
Фото: 五玄土 ORIENTO/Unsplash
Одним из поставщиков чая императорского двора в 19-ом веке был уральский купец Михаил Грибушин. Его по праву называли «чайным королём России». Живущий в городе Кунгур, Михаил Иванович имел собственные чайные плантации в Индии и Китае, двадцать чаеразвесочных фабрик по России, капитал в 65 миллионов рублей.
Но знаменит Михаил Иванович был не только своим предпринимательским талантом. С не меньшим успехом он занимался общественными делами и благотворительностью. В 1872 году его избрали градоначальником Кунгура. Спустя 13 лет удостоили звания почётного гражданина этого города. Конечно, не за красивые глаза. Михаил Иванович был крупнейшим благотворителем Пермского края. Помощь, которую он оказывал простым людям, могла бы стать примером для сегодняшних бизнесменов. Равно как и девиз Грибушина: «Честь превыше прибыли».
Михаил Иванович сделал Кунгур, как тогда говорили, чайной столицей России. Он построил и подарил городу магазин Гостиный двор, который ещё называли «чайным двором». Чай в те времена был дорогим удовольствием, и чтобы его могли покупать бедняки, Грибушин придумал ноу-хау: расфасовку листа в небольшие пакетики по сто-двести граммов. Эта идея имела невероятный успех.
Половину доходов от своих магазинов Михаил Иванович отдавал на городские нужды, другая половина шла на содержание студентов из бедных семей. Жители Кунгура порой задавались вопросом: зачем удачливому купцу, ворочающему миллионами и владельцу самого роскошного дома в городе благотворительные хлопоты? Говорили, что мотивом для них стала смерть троих детей Грибушина. Скорей всего так и было, неспроста ведь Михаил Иванович особое внимание уделял именно детям-сиротам.
Для них он выстроил в Кунгуре приют, который назвал «Сиропитательным домом». В трёхэтажном здании проживало пятьдесят мальчиков. Их обучали закону Божьему, письму, геометрии, черчению, рисованию, игре на духовых инструментах. Воспитанники осваивали и ремесленные профессии. Для этих целей в отдельном каменном доме были устроены мастерские. Кроме того, мальчики пели в хоре при домовой церкви, которую тоже выстроил Грибушин. Послушать детский хор приезжали со всей губернии. Михаил Иванович считал Сиропитательный дом своим любимым детищем. Завещал ему 125 тысяч рублей. При том, что умер Грибушин в 1889 году, при жизни он до мелочей продумал и просчитал все материальные затраты приюта вплоть до 1958 года. Такого история ещё не знала!
Будучи старостой Успенского собора, Михаил Иванович пожертвовал большую сумму на его переустройство и строительство новой колокольни. Когда в городской казне не хватило денег на достройку здания Зыряновской богадельни, Грибушин поспешил на помощь. На его средства два берега реки Сылвы соединил мост. А в Кунгуре появился Александровский сквер.
За усердный труд и крупные пожертвования Михаил Иванович был награждён тремя золотыми медалями. А за год до его кончины по Высочайшему соизволению имя Грибушина внесли в «особо установленную и хранящуюся при Городской Думе Бархатную Книгу».
Умирая, Михаил Иванович просил похоронить себя под алтарём домовой церкви Сиропитательного дома. Он и после смерти хотел быть поближе к тем, для кого так старался и кому отдал часть своей души.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер