывок из радостного завещания — послания апостола Павла к Эфесянам. Давайте послушаем этот текст, представляющий собой часть первой главы послания.
Глава 1.
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Начало первого века нашей эры — уникальное время, когда среди людей жил Иисус Христос — Сын Божий, принявший человеческую плоть. Христос пришёл в наш мир для того, чтобы избавить человечество от греха Адама и Евы и вернуть их потомкам потерянный Рай. Спаситель добровольно принял смерть на Кресте и, воскреснув на третий день после Своей мучительной кончины, освободил людей от печальной участи — посмертного пребывания в аду. Проповедь Христа, Его подвиг вдохновили множество людей. Сначала жители Израиля, а затем и многие иные народы обратились в христианство.
Весть о Спасителе несли по городам и странам Его ученики — апостолы. Больше всех в деле проповеди учения Христа потрудился апостол Павел, совершивший четыре миссионерских путешествия по Римской империи, в ходе которых основал множество христианских общин. О масштабах деятельности Павла свидетельствуют его послания, которые он направлял христианам тех городов, где ему удалось побывать. Апостол не забывал о своих учениках даже в тяжёлых жизненных ситуациях — христианам города Эфеса Павел, например, писал примерно в 63 году из римской тюрьмы, где оказался по лживому доносу.
Многие исследователи Библии считают, что послание к Эфесянам, отрывок из которого мы услышали, является духовным завещанием апостола Павла. Павел, предчувствуя, что его земная жизнь скоро закончится, в послании к христианам Эфеса со всей силой проповеднического таланта излагает своё духовное видение того, что значит жить с верой в Спасителя Иисуса Христа. В прозвучавшем отрывке апостол прямо говорит, что человеку, поверившему во Христа, принявшему крещение и живущему благочестиво, откроется богатство славного наследия Спасителя. Наследие это состоит не только в том, что православный христианин ощущает радость от присутствия Бога рядом с собой, и не только в том, что христианская вера даёт человеку почувствовать настоящую полноту жизни.
Сын Божий, во всём равный Богу Отцу, принял человеческую плоть, во всём стал подобным людям, за исключением греховности. Это означает, что путь Христа открыт для каждого человека. Апостол Павел говорит, что через Спасителя на каждого православного христианина нисходит величие Христово. Сын Божий победил смерть, воскреснув из мёртвых, и пребывает теперь в небесной славе. Путь Спасителя может пройти каждый поверивший в Него человек. Пример великих святых, прежде всего, пример Богородицы Марии является тому доказательством. Во Христе они обрели настоящее счастье и теперь вместе с Ним пребывают на Небе.
Возможность приобщиться к святости открыта для каждого человека. Прежде всего, благодаря существованию Церкви, которую Христос основал и является её Главой. Только в Православной Церкви человек способен в полной мере общаться с Богом, почувствовать радость жизни во Христе. Церковь, по слову апостола Павла, это место особого присутствия Бога, ощутить которое можно через таинства — прежде всего, через Святое Причастие. В этом Таинстве православный христианин под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Христовы, вступает в тесное общение с Богом, без чего достигнуть святости просто невозможно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов











