Гостями программы «Семейный час» были настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.
Мы говорили о семейных путешествиях и об удивительных достопримечательностях и святынях Крыма.
Ведущая: Анна Леонтьева
А. Леонтьева
— «Семейный час» на Радио ВЕРА, с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях священник Дмитрий Кузьмичев, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, и матушка Ника. Добрый вечер.
семья Кузьмичевых
— Добрый вечер.
А. Леонтьева
— Сегодня у нас очень такая приятная летняя тема: мы хотим рассказать о ваших семейных путешествиях, паломничествах по Крыму. Вы уже начали немного рассказывать в вашей программе, вот очень хочется узнать, куда семьи могут поехать, каким святыням поклониться. То есть не просто такой отдых-отдых, а еще и как-то с пользой для души его провести. Вы много лет возите семьи в Крым, вот расскажите, пожалуйста, о вашей поездке, которая недавно была.
о. Дмитрий
— Да, эта поездка состоялась в мае, мы ее планировали заранее, чтобы посетить святыни Крыма и встретить там праздник 9 мая, 80-летие Победы у нас в этом году. И получилось так, что поездку планировала матушка Ника, все организационные моменты, как всегда, были на ней, я только возглавлял духовную часть нашей паломнической группы. Паломническая группа состояла из семи супружеских пар, то есть с нами не было детей, внуков, как-то так сложилось, что собрались пары семей примерно одного возраста плюс-минус. Совершилась наша недельная поездка с 6 по 12 мая, и она оказалась очень насыщенной. Мы Крым любим, постоянно туда ездим, посещаем святыни и места, которые нам близки и дороги, но я хочу отметить, что именно в этом году какая-то была поездка особая. И началась она с того, что, как всегда, у нас первая точка — это посещение Свято-Троицкого женского монастыря, где почивают мощи святителя Луки Симферопольского и Крымского.
м. Ника
— Батюшка, а можно я добавлю? Конечно, про Крым говорить очень приятно, потому что мы очень любим это место, это такой лоскуток земли, где пронеслось столько цивилизаций, столько народов, там такая историческая плотность, и мало того, там еще четыре климатических зоны и каждая зона по-своему уникальна. Крым и природно очень красив, и в историческом плане очень насыщен. Когда люди приезжают только отдохнуть на море, позагорать и уехать, потом мне говорят: «Да были мы в Крыму!», я говорю: «Вы не были в Крыму. Вы не знаете, какой Крым в горах, вы не знаете, какой степной Крым, вы не видели древнейшие монастыри, когда ты приходишь в монастырь, в пещеру и понимаешь, что там храм первых веков, вы не встречали рассвет в древнем государстве Феодоро, где через башню смотрит солнце, когда оно встает, и ты его видишь через окно этой башни». Крым — это действительно очень удивительное место. Нашу поездку я планировала не только как паломническую, но еще мы хотели посмотреть горные монастыри, и мне надо было увидеть, смогут ли наши семьи подняться туда, куда мы идем. И мы пошли сначала по горе в Орджиникидзе, она очень небольшая, с неё открывается красивый вид, и я смотрела, насколько наши семьи могут туда подняться, как они друг другу помогают, и из наших семи семей две у нас остались, одна семья в Приморском, одна осталась в Щебетовке, а с нами ушли пять.
А. Леонтьева
— Остались, в смысле остановились?
м. Ника
— Дома, дома. Они пришли первые, когда мы все вместе пошли, и потом уже, когда мы все закончили, рассказывали, как это все было. Конечно, когда группу формируешь, то надо понимать, на какую группу ты рассчитываешь, куда пойдем с этой группой. Начали мы с молитвы Луке (Войно-Ясенецкому) батюшка начал об этом говорить.
о. Дмитрий
— Да, мы рассчитываем, что здесь у нас столько-то времени, подходим к мощам, потом едем дальше, мы двигались в сторону Севастополя, потому что к 9 мая там мы должны были посетить один монастырь, второй, третий. И вроде все стандартно, приложились к мощам, подали записки, послушали часть акафиста, и вдруг Денис подходит, наш участник, и предлагает посетить музей святителя, буквально на полчаса. В общем, мы в его доме-музее провели два с половиной часа, которые пролетели незаметно. Там очень заинтересованная экскурсовод работает, она так увлеченно про святителя рассказывала, всего не передашь. А потом к нашей группе присоединились люди, в жизни которых святитель Лука буквально недавно появился, с ними произошли определенные события чудесные. Мы у них даже интервью взяли под запись, с нами Владимир Шуванников, режиссер, ездил. Люди так искренне говорили, мы просто не поняли, как эти два часа прошли. Мы поездку начали с посещения святителя — получается, он нашу группу благословил, и за эту неделю мы успели все, что запланировали, и даже больше.
м. Ника
— Я еще добавлю, что после посещения святого Луки (Войно-Ясенецкого) мы обязательно идем к мощам святителя Гурия Таврического в собор Александра Невского, там пешком можно дойти от монастыря до собора. Святой Гурий в значимости крымского святого очень большой, но о нем мало кто знает, а он миссионер был, сделал очень много и для России, и для Крыма, и наше знакомство было с ним очень интересным. Кратенько так расскажу, что мы с отцом Дмитрием нашу программу «Диалог в семье» хотели провести и в Крыму тоже, и никак у нас не хватало на это решимости, сил и времени. И вот мы стояли на литургии в храме Агапита Печерского, и во время литургии мне вдруг откуда-то сверху падает пузырек с маслом, и по голове так — бам! Я поднимаю этот пузыречек, читаю: «святителя Гурия» и начинаю соображать, что это за такой Гурий, а мне свечница, которая рядом стоит, говорит: «А вы что, про святого Гурия Таврического не знаете?» И начинает мне чуть-чуть про него рассказывать. Она интересно очень рассказала, в двух словах, и я прямо во время службы беру этот пузыречек и ему говорю: «Вот, святитель Гурий, мы бы у тебя побывали обязательно, но сегодня после обеда у нас самолет». Короче говоря, нет времени уже, это было в конце нашей какой-то поездки предыдущей. И получилось так, что мы едем в аэропорт, нас высаживают из машины, мы проходим двойной контроль (это еще до СВО было), и вдруг наш рейс задерживают на шесть часов. Мы попросились выйти из аэропорта на эти шесть часов, нам эти девушки говорят: «А вы куда, к Луке (Войно-Ясенецкому)?» Мы говорим: «Ну, почти — мы к Гурию Таврическому». И получилось так, что я только поговорила со святым, а он тут же ответил, и мы смогли приложиться к мощам, помолиться ему, почитали потом его житие, очень интересное, и мы всегда теперь начинаем нашу поездку с того, что вот Лука (Войно-Ясенецкий), а потом — Гурий Таврический, мы всей группой обязательно туда идем. А уже потом мы начинаем ездить по всем таким очень интересным святыням.
о. Дмитрий
— Мы, в принципе, до этого как-то слышали это имя, но значения не придавали. Святитель Гурий сперва находился с мощами рядом с Петропавловским храмом, который рядом со Свято-Троицким монастырем, но понятно, что все идут в основном к святителю Луке, потому что он целитель, он известен, а святитель Гурий как-то оставался в тени. Хотя он очень много сделал для тогдашней Таврической губернии, помимо того, что он возглавлял в XIX веке, в середине как раз — с 1856 по 1864 годы —Пекинскую миссию, он знал в совершенстве китайский язык, и был даже удостоен высоких правительственных наград за помощь России по дипломатической миссии. Но это отдельная история, кому интересно, можно прочитать его житие. А потом он уже был поставлен через какое-то время после возвращения как раз архиепископом Таврии и Крыма, и Симферополя, а это же большая очень территория, это не только Крым, Таврия — это и Причерноморье, и так далее. И он создал семинарию в Симферополе, занимался духовенством, вообще образованием христиан крымских и так далее. То есть человек очень значимый вообще для Крыма. А мы ещё почитаем очень Александра Невского, и этот собор в его честь обрёл вторую жизнь, своё возрождение, потому что святитель Гурий его строил, потом собор был полностью уничтожен, а сейчас он восстановлен, и святитель Гурий там в подклете в нижнем храме мощами своими почивает. И уже после этого мы поехали в сторону Севастополя.
м. Ника
— Мы сначала южного берега доехали, там остановились в Симеизе. Мы всегда так делаем, чтобы у нас было в программе посещение горного монастыря Косьмы и Дамиана. Интересно, что монастырь высоко в горах, очень красивый к нему подъём со стороны Массандры, там такие виды живописные, просто пока едешь туда. Находится он в заповеднике «Крымский», внутри заповедника очень много животных, которых можно увидеть. Когда мы зимой там были, мы не доехали до монастыря, потому что был закрыт перевал: снег выпал и туда не пускали машины, потому что можно было просто упасть с горы. И мы видели с отцом Дмитрием косуль, там и олени, и косули, и еноты, я даже не знала, что в Крыму енотовидные собаки водятся, это удивительно. И вот мы сейчас попали в этот монастырь, там прочитали акафист, и самое интересное, что там, высоко в горах, есть источник, который наверху бьёт, купель большая, куда можно полностью погрузиться, окунуться. Мы всей группой пошли окунаться, причём у нас там были те, кто первый раз вообще в жизни окунался.
о. Дмитрий
— У нас была семья, которая мир православия, мир Церкви только открывает для себя, причем эти люди, условно, в возрасте, и для них всё это было в какой-то степени в новинку, они по Крыму ещё так не ездили. Можно сказать, Господь так устроил, что была такая некая миссионерская поездка, потому что до конца не знаешь, с кем ты поедешь, как люди себя поведут, как они будут реагировать на это. Вообще очень насыщенная поездка была, люди в плане религиозном начинают раскрываться, святыня начинает как-то на человека действовать. Есть такое выражение, не помню, кто это сказал, но я его часто повторяю, что «Крым, Таврия — это антиминс на теле Святой Руси». Когда ты понимаешь, в какое место попадаешь, и что там, как матушка сказала, пронеслись цивилизации, а учитывая, что первые христиане были там с I века, вот священномученик Климент, Папа Римский, который принял мученическую кончину, вот этот апостольский век, и прекрасно понимаешь, масштабы какие, где ты и где вся эта христианская цивилизация. И когда ты к этому прикасаешься, мне кажется, надо поклониться этой святой земле, встать на колени, перекреститься, что ты вообще там находишься, и не думать: сервис-не сервис, обслужили тебя-не обслужили.
м. Ника
— Сервис там сейчас тоже очень хороший, хорошие дороги, но при этом там, самое интересное, конечно, — это древнейшее христианство с первых веков. Там мы посетили и храм в поселке Форос, на Красной скале, это мыс такой выступающий, и прямо на самом краю храм, тоже такой удивительный — храм Воскресения Христова, и у него тоже есть своя история. Его восстанавливали в начале 90-х, там погиб настоятель первый, тогда были вот эти бандитские годы, и он просто не захотел делиться деньгами с бандитами. Он, кстати говоря, первый, кто так активно очень восстанавливал, много очень успел восстановить, а потом его убили. И сейчас, знаете, какая-то удивительная, тихая атмосфера в этом храме, мы там любим постоять, посмотреть, красивый вид, очень далеко видно. Еще советовали бы всем побывать в Херсонесе. Древний Херсонес сам по себе велик и удивителен, владыка Тихон там произвел большие раскопки древнего Херсонеса, сейчас там самый большой вообще в мире музей христианских артефактов, музей христианства. Там сейчас рядом с Древним Херсонесом построен Новый Херсонес — практически город в византийском стиле. Представляете, вот этот Музей христианства, там купол ровно такой же, как на Святой Софии, то есть огромный, и музей сделан со вкусом большим, очень хорошо продуман. Там красивейший храм под открытым небом Троицкий. Представляете, когда у храма есть столбы и нет крыши вообще.
о. Дмитрий
— Ну, она есть для защиты от дождя, но он весь какой-то открытый, воздушный, там престол стоит, весь в цветах.
А. Леонтьева
— Какая красота!
о. Дмитрий
— Как раз на Троицу была служба, она в интернете есть, можно посмотреть, и там владыка Тихон проповедь говорит.
м. Ника
— И от Музея христианства ты смотришь — вот так по прямой перспектива у тебя — и вдалеке виден уже собор князя Владимира, где как раз князь принимал крещение, специально продумано таким образом. Вообще можно долго разговаривать конкретно про это место, если кто-то соберётся туда, надо закладывать сразу несколько дней, потому что мы туда поехали одним днём, и я, если честно, в десять вечера чуть уже не умерла.
о. Дмитрий
— Мы же попали на 9 мая туда, парад был отменён в Севастополе, но мероприятия, связанные с празднованием 80-летия Победы в Великой Отечественной войне шли полным ходом, в том числе была задействована вся территория Херсонеса Таврического. Там был наплыв народа и концерты, люди и собор посещали, все святыни, и мы там провели время, устали и были переполнены впечатлениями. И далее мы побывали в Свято-Климентовском Инкерманском монастыре, где святитель Климент, работая на каменоломнях, основал первую христианскую общину. И когда в этот монастырь попадаешь, он и одновременно и горный монастырь, древний, рядом с ним железная дорога проходит, наверху над ним находится древняя церковь на территории Каламита, выработки скальные, где добывался камень, костница там находится, как на Афоне, и несколько пещерных храмов.
А. Леонтьева
— Да, меня всегда поражает вот эта костница, поясните, пожалуйста.
м. Ника
— Костница — это где лежат черепа монахов, которые уже ушли в мир иной. Туда можно заглянуть, это пещера, которая загорожена стеклом, и ты видишь, что там внутри ряды, как полочки, а на них лежат черепа отцов и монахов, которые уже отошли ко Господу, и над ней написано такое: «Мы были такими, как вы, а вы станете такими, как мы». И тоже заставляет задуматься, постоять, подумать, поразмышлять, помолиться.
о. Дмитрий
— У нас там был случай такой: наша гостиница была примерно в сорока километрах от Инкермана, и вот мы оттуда выехали сначала в Инкерман, потом в другие места, и мы должны были в гостиницу не возвращаться. Мы ехали на литургию по приглашению исполняющего обязанности наместника иеромонаха Кронида, которого мы очень хорошо знаем, дружим, он нас всегда приглашает. И вот мы едем, и вдруг один отец семейства говорит: «Я забыл в гостинице паспорт». И мы понимаем, что это такое искушение: мы на половине дороги, развернуться назад не можем, иначе опоздаем на литургию. И он говорит: «Так, я сейчас выхожу, ловлю такси, еду обратно». И вот как-то мы его уговорили — мол, пойдём на литургию, помолимся святому Клименту, всё будет хорошо, как-то всё это как бы разрешится. И оказывается, есть услуга: заказали такси, и таксист привез паспорт из гостиницы в монастырь, всё. Но, знаете, прямо такое вот испытание, потому что переживаний было у человека очень много.
м. Ника
— Там еще интересно и сама служба проходит, и интересно сходить после службы в пещеру Климента, в древний монастырь, когда ты видишь пещеру, выдолбленную в скале, где святой молился, и ты можешь там постоять, помолиться. В Инкермане тоже можно пробыть целый день: побывать на экскурсии, внимательно все рассмотреть, в музей сходить, помолиться, подняться наверх, к башне Каламита, это место значимое очень. Ну, и скажу ещё, мы были в таком горном монастыре Саввы Освященного, он ещё называется Челтер-Мармара, такое вот у него название.
А. Леонтьева
— Это на татарском?
о. Дмитрий
— На тюркском, скорее всего.
м. Ника
— Переводится как «решётки», потому что монастырь находится на отвесной скале — такая отвесная скала, в ней пещеры, и чтобы передвигаться вдоль этой скалы, там просто вбиты в стену брёвна, на них сделаны настилы, и такие плашечки, плашечки, ты идёшь, а под тобой бездна, глубоко-глубоко вниз. А снизу смотришь — это скала, и на ней такие пещеры. Но туда дойти достаточно сложно, то есть был такой подъём, и там ходить очень интересно, тоже можно побывать в таких вот древних пещерах, где были храмы, задолго до нас. И ещё там мы посмеялись все вместе: мы пришли, а там такой послушник Максим, уже пожилой, он нас пригласил, и прямо в пещере разложены разные травы, мед, можно там же записки написать. И он говорит: «Приглашаю вас в самый большой пещерный супермаркет!» Мы посмеялись, с удовольствием там пробыли, очень красивый вид на окружающие горы, помолились, с удовольствием ещё чай на горных травах попили. Отца-настоятеля не было, но он нас благословил, отец Антоний.
А. Леонтьева
— Священник Дмитрий Кузьмичев, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, и матушка Ника, у микрофона Анны Леонтьева. И я как будто завороженно иду за батюшкой с матушкой и семью семьями, которые путешествуют по Крыму. Удивительный, конечно, наш рассказ. Вот начала ты, матушка Ника, рассказывать про монастырь Саввы Освященного.
м. Ника
— Да, и забраться-то туда хорошо, там, если что, и руки помогают, ты лезешь и лезешь. А вот слезать — это была целая эпопея, вот в этот момент и проверяется, какая группа с тобой идет.
А. Леонтьева
— Это опасно?
м. Ника
— Мы всегда всем советуем: когда идете в горы, в горные монастыри, брать с собой треккинговые палки и кроссовки обязательно, потому что треккинговые палки возьмут на себя часть вот этой тяжелой нагрузки, когда спускаешься. Нагрузка на колени огромная, ноги ползут, едут, и ты на палки опираешься хорошо, они не ломаются, не сгибаются, если это действительно такие палки настоящие.
А. Леонтьева
— То есть, надо экипироваться, понятно.
м. Ника
— Да, да. И сходить было оттуда сложно. Мы, в принципе, с отцом часто ходим, но там прямо земля под тобой катится. Надо еще понимать, что в Крыму есть такие осыпающиеся породы, ты ставишь ногу, а она под тобой поехала, как на коньках сползаешь.
А. Леонтьева
— Ну, а ваши семьи как это пережили?
м. Ника
— Ну, слава богу, сошли. Там были и молодые, им, в принципе, это легко и просто, на попу сели и съехали; и семьи, которым было сложно. Но все сошли, и мы бодро поехали потом в гостиницу. Мы еще старались, чтобы вечером у нас были тематические вечера, на которых мы могли обсудить и поездку, которая была, и еще поговорить на какие-нибудь интересные темы. Это отдельно можно рассказывать, не в этой передаче, но интересно, когда ты что-то прошел и потом поделился впечатлениями. В Крыму за время нашей поездки мы не все охватили. У нас были такие моменты, когда мы хотели бы, например, вместе посетить и монастырь Анастасии Узорешительницы, там есть часть монастыря, в этот раз не получилось, но мы надеемся, что в будущем получится.
А. Леонтьева
— Но вы можете все равно рассказать про него.
м. Ника
— Мы ведем группы по тем местам, где мы были уже, и были иногда не раз. Вот монастырь Анастасии интересен тем, что там есть нововосстановленная часть монастыря, она сделана, как его еще местные жители называют, «бисерный храм». То есть, представляете, заходишь в храм, а все стены, потолок, стасидии, все это мелкими такими бусинками, мелким камушком отделано, и все так красиво. И там же есть монастырь старый, прямо в горах, и когда мы первый раз попали с отцом Дмитрием, нам женщина в лавке сказала: «Да тут недалеко». И мы, когда вдоль скалы пошли, оказалось, что достаточно сложно дойти до вот этого древнего храма, который остался. Там еще рядом с храмом был источник, он сейчас практически не действует, но я думаю, если бы начали древний этот храм восстанавливать, то Господь бы и обратно источник дал. Сейчас он медленно, потихонечку набирает небольшую емкость. И просто посетить это место интересно.
о. Дмитрий
— Ну и, конечно, важно понимать, что очень много там монастырей горных, сейчас не действующих, или, например, действующих как приходские храмы, там даже служба проходит, но их количество такое и вся эта древность, то есть там жили подвижники, монахи, вообще христиане, которые спасались, там всё об этом говорит. Когда мы посещали Челтер-Мармара (монастырь Саввы Освященного), мы потом поднялись до пещерного города Эски-Кермен, а часть нашей группы всё-таки оставили в монастыре, потому что мы поняли, что некоторые не дойдут до этого города выше, туда надо было ещё подняться, пройти какое-то расстояние. И когда поднялись в этот пещерный город, там тоже интересно, кстати: раньше вот эти телеги — арба, она шла на колёсах, которые обиты железом, и в городе видны от полозьев такие полоски, просто отполирована дорога, как будто она маслом намазана. И батюшка начал рассказывать, там же и храмы есть, в этом пещерном городе, видны остатки храмов древних, там Божией Матери храм был, правильно?
о. Дмитрий
— Да, Успения. Мы там провели час-полтора, потому что другие нас ждали, надо было ещё возвратиться, но хотелось на подольше остаться. Там в каждом месте можно, как говорят, зависнуть на целый день: ходить, фотографироваться, прикладываться, где-то помолиться даже. Помимо православных святынь, есть святыни, связанные с Армянской Апостольской Церковью — например, монастырь в Старом Крыму Сурб Хач, переводится как монастырь Святого Креста, «хач» — это крест по-армянски, «сурб» — святой. Монастырь XIV века.
м. Ника
— И там есть интересная очень, древняя икона, которая открывает и закрывает глаза, то есть когда к ней подходишь и делаешь фотографии, на одной фотографии она с открытыми глазами, а на другой с закрытыми.
А. Леонтьева
— Чудо какое.
м. Ника
— Да, вот такое чудо сохранилось в монастыре, там очень берегут эту икону. У них вообще очень тихо, спокойно, есть кафе небольшое, можно попить чай, посидеть, отдохнуть.
о. Дмитрий
— Конечно, молиться мы вместе там не можем, но к такой древней традиции прикоснуться интересно. Там есть община своя, они богослужения проводят, и очень красивая природа вокруг — горы, Старый Крым. Хачкары там еще — кресты армянские, которые потом ставят на могилу. Когда заходишь в монастырь, там много их стоит.
о. Дмитрий
— По армянской традиции каждый крест не повторяется в изображении, интересно их рассматривать. Но с Армянской Апостольской Церковью у нас нет евхаристического общения.
м. Ника
— Ну, просто приехать, посмотреть на древнюю эту икону, на эти кресты, подышать горным воздухом.
о. Дмитрий
— А по дороге дальше, в Старый Крым, очень известное место в селе Тополевка — Топлевский Свято-Троицкий Параскевиевский монастырь.
м. Ника
— Да, там пещера святой Параскевы, в горах. И там три источника: внизу источник святой Параскевы, потом источник Георгия Победоносца, к которому мы обычно ходим, и дальше, наверху — источник трёх святителей. И тоже интересно туда приехать, помолиться, сходить на эти источники, ты идёшь по горам, там хорошая дорога, можно без всякой спортивной подготовки приехать, и дойти до источника, окунуться, обязательно с собой взять какую-нибудь женщинам рубашку, потому что там такие купели полузакрытые, надо окунаться в рубашке. Удивительно голубая вода, очень светлая, чистая, свежая, все такое неповторимое. С удовольствием мы туда ездим.
о. Дмитрий
— А ещё в этом году мы открыли новое природное для нас место, интересное у него название — озеро Панагия. Если посмотреть сверху, то оно чем-то напоминает образ Божьей Матери: склонённая голова к ещё одной голове младенца, и она вытянутая, как будто такой образ положили на земле. В озере удивительная бирюзово-голубая вода, очень чистая. У нас была возможность окунуться, и мы там тоже посидели с отцом Дмитрием и восхищались.
А. Леонтьева
— Вы так рассказываете, что я уже вижу эту голубую воду и мне хочется за вами туда ехать и все эти красивейшие и удивительнейшие места посмотреть и помолиться.
м. Ника
— А там ещё акафист кто-то читал в горах, и получилось так необычно: сидишь в воде и слушаешь акафист Божьей Матери.
о. Дмитрий
— Причём интересно, что совершенно пресная вода, море относительно недалеко, там ещё есть Арпатские водопады, мы до них не дошли, но поднялись, посмотрели сверху и сфотографировали. А в озеро решили окунуться, и мне показалось, что вода держит как на Мёртвом море, то есть ты не тонешь, и при этом она пресная, совершенно спокойная гладь.
м. Ника
— Но знаете, туда надо ехать либо весной, либо осенью, потому что летом сейчас туда много приезжает туристов, и как в нашу поездку, когда относительно было мало людей, спокойно можно посидеть и помолиться, если будет много народу, то это будет сложно. Вообще в поездки по Крыму, именно паломнические и пешие, лучше отправляться весной, в мае или осенью, в сентябре-октябре. Но мы даже любим ездить и зимой. Как-то мы были в районе Судака на горе Перчем, там есть тоже остатки древней базилики, мы ее нашли только на третий раз, это был февраль или январь, и было очень тепло.
м. Ника
— Да, мы пошли в горы в куртках, а уже в горах шмели летают, бабочки, и мы там до футболок разделись и ходили.
А. Леонтьева
— Какая красота.
м. Ника
— Еще хотела бы сказать про гору Мангуп. Это особое такое место, гора 800 метров над уровнем моря, наверху — плато, и там много монастырей, один из них сейчас действующий, это Благовещенский.
о. Дмитрий
— Сейчас там, по-моему, служба не ведется.
м. Ника
— Когда мы туда ездили, там был такой архимандрит Иакинф, очень хороший батюшка, светлая ему память, в 20-м году во время ковида он отошел ко Господу. И как раз мы там присутствовали на такой литургии, когда древний престол, и в пещере, вокруг престола собирается священство, вокруг священства собираются алтарники-диаконы, вокруг них собираются мужчины, и только у самого выхода в пещеру уже собираются женщины, то есть все вокруг престола, по кругу. И вот женщины стояли при входе самом, я помню это удивительное впечатление, когда ты смотришь на литургию, а потом так разворачиваешься назад, а там такой, как балкон, и далеко-далеко видно горы и солнце. На Преображение мы туда ездили несколько раз до 2020 года. И там много древних келий монашеских, ты по горе ходишь и там видно такие спуски внутрь, и вот келья, когда ты видишь, как человек там жил, где он собирал воду, где у него стояли иконы, где у него балкон такой небольшой, когда ты смотришь со скалы вдаль, и где он ночевал, и где могла висеть циновка, потому что зимой в Крыму может быть холодно. И это все в маленьких таких келеечках, буквально два на три метра, там это все видно. И там же, на горе Мангуп, остатки древнего государства Феодоро, очень интересно там побывать. К тому же там откопали базилику VI века, она огромная, вот наш храм Воскресения Христова немаленький, но он туда раза два бы вошел. И мы так с отцом подивились, что когда-то это был огромный храм, который стоял на горе, в этом урочище Мангуп-Кале.
о. Дмитрий
— Еще особо отметить хочется Успенский монастырь в Бахчисарае, самое почитаемое, посещаемое паломниками место, оно связано с чудотворной иконой Успения Божией Матери, которую в свое время почитали и татары, там же как раз ханский дворец, его описывал Пушкин в «Бахчисарайском фонтане», вот что такое история Крыма.
м. Ника
— А вы знаете, что икона Божьей Матери, которая в Успенском монастыре, в полной темноте отсвечивает голубым — неизвестно почему, но у нее есть такое удивительное свойство. Это древняя чудотворная икона, к ней многие приезжают. И через этот же монастырь можно попасть в еще один пещерный город, он выше в горах — Чуфут-Кале, караимский город. И, конечно, мы с отцом Дмитрием очень любим свою дорогую Феодосию — город, которому 26 веков. Хотя бы на секунду представить, где 26 веков и где мы... Это отдельный разговор, город многослойный, как пирог; город, оставшийся в своих границах, где копнешь и не понимаешь, в каком веке ты находишься, то есть все идет слоями, слоями, слоями. Там есть пешие прогулки по Феодосии, это город, о котором за пять минут не расскажешь — с древней крепостью, с древним храмом, самый большой невольнический рынок был в Феодосии в свое время, где наших русских, славянских девушек и парней отправляли дальше в Турцию. Именно в Феодосии был храм IV века (он сейчас восстановлен), даже не в крепости, и, очевидно, последние молитвы, которые возносились к Богу, этих молодых людей, отправленных в рабство, были произнесены там. И Иверской иконы Божией Матери храм, который там прямо в крепости находится, тоже древний, там можно помолиться. Еще более древний храм Дмитрия Солунского, вот отец Дмитрий там уже сподобился раза два послужить литургию. Храм IX века, он не похож на наши храмы, как мы их привыкли видеть, и где фрески как раз Дионисия Черного. Так что там много чего можно посмотреть.
А. Леонтьева
— С замиранием сердца я следую за вами, по вашей экскурсии и думаю: когда кончатся эти святыни? Время идет, а святыни не заканчиваются.
м. Ника
— Нет-нет, это маленькая часть того, о чем можно рассказать. Там сейчас открывают новую тропу по стопам Андрея Первозванного, фактически это древняя римская дорога, которая идет по всему Крыму, она огибает полуостров, и очень много святынь по этой дороге находится. Мы во многих местах там были, но вообще про Крым, я думаю, что за один час не расскажешь.
А. Леонтьева
— Тем более про его святыни, о которых вы сейчас нам поведали.
о. Дмитрий
— Но самое главное, что мы в этом году удивительно съездили, включили поездку в нашу программу «Диалог в семье» и собрали супругов. Для нас это было ценно, и сейчас мы этой группой общаемся до сих пор.
А. Леонтьева
— Не можете друг от друга оторваться, потому что столько прекрасного вместе пережили. А эти семьи до начала вашей паломнической поездки и после, вы чувствуете, что что-то поменялось?
о. Дмитрий
— Многих мы по храму знаем, другие к нам присоединились, но в любом случае такая поездка людей всегда по-новому раскрывает.
м. Ника
— И интересно наблюдать, как одна семья приходит к вере, это по ним видно, и мы за них очень искренне радуемся.
А. Леонтьева
— Как отец Дмитрий сказал, «святыни начинают действовать».
м. Ника
— Да. И они для себя открыли Крым по-новому. Мы же были с семьями, которые приезжали в Крым уже не один раз, и для них это посидеть на пляже, погулять, сходить в какое-то туристическое место, а вот Крым открыть для себя с этой точки они только в этом году смогли и тоже были в восторге, говорили: «Надо же, столько можно посмотреть».
А. Леонтьева
— Спасибо за великолепную просто экскурсию, заслушалась я сегодня. И сколько мест, в которых действительно можно помолиться, поклониться святыням и почувствовать вот это прикосновение веков в Крыму. Я думаю, что если кто-то захочет поехать в Крым, то обязательно теперь уже, дорогие радиослушатели, надо хотя бы часть этих святынь посетить.
о. Дмитрий
— Да, потому что мы смогли в рассказе только коснуться и просим прощения, если не всегда были точны в деталях, но тем не менее, я думаю, что радиослушателям образ какой-то сделали, очень определенный. А вообще, вот сколько раз мы с матушкой приезжаем, все время что-то новое открывается. Как сказали про Феодосию, то же можно про весь Крым сказать, что слой за слоем снимается, слой за слоем.
м. Ника
— Это мы смеялись с отцом Дмитрием: берешь карту Крыма, ставишь палец в любую точку, а потом это увеличиваешь и понимаешь, что там тоже есть на что посмотреть.
А. Леонтьева
— Спасибо огромное, наша беседа подходит к концу. С нами и с вами путешествовали, я бы сказала, священник Дмитрий Кузьмичев, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, и матушка Ника. У микрофона была Анна Леонтьева. Как будто с вами прошлась по всем этим святыням, спасибо огромное.
о. Дмитрий
— Спасибо.
м. Ника
— До свидания.
Все выпуски программы Семейный час
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей

Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема











