
Фото: Mario La Pergola / Unsplash
Сейчас мы послушаем фрагмент одного всемирно известного испанского романа, написанного в начале 17-го века и переведённого чуть ли на все главные языки мира. Общеизвестно, что по тиражам эта книга давно идёт вослед изданиям Библии.
Кстати, на русский роман переводили более десяти раз.
Мы услышим отрывок из пересказа этого сочинения, сделанного — в наше время — писателем Михаилом Бутовым для серии «Мировая классика для детей».
...Итак, главный герой зрелых лет, начитавшийся приключенческой литературы и вообразивший себя странствующим рыцарем, встречает на дороге процессию закованных в кандалы преступников, сопровождаемых стражниками. На голове у героя — таз для бритья, который он, впрочем, почитает за шлем из чистого золота.
Рыцарь останавливает процессию, задаёт невольникам вопросы о совершенных ими преступлениях, и, выслушав несколько лживо-потешных монологов, произносит свою горячую речь. Читает автор пересказа — Михаил Бутов.
«...Дон Кихот немного отъехал, встал перед ними и сказал, обращаясь ко всем сразу:
— Любезные братья! Из всего, что вы мне поведали, я заключаю, что, хотя вы пострадали и не безвинно, однако конечной причиной вашей нынешней беды послужили: у одного недостаточное мужество под пыткой, у другого отсутствие денег, у третьего пристрастие судьи, а у кого-то и простая неудача. Из-за них вы не сумели оправдаться, как это наверняка бы удалось кому-нибудь другому. Я же только для того и родился на свет, чтобы, приняв обет странствующего рыцаря, выпрямлять кривду, защищать обиженных и утесняемых от имеющих власть и силу. Однако один из признаков мудрости — не брать силой того, что можно получить добром. Поэтому сейчас я хочу попросить сеньоров караульных расковать вас и отпустить с миром. Ведь крайне жестоко превращать в рабов тех, кого Господь и природа создали свободными. Тем более, сеньоры караульные, — добавил он, — вам-то эти несчастные ничего плохого не сделали. На небе есть Бог, и он неустанно карает зло и награждает добро, а людям порядочным не пристало быть палачами своих ближних.
— Что за глупая шутка! — воскликнул командир конвоя. — Этот паяц, оказывается, желает, чтобы мы освободили королевских невольников. И уверен, что вправе отдавать нам такие распоряжения! Поправьте, сеньор, таз на голове и проваливайте отсюда подобру-поздорову!..»
Михаил Бутов читал отрывок из своего пересказа для детей романа Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Кстати, для Дон Кихота — этот сюжет, как и все прочие, ничем хорошим, как мы помним, не закончился. Ну, разве что — извечным сочувствием Санчо Пансы, преданного оруженосца нашего идальго, — придумавшего своему хозяину титул рыцаря «Печального образа».
Вспомним, друзья, что книга Сервантеса писалась как злободневная пародия на рыцарские романы. Но, как мы знаем, со временем герой ускакал от своего автора в вечность.
Я обратился «Дон Кихоту» не только потому, что Михаил Бутов чудесно пересказал его для детей (по-моему, все читатели этой книги — в некотором роде — дети). Просто мне попались на глаза слова Фёдора Достоевского в одном из его ранних писем. Цитирую: «Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит законченнее всего Дон Кихот. Но он прекрасен единственно потому, что в то же время и смешон». Конец цитаты.
И мы с вами понимаем, что «смешон» здесь, — это совсем не значит — «забавен». Это — о человеке не от мира сего.
...Можно, думаю, добавить: и о нашей тоске по нему.
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер