Радость Рая можно познать и на земле — в молитвенном общении с Богом. Об этом говорит нам образ хрупкой на вид героини скульптуры Марка Антокольского «Христианская мученица», крепкая вера которой помогает ей нести особый крест.

«Христианская мученица» Марк Антокольский, 1887-1888 гг. Из собрания Третьяковской галереи
— Маргарита Константиновна, здравствуйте! Вы что же это мимо проходите, как чужая?
— Простите, Владимир Николаевич, здравствуйте, дорогой! Вы так углубились в созерцание скульптуры Марка Антокольского «Христианская мученица», что я решила подождать, пока Вы освободитесь.
— Статуя удивительная! Словно живая! Как я раньше мимо неё проходил здесь, в Третьяковской галерее, и не видел?
— Многие посетители не сразу замечают это творение Антокольского. Белый мрамор, из которого выполнена скульптура, почти сливается с пространством, как поток света.
— Верно! Эта хрупкая девочка в оборванном ветхом платьице будто из света создана, а не из камня. Такая одинокая, беззащитная — у меня прямо сердце сжалось от сострадания. Только голуби льнут к её ногам, словно тоже жалеют.
— Нет, мой друг, девушка, которую скульптор представил в мраморе, не одинока. Она со Христом. И голуби вокруг неё символизируют присутствие Святого Духа.
— Вы хотите сказать, что Марк Антокольский изобразил душу в раю, после смерти?
— Тот, кто пребывает в молитвенном общении с Богом, узнаёт радость Рая уже в земной жизни. Христос об этом сказал в Евангелии: «Царство Небесное — внутри вас».
— Но как же можно говорить о радости, если скульптура называется «мученица»?
— В первые века христианства мученик именовался греческим словом «мартирос», что в буквальном переводе означает «свидетель». Так называли человека, который своими страданиями засвидетельствовал, что Христос для него дороже благополучия и самой жизни. И этот выбор — не теоретический. Христианин имел радостный опыт общения с Богом, пребывания в Нём — опыт того самого Небесного Царства.
— Маргарита Константиновна, а что за предмет на коленях у мученицы?
— Это мраморная табличка, на которой изображена монограмма — две буквы имени Христа изобразили пересеченными между собой, и из них получился крест.
— Из греческих букв?
— Да, из греческих. По преданию, именно такой крест с надписью «Сим победишь!» увидел на небе римский император Константин Великий перед битвой со своим конкурентом Максенцием. Монограмма стала одним из символов победы Христа над смертью. Именно в этом качестве Марк Антокольский поместил её на свою скульптурную композицию, созданную в 1887 году.
— Табличка с монограммой такая массивная, а девушка держит её, едва касаясь кончиками тонких пальцев. Неужели скульптор не понимал, что это невозможно?
— Думаю, что так он хотел напомнить слова Христа «бремя моё легко». Нести свой крест, исполняя заповеди Бога, для христианина отрадно.
— Маргарита Константиновна, а тонкая черта на шее девушки, словно трещина — это тоже какой-то символ?
— Нет, Владимир Николаевич, это трещина и есть. Скульптуру разбили в 1893 году при транспортировке с выставки в Санкт-Петербургской академии художеств сюда, в Третьяковскую галерею. Антокольский предложил тогда сделать копию, но создатель музея, Павел Третьяков, решительно отказался. Он посчитал, что нужно сохранить оригинал, в который автор вложил немало труда и любви.
— Отрадно, что труд скульптора не пропал даром!
— И любовь к Богу и людям, воплощённая в скульптуре «Христианская мученица», тихим светом теплится в пространстве Третьяковской галереи.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Железногорск (путешествие по городу)

Железногорск — самый северный город в Курской области. Он относительно молод. Первые здания здесь появились в 1957 году, когда поблизости обнаружили месторождение железной руды. Для обслуживания карьера по добыче полезных ископаемых и построили рабочий посёлок на десять тысяч жителей. Он больше года оставался безымянным. Вариантов названия было множество — Магнитный, Рудный, Октябрьский. Наконец, посёлок был обозначен на картах как Железногорск. В 1962 году ему присвоили статус города. Здесь строились школы, открывались библиотеки и музеи. А вот помолиться было негде. Считалось, что комсомольцам и коммунистам, трудившимся на железорудном карьере, чужда религия. Но безбожное время миновало. Всем миром в 1989 году горожане построили в Железногорске церковь Всех Святых, в земле Российской просиявших. И с тех пор Железногорск год за годом прирастает храмами!
Радио ВЕРА в Железногорске можно слушать на частоте 94,0 FM
Псалом 31. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. С точки зрения науки основной признак человека современного вида — это развитая и сложная префронтальная кора. А что можно было бы назвать признаком человека разумного с точки зрения Библии? Ответ на этот вопрос звучит в 31-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 31.
Псалом Давида. Учение.
1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Моё над тобою».
9 «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.
Беседовал я как-то с одним мальчиком о его поведении. Он понимал, что есть хорошие поступки и есть плохие, понимал, что родители ждут от него хороших и не очень ждут плохих. В будущем он хотел стать биологом и даже мечтал о Нобелевской премии. Однако в тот момент, когда мы говорили, он вознамерился жить по-своему, своим умом. И когда родители указывали ему в качестве примера, на то, как складывалась их жизнь других людей после тех или иных поступков, он говорил: «Я буду учиться на своих ошибках и точка». Заявление, конечно, и комичное, и тревожащее, ведь одно дело набивать шишки из-за неопытности, и другое дело сознательно отказываться от того, чтобы учитывать чужой опыт. Впрочем, есть надежда, что он повзрослеет и будет подходить к своей жизни, как человек разумный.
Именно о такой разумности и говорится в 31-м псалме, который мы сейчас услышали. Примечателен он тем, что читается во время Таинства Крещения, собственно, сразу после того, как человек троекратно погружается в воду. К сожалению, большинство из нас, как крещёные в детстве, сами этого не осознают, что, впрочем, должно компенсироваться правильным воспитанием взрослых, которые присутствуют во время совершения Таинства.
В псалме Давид радуется о человеке, чьи грехи прощены Богом и больше ему не вменяются. Иногда людям кажется странной идея прощения всех грехов в Таинстве Крещения, но, если подходить к Таинству правильно, всё будет более-менее очевидно и понятно. Проходя подготовку ко Крещению, человек не просто узнавал какие-то основы веры, но реально прекращал совершать смертные грехи, погружаясь в купель, умирал для прежней греховной жизни и воскресал для новой. Очень важно расслышать слова псалма: блаженны не просто те, кто был прощён, но и те, в чьём духе не было лукавства, кто, со своей стороны, вёл решительную борьбу с грехом.
Далее в псалме Давид от лица Бога говорит, что он не оставит такого человека, но наставит его на путь истины и будет руководить им в жизни. Однако и от самого человека Господь ожидает разумного поведения. Он просит людей быть именно людьми, и не вести себя, как животные, которыми приходится управлять с помощью железной узды, натягивая поводья. Речь, конечно, не о том, что такого человека он не направляет, просто для его направления приходится использовать радикальные средства. Того же, кто ведёт себя как разумный и помнит о заповедях, кто ориентируется на добрые примеры и избегает злых — окружает милость Божия. И он поддерживается Господом, торжествует и радуется, пребывая в общении с Ним.
Псалом 31. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 31. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 31. На струнах Псалтири
1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
8 "Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою".
9 "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе".
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.