Радость Рая можно познать и на земле — в молитвенном общении с Богом. Об этом говорит нам образ хрупкой на вид героини скульптуры Марка Антокольского «Христианская мученица», крепкая вера которой помогает ей нести особый крест.

«Христианская мученица» Марк Антокольский, 1887-1888 гг. Из собрания Третьяковской галереи
— Маргарита Константиновна, здравствуйте! Вы что же это мимо проходите, как чужая?
— Простите, Владимир Николаевич, здравствуйте, дорогой! Вы так углубились в созерцание скульптуры Марка Антокольского «Христианская мученица», что я решила подождать, пока Вы освободитесь.
— Статуя удивительная! Словно живая! Как я раньше мимо неё проходил здесь, в Третьяковской галерее, и не видел?
— Многие посетители не сразу замечают это творение Антокольского. Белый мрамор, из которого выполнена скульптура, почти сливается с пространством, как поток света.
— Верно! Эта хрупкая девочка в оборванном ветхом платьице будто из света создана, а не из камня. Такая одинокая, беззащитная — у меня прямо сердце сжалось от сострадания. Только голуби льнут к её ногам, словно тоже жалеют.
— Нет, мой друг, девушка, которую скульптор представил в мраморе, не одинока. Она со Христом. И голуби вокруг неё символизируют присутствие Святого Духа.
— Вы хотите сказать, что Марк Антокольский изобразил душу в раю, после смерти?
— Тот, кто пребывает в молитвенном общении с Богом, узнаёт радость Рая уже в земной жизни. Христос об этом сказал в Евангелии: «Царство Небесное — внутри вас».
— Но как же можно говорить о радости, если скульптура называется «мученица»?
— В первые века христианства мученик именовался греческим словом «мартирос», что в буквальном переводе означает «свидетель». Так называли человека, который своими страданиями засвидетельствовал, что Христос для него дороже благополучия и самой жизни. И этот выбор — не теоретический. Христианин имел радостный опыт общения с Богом, пребывания в Нём — опыт того самого Небесного Царства.
— Маргарита Константиновна, а что за предмет на коленях у мученицы?
— Это мраморная табличка, на которой изображена монограмма — две буквы имени Христа изобразили пересеченными между собой, и из них получился крест.
— Из греческих букв?
— Да, из греческих. По преданию, именно такой крест с надписью «Сим победишь!» увидел на небе римский император Константин Великий перед битвой со своим конкурентом Максенцием. Монограмма стала одним из символов победы Христа над смертью. Именно в этом качестве Марк Антокольский поместил её на свою скульптурную композицию, созданную в 1887 году.
— Табличка с монограммой такая массивная, а девушка держит её, едва касаясь кончиками тонких пальцев. Неужели скульптор не понимал, что это невозможно?
— Думаю, что так он хотел напомнить слова Христа «бремя моё легко». Нести свой крест, исполняя заповеди Бога, для христианина отрадно.
— Маргарита Константиновна, а тонкая черта на шее девушки, словно трещина — это тоже какой-то символ?
— Нет, Владимир Николаевич, это трещина и есть. Скульптуру разбили в 1893 году при транспортировке с выставки в Санкт-Петербургской академии художеств сюда, в Третьяковскую галерею. Антокольский предложил тогда сделать копию, но создатель музея, Павел Третьяков, решительно отказался. Он посчитал, что нужно сохранить оригинал, в который автор вложил немало труда и любви.
— Отрадно, что труд скульптора не пропал даром!
— И любовь к Богу и людям, воплощённая в скульптуре «Христианская мученица», тихим светом теплится в пространстве Третьяковской галереи.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема