Михаил Нестеров. «Всадники» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Михаил Нестеров. «Всадники»

* Поделиться

Михаил Нестеров. Всадники (Легенда). 1932. Холст, масло. 81,2 x 60. Церковно-археологический кабинет Духовной академии, Троице-Сергиев Посад, Россия.

— Дядя Андрей, я даже не знал, что в Троице-Сергиевой лавре есть такой музей — «Церковно-археологический кабинет». А здесь, как я вижу, богатая коллекция живописи!

— Идём, Павлик, я покажу тебе экспонат, который мне особенно дорог. Смотри! Картина называется «Всадники».

— О, какая эффектная! Три монаха на белых конях мчатся мимо мощных башен, увенчанных крестами. Скачут так стремительно, что кажется — летят по воздуху. Чёрные плащи развеваются по ветру, снежная пыль клубится под копытами. Художник передал движение всадников как безудержный полёт. А кто, кстати, автор этого произведения?

— Михаил Нестеров.

— Как неожиданно! Творение светского живописца — в монастырском музее!

— Мне кажется, в данном случае само определение «светский художник» — это штамп, которого Михаил Нестеров не заслужил. Он — православный христианин, и вера в Бога отразилась в его картинах. А Троице-Сергиева лавра занимала особое место в сердце и в жизни художника. Он бывал здесь паломником, любил монастырские богослужения. И даже после революции 1917 года рисовал обитель и её окрестности. Картина «Всадники», написанная в 1932 году, тоже посвящена лавре.

— Какому-то событию из летописи монастыря?

— Осаде обители во время польско-литовской оккупации в семнадцатом веке. Когда Лжедмитрию Второму не удалось с ходу захватить Москву в 1608 году, он решил блокировать город. Но для этого нужно было взять Троице-Сергиев монастырь, прикрывавший дорогу из столицы в Поволжье. К стенам лавры направилось мощное войско. Началась осада, длившаяся пятнадцать месяцев и девять дней.

— Как же насельники сумели продержаться больше года?

— Во-первых, они оборонялись не в одиночку. Ещё до осады в лавру стянулись отряды воеводы Григория Долгорукого-Рощи. К ним примкнули крестьяне окрестных сёл, паломники. Во-вторых, монастырь представлял собой хорошо оборудованную крепость. Его окружали двенадцать сторожевых башен.

— Таких, как на картине Михаила Нестерова?

— Да. Башни соединяла стена высотой от восьми до четырнадцати метров. На ней разместили пушки, метательные устройства, приспособления для выливания на неприятеля смолы и кипятка. Но всё-таки силы были неравные. Лавру защищало около трёх тысяч человек, во вражеском войске было в пять раз больше.

— Но это невозможно — противостоять настолько сильному противнику!

— И всё-таки защитники Троице-Сергиевой лавры вышли победителями из этой схватки. Настоятель монастыря, архимандрит Иоасаф, не допускал и мысли о том, чтобы отдать врагу на поругание православные святыни. Он вдохновлял иноков просить помощи у Бога, а солдат — не унывать и не сдаваться. И когда казалось, что надеяться уже не на что, произошло чудо.

— Какое чудо?

— То самое, которое изобразил на своей картине Михаил Нестеров. Три монаха, скачущие на конях словно по воздуху — это ученики святого Сергия Радонежского Михей, Варфоломей и Наум. Они жили на два столетия раньше! Преподобный Сергий известил во сне одного инока, что посылает в обитель подмогу. И той же ночью и защитники лавры, и враги увидели всадников, над головами которых горели нимбы. После этого польско-литовские отряды сняли осаду и отошли от стен монастыря.

— Но как посланники святого смогли помочь осаждённым?

— Я читал, что чудесное явление сопровождалось звуком несущейся конницы. Интервенты услышали его и решили, что к защитникам лавры пришло мощное подкрепление. Но дело даже не в этом. Ты взгляни на всадников на картине Михаила Нестерова. В своей окрылённости они символизируют Божию помощь. Она приходит, преодолевая пространство и время, и все тяготы отступают. И совершается невозможное!

Картину Михаила Нестерова «Всадники» можно увидеть в Сергиевом Посаде, в музее «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем