
Фото: Mario La Pergola / Unsplash
Сейчас мы послушаем фрагмент одного всемирно известного испанского романа, написанного в начале 17-го века и переведённого чуть ли на все главные языки мира. Общеизвестно, что по тиражам эта книга давно идёт вослед изданиям Библии.
Кстати, на русский роман переводили более десяти раз.
Мы услышим отрывок из пересказа этого сочинения, сделанного — в наше время — писателем Михаилом Бутовым для серии «Мировая классика для детей».
...Итак, главный герой зрелых лет, начитавшийся приключенческой литературы и вообразивший себя странствующим рыцарем, встречает на дороге процессию закованных в кандалы преступников, сопровождаемых стражниками. На голове у героя — таз для бритья, который он, впрочем, почитает за шлем из чистого золота.
Рыцарь останавливает процессию, задаёт невольникам вопросы о совершенных ими преступлениях, и, выслушав несколько лживо-потешных монологов, произносит свою горячую речь. Читает автор пересказа — Михаил Бутов.
«...Дон Кихот немного отъехал, встал перед ними и сказал, обращаясь ко всем сразу:
— Любезные братья! Из всего, что вы мне поведали, я заключаю, что, хотя вы пострадали и не безвинно, однако конечной причиной вашей нынешней беды послужили: у одного недостаточное мужество под пыткой, у другого отсутствие денег, у третьего пристрастие судьи, а у кого-то и простая неудача. Из-за них вы не сумели оправдаться, как это наверняка бы удалось кому-нибудь другому. Я же только для того и родился на свет, чтобы, приняв обет странствующего рыцаря, выпрямлять кривду, защищать обиженных и утесняемых от имеющих власть и силу. Однако один из признаков мудрости — не брать силой того, что можно получить добром. Поэтому сейчас я хочу попросить сеньоров караульных расковать вас и отпустить с миром. Ведь крайне жестоко превращать в рабов тех, кого Господь и природа создали свободными. Тем более, сеньоры караульные, — добавил он, — вам-то эти несчастные ничего плохого не сделали. На небе есть Бог, и он неустанно карает зло и награждает добро, а людям порядочным не пристало быть палачами своих ближних.
— Что за глупая шутка! — воскликнул командир конвоя. — Этот паяц, оказывается, желает, чтобы мы освободили королевских невольников. И уверен, что вправе отдавать нам такие распоряжения! Поправьте, сеньор, таз на голове и проваливайте отсюда подобру-поздорову!..»
Михаил Бутов читал отрывок из своего пересказа для детей романа Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Кстати, для Дон Кихота — этот сюжет, как и все прочие, ничем хорошим, как мы помним, не закончился. Ну, разве что — извечным сочувствием Санчо Пансы, преданного оруженосца нашего идальго, — придумавшего своему хозяину титул рыцаря «Печального образа».
Вспомним, друзья, что книга Сервантеса писалась как злободневная пародия на рыцарские романы. Но, как мы знаем, со временем герой ускакал от своего автора в вечность.
Я обратился «Дон Кихоту» не только потому, что Михаил Бутов чудесно пересказал его для детей (по-моему, все читатели этой книги — в некотором роде — дети). Просто мне попались на глаза слова Фёдора Достоевского в одном из его ранних писем. Цитирую: «Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит законченнее всего Дон Кихот. Но он прекрасен единственно потому, что в то же время и смешон». Конец цитаты.
И мы с вами понимаем, что «смешон» здесь, — это совсем не значит — «забавен». Это — о человеке не от мира сего.
...Можно, думаю, добавить: и о нашей тоске по нему.
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер