Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Паша, ты уже уходить собираешься? Что так мало погостил?
— Да мне, дядя Андрей, через полчаса в аэропорт нужно ехать. Моя подруга, Ксюша, из Новосибирска прилетает. Я должен её встретить.
— Ксюша — это та, что на искусствоведа учится?
— Точно, она самая!
— На студенческой конференции в Новосибирске была?
— Нет, у родственников гостила, в сибирской деревне. Представляешь, Ксюша там грядки полола, картошку окучивала, ягоды в лесу собирала. Даже корову доить научилась! И это человек, который пишет диплом по русским художникам девятнадцатого века — передвижникам!
— Для работы над этой темой весьма полезный опыт! Стоит вспомнить, что передвижники писали о народе и для народа. Они организовывали передвижные художественные выставки по всей России, чтобы сделать изобразительное искусство доступным и популярным. И сельский быт считали одной из важных тем в живописи.
— Ты считаешь, Ксюше знакомство с деревней поможет понять их идеи?
— Конечно! Личный опыт всегда важен для постижения картин.
— Особенно произведений о трудностях крестьянской жизни! Они нашей барышне теперь знакомы не понаслышке!
— Не думаю, что Ксюше только трудности запомнились. И в полотнах передвижников много светлого. Подай-ка мне тот художественный альбом с верхней полки! Он как раз посвящён передвижникам.
— Вот этот, в серой обложке?
— Да, спасибо! Сейчас попробую тебе наглядно пояснить свою мысль. Возьмем, к примеру, работу Михаила Клодта «Коровы»! Подлинник произведения хранится в Челябинском музее изобразительных искусств. Что ты скажешь об этой картине?
— Что её приятно было бы повесить в спальне или в гостиной. Речной залив, за холмом виднеются деревенские избы. К воде по тропинке спускается стадо коров. Умиротворяющий пейзаж!
— А создает это умиротворение удивительная гармония красок. Бледно-голубое небо с жемчужными облаками как в зеркало смотрится в реку. Силуэты бурых коров, отражённые во влаге песчаной отмели, дополняют палитру.
— Изображение как будто светится перламутром!
— Ты почти стихами заговорил! Недаром критики называли Михаила Клодта «живописцем поэтических сельских настроений». А здесь его талант в расцвете. Картина «Коровы» написана в 1874 году. Художнику чуть больше сорока, а он уже академик живописи, преподаватель Императорской академии художеств.
— И просто большой мастер! Меня знаешь, что ещё удивило? Мы не видим на картине людей, но чувствуем их присутствие. Кажется, что вот-вот появится какой-нибудь персонаж — доярка с ведром или пастух с посохом в руке.
— А это ещё одна особенность творчества Михаила Клодта. Художник умело сочетал пейзаж с рассказом о повседневной жизни людей. Прозрачную нежную панораму на картине «Коровы» он показал глазами крестьянина. И тем самым выполнил главную задачу товарищества передвижников.
— Это какую?
— Показать, что красота Богом созданного мира открыта каждому сердцу. И творчество — это радость, доступная всем!
— Ух ты, какая мысль! Не терпится поделиться с Ксюшей! Перескажу ей наш разговор о картине Михаила Клодта «Коровы» — уверен, она оценит!
— А лучше приезжайте вечером к нам — и мы продолжим беседу!
Картину Михаила Клодта «Коровы» можно увидеть в Челябинском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
Фильм «Восхождение в Иерусалим». Игорь Мещан, Александра Андронова
У нас в гостях были создатели фильма «Восхождение в Иерусалим»: режиссер Александра Андронова и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили о святынях Иерусалима, об истории паломничеств в Святую Землю и о том, какое значении придается паломничествам в христианстве, а также о том, как создавался фильм «Восхождение в Иерусалим» и в чем его уникальность.
Все выпуски программы Светлый вечер
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь был основан русскими монахами, пришедшими на Кавказ со Святой горы Афон в 1903 году. А 28 ноября 1904 года на горе Бештау уже был освящен Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монахи стали для Кавказских Минеральных вод защитниками Православия в трудные годы советской власти, а до революции были помощниками и просветителями, молясь за всех, привлекая своей добротой и искренностью в лоно Православной Церкви и людей, далеких от веры, и представителей иных религий. Но так происходит и в наши дни, когда на Бештау, где не сохранилось ни зданий первого монастыря, ни фундаментов храмов, пришли отважные люди, которые создали здесь такое удивительное красивейшее пространство, куда хочется приехать вновь. И потому что здесь необыкновенный Успенский Собор, который называют жемчужиной Кавказа, и множество святынь, и удивительный храм под открытым небом в честь Всех русских святых, подвизавшихся на Святой горе Афон, но главное, здесь звучит молитва, которая раскрывает сердца. И совершается она и на самой вершине Бештау.
О том, зачем в наши дни люди приезжают в обитель — наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
Бог в душе. Анна Тумаркина
Довольно часто приходится слышать от невоцерковленных знакомых: «Ну зачем тебе все эти молитвы, посты, богослужения? Веришь в Бога — верь, но Бог должен быть в душе, а это все... так. Внешнее.»
Отнюдь не считаю нужным оправдываться или переубеждать своих собеседников. У каждого своя мера воцерковления. И все же не люблю я это умозаключение: «Бог должен быть в душе». Давным-давно, еще в годы студенчества сама любила утверждать, что в моей душе присутствует нечто весьма значимое. И не просто нечто, а, скорее, некто.
В то время мы, студенты-филологи, часто увлекались различными модными идеями, религиозными и философскими течениями, новыми явлениями в культуре и искусстве. Охотно посещали выставки, конференции, интересные семинары. И было в нашем кругу довольно популярно заявлять о себе: я, мол, в душе поэт или философ, или артист. В моем случае — художник.
В этом, безусловно, нет ничего предосудительного, особенно для романтически настроенных молодых людей. Здорово чувствовать в душе художника: думать о прекрасном, мечтать о прекрасном, искать прекрасное во всем и во всех. Но есть одна проблема: этот художник, который в душе, ничего не создает в реальной жизни. Не пишет ни портретов, ни пейзажей, ни натюрмортов. Разве что там, в душе... В воображении.
Мне кажется, что примерно то же самое представляет из себя так называемый «Бог в душе». Наверное, обладателю души он представляется великим, всемогущим, всеблагим. Но все это лишь в душе, это твой выдуманный субъективный бог. Воображаемый Бог в душе ведь и мир мог бы сотворить лишь такой же, каков и сам: воображаемый.
Разумеется, никого и никогда я не пытаюсь учить правильно веровать. Сама учусь этому всю жизнь. Но когда кто-то настойчиво пытается убедить, что Бог, якобы, должен быть в душе, отвечаю: Бог слишком велик, примерно так же, как мир всегда больше любого глобуса или карты, пусть и самой точной. И уж во много-много раз больше и реальнее, чем человеческое воображение.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение