Когда мы с Богом — всё становится иначе, жизнь преображается. И даже дикие животные чувствуют это наше мирное состояние, — как на картине Михаила Нестерова «Три старца», сюжет которой художник увидел воочию на Соловецких островах.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Здравствуй, Настенька! Очень рада видеть тебя в Третьяковской галерее!
— Я сейчас слушала, как вы вели экскурсию, и поняла, что картина может быть интересной, ну вот как... Как кино!
— Это верно! Внимательному зрителю произведение искусства может поведать и о своём создателе, и о времени, в котором появилось. Да много ещё о чем!
— Так хочется узнать побольше о картинах Нестерова — мне очень нравится этот художник!
— С радостью расскажу тебе всё, что знаю! Какое полотно тебя особенно заинтересовало?
— Вот это — где на поляне над рекой сидят три старичка, а из леса к ним выходит лисичка.
— Интересно, что ты сейчас назвала два устоявшихся названия картины — «Три старца» и «Лисичка». Сама люблю это произведение. Давай подойдём к нему поближе. Только посмотри, с какой проникновенностью художник передал красоту северной природы! Невозможно налюбоваться холодной гладью Белого моря, синими вершинами дальних островов, нежной зеленью травы, тонкими, словно струны, стволами берёз.
— Кажется, что так не бывает. Как в сказке.
— Но, тем не менее, всё это Михаил Васильевич видел наяву. В 1901 году он посетил Спасо-Преображенский монастырь на Соловецких островах. И старцы на картине — монахи этой обители.
— Но лисичку-то художник придумал?
— Вовсе нет. Нестеров путешествовал по монастырским скитам — маленьким иноческим общинам, скрытым от людей на островах и в лесной глуши. В одном из таких уединённых мест он и увидел лисичку, которая доверчиво приблизилась к стареньким монахам. Этот случай вдохновил художника писать картину.
— Наверное, у старичков что-то вкусное было в той кругленькой расписной коробочке, что стоит рядом с ними?
— Едва ли, Настя. Одно из монашеских правил — воздержание в пище. Старцы уж точно не стали бы носить с собой какие-то лакомства. В коробе у них, вероятнее всего, просфоры — богослужебный хлеб. Или просто сухарики. Вряд ли лису интересует такая еда.
— Почему же тогда она подошла так близко к людям?
— В своих мемуарах Нестеров объяснил такую доверчивость дикого зверя мирным духом, в котором пребывали монахи. Ты посмотри, какой покой в их взглядах, безмятежность в движениях. Недаром первоначальное название произведения — «На земле мир, в человецех благоволение». «В человецех» означает «в людях».
— А что значат слова про мир и благоволение. Что люди войны не хотят?
— Смысл фразы гораздо глубже, полностью она звучит так: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в людях благоволение». Апостол Лука в Евангелии свидетельствует, что так пели ангелы, возвещая пастухам о Рождении Иисуса Христа. В их праздничном гимне звучит радость от того, что люди обрели единство с Богом. Это единство и даёт то мирное состояние, которое отражено в лицах монахов на картине Михаила Нестерова.
— И лисичка чувствует, что старцы... добрые?
— Не просто добрые — они жили в Боге, приближались к святости.
— А что значит «жили в Боге»?
— Непрестанно пребывали в молитве, отказались от всех земных удовольствий, чтобы сосредоточиться на общении со Христом. Сверяли с евангельскими заповедями не только свои поступки, но и малейшие движения мыслей и чувств. И звери уже не испытывали к таким людям ни вражды, ни страха. В истории христианской Церкви есть немало тому примеров. Так, египетский святой, преподобный Герасим Иорданский вылечил дикого льва, и тот привязался к нему. А наш русский подвижник, Серафим Саровский, кормил с рук медведя.
— Как бы я хотела, чтобы меня тоже звери любили и не боялись!
— Святые не стремились приручать диких зверей. Они молились Богу — и их жизнь преображалась. Иными становились отношения и с людьми, и с природой. Чтобы представить себе это чудо, можно прийти в Третьяковскую галерею и посмотреть картину Михаила Нестерова «Три старца».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Белые платочки. Анна Леонтьева
Рассказывали друг другу о «белых платочках» — женщинах, которые через годы безбожия пронесли христианскую веру. О том, как это было нелегко и порою опасно. Моя подруга, теперь матушка, то есть жена священника, рассказала удивительную историю о своей сестре, Галине.
Матушка с сестрой родились в семье неверующей, с суровым отцом — офицером военно-морского флота. Галина, старшая сестра, восприняла веру от своей прабабушки и бабушки. Прабабушка была раскулаченная, обедневшая дворянка, и вера ее была — как выразилась очень точно матушка — обоснованной. То есть, подкрепленной знанием Священного Писания и истории.
Мне понравилось это слово! Галина тоже обрела именно такую, «обоснованную», веру, глубоко изучала историю, богословие. Поэтому могла говорить с людьми неверующими убедительно, многих обращала, иных вытаскивала из сект. Когда домой к ней приходили комсомольцы из института — с заданием вернуть девушку на путь истинный — то, посидев и поговорив с ней в коридоре, уходили обескураженные. Не находили аргументов.
Однажды Галя пошла выручать подругу из секты кришнаитов, и главный кришнаит долго разговаривал с ней, а после сказал так: «К нам в гости пришло православие!». Большое уважение чувствуется в этой фразе. Жертву секты отпустили.
А вот отец не принимал ничего православного, наказывал Галю за походы в церковь, поэтому будущая матушка и ее старшая сестра ходили в церковь тайно. После каждого причастия сестра старалась устроить младшей маленький праздник: погулять по парку в Москве, купить мороженое или воздушный шарик. Все это очень запомнилось будущей матушке, навсегда легло в душу, проросло живой горячей верой.
Отец говорил старшей дочери: «Покажи мне своего Бога — тогда и поверю!». Галя взяла очень мудрую тактику: рассказывала семье об истории монастырей, об их святых. Рассказы были такими захватывающими, что отец начал иногда ездить в монастыри, проверять информацию. Однажды он отправился — на экскурсию разумеется — в Киево-Печерскую Лавру. И впоследствии рассказывал вот что.
Шел он в темноте по пещерам Лавры, под темными сводами, а впереди него шла верующая женщина со свечой и прикладывалась к святыням. Отца же очень заинтересовали мощи одного святого монаха, которому было уже триста лет. Руки монаха были открыты, и видно было, что они нетленны. Отец именно этими руками заинтересовался, внимательно начал их рассматривать. И тут — по его словам — ему вдруг пришла яркая, ослепляющая мысль: «А может Бог и правда есть?». И следом за ней — другая: «Да просто наверное тут особый климат в этих пещерах, вот и сохраняется все!». С этими мыслями он догнал идущую впереди верующую женщину и начал ее расспрашивать. Много проговорили они о чудесах и подвигах подвизавшихся тут монахов, и уехал в Москву отец-офицер очень крепко задумавшись. И чудо постепенно подействовало: отец осознанно принял православие, и ушел из жизни уже твердо верующим человеком.
Еще очень запомнился рассказ матушки о том, как совсем маленькой ей и ее сестре разрешили ночевать в Троице Сергиевой Лавре, прямо на ковре, недалеко от раки с мощами преподобного Сергия Радонежского. Галина накрыла ее большим цветастым платком, и девочка заснула, а проснулась очень рано: монах тянулся над ней к лампаде, чтобы ее зажечь. «Этот монах в свете свечей показался мне огромным, под самый купол храма!» — улыбается матушка.
Сколько мужества, мудрости, терпения и любви в этих непридуманных, тонких рассказах! Обоснованная вера — спасибо за прекрасное слово, матушка! Нам всем есть к чему стремиться, ведь эти наши «белые платочки» донесли и передали свою веру нам. Живую, живую веру!
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
12 октября. О служении ближнему
В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
О служении ближнему, — протоиерей Андрей Ефанов.
12 октября. О свободе во Христе
В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает».
О свободе во Христе, — священник Павел Гумеров.