Михаил Нестеров. «Три старца» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Михаил Нестеров. «Три старца»

* Поделиться

— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!

— Здравствуй, Настенька! Очень рада видеть тебя в Третьяковской галерее!

— Я сейчас слушала, как вы вели экскурсию, и поняла, что картина может быть интересной, ну вот как... Как кино!

— Это верно! Внимательному зрителю произведение искусства может поведать и о своём создателе, и о времени, в котором появилось. Да много ещё о чем!

— Так хочется узнать побольше о картинах Нестерова — мне очень нравится этот художник!

— С радостью расскажу тебе всё, что знаю! Какое полотно тебя особенно заинтересовало?

— Вот это — где на поляне над рекой сидят три старичка, а из леса к ним выходит лисичка.

— Интересно, что ты сейчас назвала два устоявшихся названия картины — «Три старца» и «Лисичка». Сама люблю это произведение. Давай подойдём к нему поближе. Только посмотри, с какой проникновенностью художник передал красоту северной природы! Невозможно налюбоваться холодной гладью Белого моря, синими вершинами дальних островов, нежной зеленью травы, тонкими, словно струны, стволами берёз.

— Кажется, что так не бывает. Как в сказке.

— Но, тем не менее, всё это Михаил Васильевич видел наяву. В 1901 году он посетил Спасо-Преображенский монастырь на Соловецких островах. И старцы на картине — монахи этой обители.

— Но лисичку-то художник придумал?

— Вовсе нет. Нестеров путешествовал по монастырским скитам — маленьким иноческим общинам, скрытым от людей на островах и в лесной глуши. В одном из таких уединённых мест он и увидел лисичку, которая доверчиво приблизилась к стареньким монахам. Этот случай вдохновил художника писать картину.

— Наверное, у старичков что-то вкусное было в той кругленькой расписной коробочке, что стоит рядом с ними?

— Едва ли, Настя. Одно из монашеских правил — воздержание в пище. Старцы уж точно не стали бы носить с собой какие-то лакомства. В коробе у них, вероятнее всего, просфоры — богослужебный хлеб. Или просто сухарики. Вряд ли лису интересует такая еда.

— Почему же тогда она подошла так близко к людям?

— В своих мемуарах Нестеров объяснил такую доверчивость дикого зверя мирным духом, в котором пребывали монахи. Ты посмотри, какой покой в их взглядах, безмятежность в движениях. Недаром первоначальное название произведения — «На земле мир, в человецех благоволение». «В человецех» означает «в людях».

— А что значат слова про мир и благоволение. Что люди войны не хотят?

— Смысл фразы гораздо глубже, полностью она звучит так: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в людях благоволение». Апостол Лука в Евангелии свидетельствует, что так пели ангелы, возвещая пастухам о Рождении Иисуса Христа. В их праздничном гимне звучит радость от того, что люди обрели единство с Богом. Это единство и даёт то мирное состояние, которое отражено в лицах монахов на картине Михаила Нестерова.

— И лисичка чувствует, что старцы... добрые?

— Не просто добрые — они жили в Боге, приближались к святости.

— А что значит «жили в Боге»?

— Непрестанно пребывали в молитве, отказались от всех земных удовольствий, чтобы сосредоточиться на общении со Христом. Сверяли с евангельскими заповедями не только свои поступки, но и малейшие движения мыслей и чувств. И звери уже не испытывали к таким людям ни вражды, ни страха. В истории христианской Церкви есть немало тому примеров. Так, египетский святой, преподобный Герасим Иорданский вылечил дикого льва, и тот привязался к нему. А наш русский подвижник, Серафим Саровский, кормил с рук медведя.

— Как бы я хотела, чтобы меня тоже звери любили и не боялись!

— Святые не стремились приручать диких зверей. Они молились Богу — и их жизнь преображалась. Иными становились отношения и с людьми, и с природой. Чтобы представить себе это чудо, можно прийти в Третьяковскую галерею и посмотреть картину Михаила Нестерова «Три старца».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем