
Михаил Нестеров. Всадники (Легенда). 1932. Холст, масло. 81,2 x 60. Церковно-археологический кабинет Духовной академии, Троице-Сергиев Посад, Россия.
— Дядя Андрей, я даже не знал, что в Троице-Сергиевой лавре есть такой музей — «Церковно-археологический кабинет». А здесь, как я вижу, богатая коллекция живописи!
— Идём, Павлик, я покажу тебе экспонат, который мне особенно дорог. Смотри! Картина называется «Всадники».
— О, какая эффектная! Три монаха на белых конях мчатся мимо мощных башен, увенчанных крестами. Скачут так стремительно, что кажется — летят по воздуху. Чёрные плащи развеваются по ветру, снежная пыль клубится под копытами. Художник передал движение всадников как безудержный полёт. А кто, кстати, автор этого произведения?
— Михаил Нестеров.
— Как неожиданно! Творение светского живописца — в монастырском музее!
— Мне кажется, в данном случае само определение «светский художник» — это штамп, которого Михаил Нестеров не заслужил. Он — православный христианин, и вера в Бога отразилась в его картинах. А Троице-Сергиева лавра занимала особое место в сердце и в жизни художника. Он бывал здесь паломником, любил монастырские богослужения. И даже после революции 1917 года рисовал обитель и её окрестности. Картина «Всадники», написанная в 1932 году, тоже посвящена лавре.
— Какому-то событию из летописи монастыря?
— Осаде обители во время польско-литовской оккупации в семнадцатом веке. Когда Лжедмитрию Второму не удалось с ходу захватить Москву в 1608 году, он решил блокировать город. Но для этого нужно было взять Троице-Сергиев монастырь, прикрывавший дорогу из столицы в Поволжье. К стенам лавры направилось мощное войско. Началась осада, длившаяся пятнадцать месяцев и девять дней.
— Как же насельники сумели продержаться больше года?
— Во-первых, они оборонялись не в одиночку. Ещё до осады в лавру стянулись отряды воеводы Григория Долгорукого-Рощи. К ним примкнули крестьяне окрестных сёл, паломники. Во-вторых, монастырь представлял собой хорошо оборудованную крепость. Его окружали двенадцать сторожевых башен.
— Таких, как на картине Михаила Нестерова?
— Да. Башни соединяла стена высотой от восьми до четырнадцати метров. На ней разместили пушки, метательные устройства, приспособления для выливания на неприятеля смолы и кипятка. Но всё-таки силы были неравные. Лавру защищало около трёх тысяч человек, во вражеском войске было в пять раз больше.
— Но это невозможно — противостоять настолько сильному противнику!
— И всё-таки защитники Троице-Сергиевой лавры вышли победителями из этой схватки. Настоятель монастыря, архимандрит Иоасаф, не допускал и мысли о том, чтобы отдать врагу на поругание православные святыни. Он вдохновлял иноков просить помощи у Бога, а солдат — не унывать и не сдаваться. И когда казалось, что надеяться уже не на что, произошло чудо.
— Какое чудо?
— То самое, которое изобразил на своей картине Михаил Нестеров. Три монаха, скачущие на конях словно по воздуху — это ученики святого Сергия Радонежского Михей, Варфоломей и Наум. Они жили на два столетия раньше! Преподобный Сергий известил во сне одного инока, что посылает в обитель подмогу. И той же ночью и защитники лавры, и враги увидели всадников, над головами которых горели нимбы. После этого польско-литовские отряды сняли осаду и отошли от стен монастыря.
— Но как посланники святого смогли помочь осаждённым?
— Я читал, что чудесное явление сопровождалось звуком несущейся конницы. Интервенты услышали его и решили, что к защитникам лавры пришло мощное подкрепление. Но дело даже не в этом. Ты взгляни на всадников на картине Михаила Нестерова. В своей окрылённости они символизируют Божию помощь. Она приходит, преодолевая пространство и время, и все тяготы отступают. И совершается невозможное!
Картину Михаила Нестерова «Всадники» можно увидеть в Сергиевом Посаде, в музее «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер