Михаил Ломоносов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Михаил Ломоносов

* Поделиться

В 2015 году на авиасалоне «МАКС» презентовали новинку — вертолёт Ка-226Т. Создатели рассказывали о многофункциональности и удобстве модели, о простоте её пилотирования, о том, какое широкое применение она нашла и как служит людям — вертолётом пользуются военные, спасатели МЧС, полиция, мэрия Москвы. В финале презентации прозвучали слова: «Хорошо, что в 18 веке Ломоносов придумал вертолёт!»

Звучит неожиданно. Но перенесёмся на три столетия назад. 1 июля 1754 года в Российской Императорской академии наук проходило необычное заседание. Учёные мужи в напудренных париках сидели, в изумлении подняв головы к высокому потолку, под которым плавно, сама по себе, парила... коробочка с двумя вращающимися четырёхлопастными винтами, которые приводились в движение заводной пружиной. Сенсацию академики зафиксировали в протоколе заседания: «Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретенную им машинку, которую называет воздухобежной».

На создание аэродинамической машины Ломоносова натолкнули трагические обстоятельства. Вместе со своим единомышленником, физиком Георгом Рихманом, Михаил Васильевич занимался изучением атмосферного электричества. Учёные работали над созданием громоотвода и экспериментировали с ним, поднимая вверх на вытянутых руках. Однажды, во время особенно сильной грозы, молния попала в Рихмана. Учёный погиб. Ломоносов тяжело переживал смерть коллеги. И чтобы впредь подобное больше никогда не повторилось, он придумал летательный аппарат, который мог бы поднимать и определённое время удерживать над землёй необходимые для опытов приборы. Это позволило бы работать, не подвергая риску собственную жизнь. Ломоносов начал успешную разработку аппарата, а продолжили её изобретатели будущих поколений.

«Поразительно, но таким образом Ломоносов создал первый летающий образец беспилотного вертолёта, классический пример тех беспилотников, которые мы сегодня можем с вами видеть», — констатирует доцент кафедры проектирования вертолетов Московского авиационного института Павел Макеев. Разумеется, почти за триста лет учёными и конструкторами был пройден большой путь. Сегодня вертолёт — это уже не просто небольшая коробочка с винтами. Современная «вертушка» способна поднимать в небо пассажиров и десятки тонн груза, летать на дальние расстояния, связывать населённые пункты там, где других путей сообщения попросту не существует. Преобразовалась первоначальная идея изобретения. Однако принцип его действия за три столетия не изменился. «Ломоносов, конечно, узнал бы и в квадрокоптере, и в любом современном вертолете свое изобретение», — считает авиаэксперт по вертолётной тематике Евгений Матвеев.

Ломоносова называют универсальным гением. Он стал первым химиком, который дал физической химии определение, близкое к современному. Его молекулярно-кинетическая теория тепла предвосхитила современное представление о строении материи и началах термодинамики. Учёный открыл наличие атмосферы у планеты Венера, стоял у истоков экономической географии и науки о стекле. Его научная мысль продолжает служить людям и сегодня. И когда слышишь в небе рокот пролетающего вертолёта или видишь, как кто-то запускает в воздух квадрокоптер с видеокамерой — это хороший повод ещё раз вспомнить о том, как много Михаил Васильевич сделал для своего Отечества и науки.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем