Что же сподвигло Ломоносова изобрести необычное устройство, ставшего прототипом современного вертолета? Ведь еще 1 июля 1754 года в Императорской академии наук он продемонстрировал самостоятельно парящую коробочку с двумя четырехлопастными винтами.
Современное устройство мира многим обязано Михаилу Васильевичу Ломоносову, сделавшего ряд открытий, которыми общество пользуется и сегодня!
В каких других научных направлениях работал Михаил Васильевич, положивший всю свою жизнь на благо людей и нашего Отечества?

В 2015 году на авиасалоне «МАКС» презентовали новинку — вертолёт Ка-226Т. Создатели рассказывали о многофункциональности и удобстве модели, о простоте её пилотирования, о том, какое широкое применение она нашла и как служит людям — вертолётом пользуются военные, спасатели МЧС, полиция, мэрия Москвы. В финале презентации прозвучали слова: «Хорошо, что в 18 веке Ломоносов придумал вертолёт!»
Звучит неожиданно. Но перенесёмся на три столетия назад. 1 июля 1754 года в Российской Императорской академии наук проходило необычное заседание. Учёные мужи в напудренных париках сидели, в изумлении подняв головы к высокому потолку, под которым плавно, сама по себе, парила... коробочка с двумя вращающимися четырёхлопастными винтами, которые приводились в движение заводной пружиной. Сенсацию академики зафиксировали в протоколе заседания: «Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретенную им машинку, которую называет воздухобежной».
На создание аэродинамической машины Ломоносова натолкнули трагические обстоятельства. Вместе со своим единомышленником, физиком Георгом Рихманом, Михаил Васильевич занимался изучением атмосферного электричества. Учёные работали над созданием громоотвода и экспериментировали с ним, поднимая вверх на вытянутых руках. Однажды, во время особенно сильной грозы, молния попала в Рихмана. Учёный погиб. Ломоносов тяжело переживал смерть коллеги. И чтобы впредь подобное больше никогда не повторилось, он придумал летательный аппарат, который мог бы поднимать и определённое время удерживать над землёй необходимые для опытов приборы. Это позволило бы работать, не подвергая риску собственную жизнь. Ломоносов начал успешную разработку аппарата, а продолжили её изобретатели будущих поколений.
«Поразительно, но таким образом Ломоносов создал первый летающий образец беспилотного вертолёта, классический пример тех беспилотников, которые мы сегодня можем с вами видеть», — констатирует доцент кафедры проектирования вертолетов Московского авиационного института Павел Макеев. Разумеется, почти за триста лет учёными и конструкторами был пройден большой путь. Сегодня вертолёт — это уже не просто небольшая коробочка с винтами. Современная «вертушка» способна поднимать в небо пассажиров и десятки тонн груза, летать на дальние расстояния, связывать населённые пункты там, где других путей сообщения попросту не существует. Преобразовалась первоначальная идея изобретения. Однако принцип его действия за три столетия не изменился. «Ломоносов, конечно, узнал бы и в квадрокоптере, и в любом современном вертолете свое изобретение», — считает авиаэксперт по вертолётной тематике Евгений Матвеев.
Ломоносова называют универсальным гением. Он стал первым химиком, который дал физической химии определение, близкое к современному. Его молекулярно-кинетическая теория тепла предвосхитила современное представление о строении материи и началах термодинамики. Учёный открыл наличие атмосферы у планеты Венера, стоял у истоков экономической географии и науки о стекле. Его научная мысль продолжает служить людям и сегодня. И когда слышишь в небе рокот пролетающего вертолёта или видишь, как кто-то запускает в воздух квадрокоптер с видеокамерой — это хороший повод ещё раз вспомнить о том, как много Михаил Васильевич сделал для своего Отечества и науки.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Поможем школе-интернату в Тверской области

С 13 лет Настя жила в Максатихинской школе-интернате, которая располагается в Тверской области. Девочку сюда прямо с улицы доставили социальные работники. Поскольку родителей у Насти нет, она жила с бабушкой. Женщина совсем о ней не заботилась. Хрупкий, замкнутый, агрессивный ребёнок в потрёпанной и грязной одежде — такой впервые увидели девочку сотрудники учреждения. Чтобы расположить её к себе и многому научить, им потребовались немало усилий и времени. Но этот труд не был напрасным. К 18 годам Настя стала совсем другим человеком. Она превратилась в приятную, трудолюбивую, добрую и ответственную девушку. Анастасия вышла замуж за молодого человека, который ранее окончил ту же школу-интернат. Сейчас они с супругом воспитывают четверых детей. У них свой дом в Тверской области и хозяйство. Глава семьи работает в МЧС, а Настя занимается детьми и домом.
Истории с добрым продолжением — это самая лучшая награда для сотрудников Максатихинской школы-интерната. «Для нас счастье, когда мы можем вернуть исковерканным детским душам покой и тепло, научить ребят ценить семью и подготовить их к самостоятельной жизни», — говорят они.
Сегодня в учреждении находятся 48 детей, среди них подопечные с инвалидностью. Для того, чтобы все ребята продолжали жить в комфортных условиях, необходимо обновить в детских комнатах кровати, обустроить место для досуга и творчества. Также важно приобрести развивающие игры и методические материалы. А ещё купить для подопечных нижнее бельё, в котором всегда есть необходимость.
Сбор для Максатихинской школы-интерната открыт на сайте Тверского фонда «Рука помощи».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Россия при Николае II». Дмитрий Казанцев

У нас в студии кандидат юридических наук Дмитрий Казанцев.
Разговор шел об истории России в конце 19-го, начале 20-го веков в период правления императора Николая II, какие основы в развитие России закладывались тогда, а также о том, как в это время менялась жизнь Русской церкви.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Культура как пространство смыслов;
— Христианская культура и культура других религиозных традиций;
— Миссия в христианских странах;
— Целостность человека в контексте культуры.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер