
В середине девятнадцатого века самым популярным местом города Тамбова была большая Базарная площадь. Жизнь здесь бурлила: со всей губернии торговцы свозили свой товар, а по выходным растягивали шатры, в которых чего только не было — сладости, мёд, масло, творог, ягоды и грибы. Но тамбовчане приходили на рынок не только за покупками. Тут можно было посмотреть на дрессированного медведя, танцующего под балалайку, вдоволь посмеяться над кукольным представлением с Петрушкой, отведать горячего сбитня с пряником, а то и поглазеть на иностранцев — частыми гостями местного базара были англичане, покупавшие здесь шкуры знаменитого «тамбовского волка» для шапок своих королевских гвардейцев.
И всё же, несмотря на такое отношение жителей Тамбова к своему рынку, большинство из них считали, что любимой Базарной площади определённо чего-то недостаёт. И когда в тысяча восемьсот пятидесятом году Тамбовская городская дума объявила сбор средств на строительство Христорождественского храма, а местом строительства определило Базарную площадь, горожане ахнули: а ведь и правда — именно большой, красивой церкви здесь и не хватало!
Первым откликнулся на призыв властей к благотворительности купец Михаил Степанович Ашурков. Семейство Ашурковых имело в Тамбове довольно большую известность, и не только из-за своего прибыльного бизнеса. На протяжении нескольких поколений Ашурковы поддерживали щедрыми пожертвованиями храмы и монастыри по всей губернии. Михаил Степанович, воспитанный благочестивыми родителями в православной вере, считал своим прямым долгом заботиться о благоустроении Божьих храмов и помогать ближним. Сумма, которую он внёс на постройку Христорождественского собора, составила более, чем половину от всей утверждённой сметы. А когда через несколько лет храм на Базарной площади вырос — величественный, пятиглавый, сложенный из красного кирпича — Михаил Ашурков пожертвовал крупную сумму на его внутреннюю отделку, приобрёл утварь и иконы. Он принимал активное участие в создании при соборе церковно-приходской школы и библиотеки, которые впоследствии взял под свою финансовую опеку. Так, благодаря Михаилу Степановичу, тамбовский базар стал не только местом, где горожане искали «хлеба и зрелищ», но и центром церковной жизни города.
Михаил Степанович не упускал возможности сделать доброе дело для родного города и его жителей. Когда купец Андрей Носов, открывал в Тамбове свою знаменитую богадельню — «приют милосердия», как называли её сами горожане, — Ашурков поддержал своего старинного приятеля, внеся в это важное и нужное дело свою лепту.
Участвовал Михаил Степанович и в создании первого тамбовского ночлежного дома, куда принимали нищих и бродяг, не имеющих собственного крова. Специально для этого Ашурков приобрёл большую усадьбу в центре города, и построил на её территории ещё двухэтажный кирпичный дом. Особая ценность ночлежного дома заключалась в том, что постоянным его посетителям предоставлялась возможность небольшого заработка — они занимались изготовлением картонных коробок и упаковки.
В тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году Михаил Степанович реализовал свой давний замысел — строительство Свято-Введенской церкви. Этот храм, выстроенный полностью на средства Ашуркова, стал одним из красивейших в городе.
Незадолго до своей смерти, Михаил Ашурков сделал Тамбову ещё один подарок — передал в распоряжение города принадлежавшие ему земли в Саратовской губернии, с условием, что восемьдесят процентов дохода с них пойдут на содержание Христорождественского и Введенского храмов, а также Носовской богадельни и Ночлежного дома.
Завещание щедрого благотворителя ещё раз подтвердило его готовность следовать евангельским идеалам до последнего вздоха: весь свой капитал и доходные земли Михаил Степанович Ашурков оставил городу, с указанием употребить наследство исключительно на благотворительные цели.
Все выпуски программы Имена милосердия
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема