По занятии в 1125 году старшего Киевского стола Мстиславом, блестящее положение нашей Родины, созданное Мономахом, продолжалось еще некоторое время, тем более, что сам Мстислав был ему достойным преемником.
Половцы, обрадовавшись смерти Мономаха, немедленно … появились в пределах Переяславльского княжества. Но здесь сидел храбрый брат Мстислава — Ярополк Владимирович. Он смело выступил против поганых, и… призвавши имя Божие и отца своего Мономаха, смело ударил на врага и одержал над ним блистательную победу.
Почти одновременно с этим Мстиславу пришлось воевать с полоцкими князьями, которые, после смерти Владимира, тоже стали позволять себе опустошать соседние владения Мономаховичей.
Мстислав направил свои войска в 1127 году в Полоцкую землю и после двухлетней борьбы с потомками Всеслава окончательно победил их и затем отправил на трех ладьях в Царьград, где они были подвергнуты заточению. Над городами же Полоцкой земли Мстислав поставил свих посадников, а впоследствии посадил там сына Изяслава.
Вслед за присоединением Полоцкой земли, Мстиславу пришлось воевать и с жившей на границе этой земли Литвою. Он ходил на нее с сыновьями, а также с Ольговичами и с шурином своим Всеволодком Городенским. Поход был в общем очень удачным.
…
Этими военными успехами Мстислав… еще более утвердил веру в могущество Руси.
Между тем… в самой княжеской семье произошло явление, имевшее большое значение для будущего. Оно заключалось в следующем: вскоре после занятия великокняжеского стола Мстиславом, причем, как мы знаем, был обойден его малоспособный двоюродный дядя Ярослав Святославович Черниговский, Всеволод Ольгович — родной племянник этого Ярослава — напал на дядю врасплох и, согнав с Черниговского стола, заключил его в неволю. Конечно, Всеволод рассчитывал, что раз Ярослав спокойно уступил Мстиславу старшинство в целом княжеском роде, то он уступит его также без особых трудностей и в своем племени. Кроме того, очевидно, он сильно рассчитывал и на то, что жена его приходилась дочерью великому князю Мстиславу Владимировичу.
Однако, Мстислав, узнав о поступке Всеволода Ольговича, отнюдь не хотел терпеть такого нарушения старшинства и стал вместе с братом Ярополком сбирать войско, чтобы идти на Всеволода. Тогда Всеволод отпустил дядю Ярослава в Муром и послал за половцами. Половцы явились в числе семи тысяч человек и стали на реке Выри. Но стремительный Ярополк успел из Переяславля захватить все течение реки Сейма и стать между половцами и Черниговом, причем он перехватил и половецких послов, направленных к Всеволоду в Чернигов. Тогда половцы сильно испугались и побежали, не ожидая боя; это бегство показывает нам, … какими робкими стали половцы после грозных походов Мономаха и его сыновей.
После бегства половцев Мстислав стал еще больше теснить Всеволода Ольговича. . Всеволод стал всячески упрашивать Мстислава, подучивал его бояр, подкупал их дарами и таким образом провел все лето. Зимой прибыл в Киев к Мстиславу и Ярослав Святославович из Мурома и стал со своей стороны упрашивать великого князя идти на Всеволода, а последний еще больше просил тестя смилостивиться над ним и не гнать из Чернигова. В то время в Киевском Андреевском монастыре был игуменом Григорий, которого очень чтил Владимир Мономах, Мстислав и весь народ. Этот-то Григорий все не давал Мстиславу идти ратью на Всеволода и все уговаривал лучше нарушить слово, данное Ярославу — поддержать его права на Чернигов, нежели пролить кровь христианскую. Мстислав долго не хотел сдаваться на увещания его, но, наконец, созвал сбор из духовенства и передал ему решение вопроса; те отвечали, что принимают на себя грех Мстиславов в нарушении слов Ярославу, но чтоб кровь русская не лилась. Мстислав послушал их, не поддержал Ярослава, и затем всю свою жизнь раскаивался в этом.
Ярослав же, видя себя оставленным Мстиславом, вынужден был идти назад в Муромскую землю, где навсегда и поселился с потомством, так как будучи выключен из старшинства насилием Всеволода навсегда потерял свои права на Черниговскую волость. От него пошли князья Муромские и Рязанские.
Конечно, поступок Всеволода Ольговича и уступчивость, проявленная в этом деле Мстиславом, должны были служить самым дурным примером для княжеских отношений в будущем, что вскоре и сказалось.
В 1132 году умер Мстислав, горячо всеми оплакиваемый. Он был погребен в Киеве, в обители святого Феодора, им основанной. Летописец, говоря про его княжение, называет его Великим, а Православная Церковь причислила его к лику святых.
Мстиславу наследовал следующий за ним брат — Ярополк… Соперников у него быть не могло. Он был единственным князем, отец и дед которого сидели на Киевском столе, вследствие чего только он и мог сесть на него... Кроме этого, он был очень любим за свой благородный нрав и необыкновенное мужество как киевлянами, так и вообще на Руси.
Всем, по-видимому, казалось, что княжение его будет таким же славным и счастливым, как и брат Мстислава. Однако эти ожидания не сбылись.
Тотчас же по занятии Ярополком Киевского стола, началась большая усобица уже в самой семье Мономаха… борьба племянников, сыновей старших братьев, с младшими дядями…
Дело заключалось в следующем. Мстислав передал Ярополку, который был бездетным, вместе с великим княжением и всех своих детей, причем уговорился с ним при жизни, что тот немедленно, по принятии Киевского стола, переведет на свое место в Переяславль — сына Мстиславова — Всеволода-Гавриила из Новгорода. Ярополк по смерти Мстислава так и сделал и, севши в Киеве, тотчас же повелел племяннику Всеволоду-Гавриилу перейти из Новгорода в Переяславль. Вот это и повело к усобице, так как, после выделения Черниговской земли в особую волость Святославовичам, Переяславль стал считаться старшим после Киева столом, и его должен был занять следующий после Ярополка Владимировича брат — Вячеслав Владимирович, сидевший в это время в ТУрове. Назначение же в Переяславль Мстиславовича — Всеволода-Гавриила, помимо дядей, могло иметь вид, что Ярополк готовит ему после себя Киев.
Вячеслав Туровский, по необыкновенной мягкости своего нрава, не противился перемещению племянника в Переяславль, хотя именно ему принадлежал, после Ярополка, этот стол. Но младшие Мономаховичи, предприимчивые Юрий Долгорукий и Андрей, сейчас же всполошились, особенно имея в виду пример безнаказанного поступка Всеволода Ольговича Черниговского по отношению к своему дяде Ярославу.
2 сентября. О почитании Божией Матери

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о почитании Божьей Матери.
Дева Мария является Той, Которая выше всех ангелов и архангелов. Ангелы и архангелы там, где нас нет до нашей смерти. Мы не можем ссылаться на их пример, как реальный пример, исторический пример. А вот Дева Мария явила этот пример богоподобной жизни, пример, зафиксированный теми же самыми учениками-апостолами и вошедший в историческую память Церкви Божией.
Поэтому Дева Мария велика и тем, что родила Сына, Сына человеческого, Сына Божьего, воплотившегося через Неё в человеческое естество, но Она также велика и Своей жизнью, и особенно тем, как Она встречала и преодолевала те страшные страдания, которые, наверное, только мать может понять, которая видела страдания своих детей или которая была свидетелем смерти своего ребенка.
А большинству людей не понять ни глубины этого страдания, ни величайшей любви, которую явила Царица Небесная просто как мать, мать своего возлюбленного Сына.
И Господь прославил Свою Мать, Деву Марию, пречистую и благословенную. Прославил так, что во всех местах, где существует вера во Христа, где существует молитва, воспоминается Её преблагословенное имя.
И к Ней обращаются особые слова молитвы. В самые тяжёлые моменты жизни большинство из христиан молится Царице Небесной, и Она отвечает.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 сентября. О личности Пророка Самуила

Сегодня 2 сентября. День памяти Пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О его личности — игумен Лука (Степанов).
Пророк Самуил был пятнадцатым в череде судей Израилевых, которые управляли народом, и он явился и последним среди них, уже уступив место управлению царями. Пророк Самуил родился по усердным молитвам его матери Анны, и потому имя его переводится как «испрошенный».
Его уже с трёхлетнего возраста оставили для воспитания при Скинии, и его попечителем и непосредственным наставником был пророк Илий — тот самый, кто пострадал за нечестие своих детей, а точнее, за то, что сам не оказывал достаточного попечения о благочестии своих чад. О том, что надлежит ему быть за это наказанным, предвозвестил ему ещё только взрослеющий Самуил.
И он же, этот самый пророк, установил — уже по требованию народа — царство. До тех пор, пока в Израиле не оскудело вовсе благочестие, то народ был управляем духовными вождями. Но пришло время — это совпало с годами жизни пророка Самуила, — вместо пророческого руководства поставить над Израилем царя.
И сначала неудачный Саул, а после него царь Давид, который, тем не менее, был Богом и Духом Святым помазан на это царство, и с него начались цари Израилевы.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 сентября. О выборе Христом Своих учеников

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Потом взошёл на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать».
О выборе Христом Своих учеников — священник Родион Петриков.
Христос поднимается на гору и призывает к себе тех, кого Сам избрал. Этот момент выбора удивителен: у Христа перед глазами целая толпа, которая ходит за Ним, множество лиц, и Он знает каждого по сердцу, однако призывает к себе отдельных людей, зовёт лично по имени.
Это говорит о том, что у Бога нет безликой массы. Для Него важен каждый конкретный человек, и Его призыв всегда адресный, глубоко личный. Он звучит, образно говоря, не на площади, а на горе, то есть в месте, куда нужно подняться от суеты мира, чтобы расслышать голос Бога внутри. И самое утешительное здесь — причина выбора. Он призвал к себе, кого Сам хотел. Не за заслуги, не за образование и не за безупречное прошлое.
Апостолы как раз доказали, что были далеки от идеала. Их избрали по велению любящего сердца Христа Спасителя. Это напоминание и для нас. Бог зовёт каждого из нас по имени. И вопрос, который мы должны задать себе сегодня, — услышим ли мы Его голос в тишине своего сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема