Смысл короткой жизни Марии Сергеевны Боровиченко заключался в служении ближним и борьбе за родную землю — уже в начале Великой Отечественной войны она стала санитаркой в отряде.
11 августа 1941-го года, совсем юная, но с отличной подготовкой, Мария Сергеевна была зачислена в штат десантной бригады. Несмотря на уговоры командира вернуться домой, Мария отказалась и осталась в строю. Она выносила раненых с поля боя, сумела взять в плен немецкого ефрейтора, подсказала в нужный момент командиру о лучшем расположении пулемета. Погибла Мария на поле боя: 14 июля 1943 года под шквальным огнем, когда девушка вытаскивала солдат с поля боя, осколок снаряда попал ей прямо в сердце.
Как она, почти ребенок, сумела оказаться на фронте? И как вспоминала о Марии ее фронтовая подруга, Кима Телешко?

Августовским утром 1941-го года на пороге штаба 5-й Воздушно-десантной бригады появилась девушка. Невысокая, густые чёрные брови и пронзительные глаза на круглом, почти детском, лице. Сказала, что зовут её Маша Боровиченко, ей 16 лет, а пришла она... из Мышеловки. Так называлась деревенька под Киевом. Командир, когда ему доложили о нежданной гостье, удивился. В Мышеловке, как и на других подступах к Киеву — немцы. Как девчонке удалось перейти линию фронта? Маша рассказала, что шла в темноте, очень осторожно. Правда, столкнуться с одним фашистом всё-таки пришлось. Но девушке удалось его обезвредить. Пришла Маша не с пустыми руками. Она принесла ценнейшие сведения о вражеском расположении. Несколько дней до побега она провела, сидя на голубятне. С высоты своими глазами увидела и запомнила, где и какие орудия установлены у немцев. Командир бригады, опытный военный, понял, что девушка говорит правду. Уже на следующий день благодаря данным, которые раздобыла Маша, советские артиллеристы уничтожили немецкие пулемётные и миномётные точки. Командир пообещал выхлопотать храброй девушке награду. Но Маша хотела только одного: помогать бойцам. Она попросилась остаться в отряде — санитаркой.
Так Мария Боровиченко — Маша из Мышеловки, как в шутку прозвали её солдаты — стала санинструктором 5-й Воздушно-десантной бригады. У девушки оказалась отличная подготовка. В мае 41-го Маша окончила восьмилетку и сразу после школы прошла обучение на курсах медицинских сестёр. А в июне началась Великая Отечественная война... 11 августа Марию зачислили в штат десантной бригады. Первый бой состоялся через два дня. 13-го августа Боровиченко вынесла на себе из-под огня восьмерых тяжело раненных бойцов. В тот день советские солдаты выбили немцев из Мышеловки. Командир предлагал Маше вернуться домой, в освобождённую деревню. Но она отказалась, и осталась в строю.
Мария не только выносила раненых с поля боя. В одном из сражений она взяла в плен немецкого ефрейтора. Тот наклонился, чтобы поднять с земли упавшую каску. А когда выпрямился, увидел перед собой пронзительные Машины глаза и дуло автомата. На допросе ефрейтор сокрушался: его, опытного солдата, взяла в плен девчонка, почти ребёнок! В сентябре 1941 года, в бою у Конотопа, Маша успела не только спасти два десятка бойцов, но и подсказала командиру, куда лучше установить пулемёт. В результате удачное расположение орудия решило исход боя в пользу русских солдат.
Впрочем, на Марию можно было положиться не только в бою. Фронтовой подруге Киме Телешко, Маша запомнилась своим добрым характером и отзывчивостью. «Трудно приходилось каждому из нас, но она умела вовремя подбодрить, старалась что-то приятное сделать», — вспоминала женщина. Запомнили Машу и жители деревень, через которые прошла война. В 1943-м Мария была под Сталинградом. Несколько месяцев вместе с группой бойцов жила в доме крестьянки Нины Николаевны Ореховой. Она вспоминала санинструктора добрыми словами: «Сердечная была дивчина. Всегда что-нибудь давала из своего пайка: то хлебушка, то крупу».
После разгрома фашистов под Сталинградом роту, в которой служила Боровиченко, перебросили на Курскую дугу. 14 июля 1943 года шёл тяжёлый бой. Маша, как всегда, выносила раненых, невзирая на шквальный огонь. Девушка вытащила одного солдата и отправилась за следующим, как вдруг прямо перед собою увидела немецкий танк. Мария успела спрятаться в воронку от снаряда. Но тут услышала стоны раненого бойца. Маша вылезла из укрытия, подползла к нему, начала перевязывать рану. И в эту минуту рядом раздался взрыв. Осколок снаряда попал Маше прямо в сердце. Но за несколько мгновений до гибели Маша успела закрыть собой раненого лейтенанта и метнуть гранату в немецкий танк.
Мария Боровиченко не дожила трёх месяцев до 18-ти лет. По сути, вся её короткая жизнь стала служением в борьбе за родную землю.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 89 зач., V, 10-16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумываясь о своих отношениях с Богом, человек нередко спрашивает себя, почему он рождается в мире смертных и духовно несовершенных существ? Да, Адам и Ева согрешили, но он не может быть ответственен за их поступок. Почему же это как будто бы происходит? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.
Однажды, читая книгу по религиоведению, я наткнулся на такую фразу представителя одной из нехристианских религий: «В отличие от христиан, мы не верим, что все люди нравственно ответственны за грех первой пары людей. Каждый человек ответственен перед Богом только за свои личные грехи». Я очень смутился, если не сказать возмутился этими словами, потому что я как христианин тоже не верю, что Бог наказывает всё человечество за грех двух первых людей. Нести последствия чего-то и быть наказанным за что-то — это разные вещи. Скажем, часть декабристов была выслана в ссылку, где у них родились дети. Дети родились в сложных условиях, которые наложили отпечаток на всю их жизнь, но никак нельзя сказать, что кто-нибудь считал их виновными в поступках их отцов.
Отрывок из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, начинается с очень важного утверждения: будучи врагами, люди примирились с Богом посредством смерти Его Сына. На первый взгляд звучит оно довольно странно, ведь мы не чувствуем себя врагами Бога. Но имеется в виду, конечно, не буквальная вражда с Богом, а неготовность и нежелание жить по Его воле. Например, старшему сыну Адама и Евы Каину Бог прямо говорит: «грех у дверей лежит, но ты господствуй над ним». Однако вместо отвержения греха, Каин его совершает. В свою очередь Спаситель был во всём послушен Отцу даже до смерти. И те, кто отрекаются от противостояния Богу, через крещение приобщаются Его жизни и усыновляются через Него Отцу, Который так возлюбил мир, что послал Сына Своего Единородного для спасения мира.
Но почему же человек грешит? Почему противостоит Богу, порой даже не зная о Его существовании? Апостол пишет, что «грехом одного человека в мир вошла смерть, которая перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». На первый взгляд может показаться, что все стали умирать, согрешив в Адаме, совершив нравственный выбор вместе с ним. Однако такой смысл, характерный для западных и некоторых современных русских переводов, не следует из греческого первоисточника. Читая греческий текст, восточные отцы говорили, что грех первого человека стал не только его личным поступком, но и заразил человеческую плоть смертностью, тленностью и страстностью. Эта болезнь греха вошла в саму природу человеческой плоти, которая с того момента располагает каждого потомка Адама и Евы к противостоянию Богу. Итак, входя в мир, мы противостоим Богу, с одной стороны, потому что наследуем падшую природу, а с другой, потому что сами с возрастом выбираем иную сторону, увлекаемые миром сим.
Впрочем, благовестие апостола Павла на то и благовестие, что на противостоянии Богу всё не заканчивается. По его мысли, как все стали умирать из-за Адама, так же все могут получить жизнь во Христе. Более того, для Павла благодать, которую мы можем получить через Христа, Бог-Отец подаёт нам с избытком.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Даша будет ходить! Давайте ей поможем

У Даши Коваленко серьёзные двигательные нарушения. В шесть месяцев, когда другие дети обычно начинают сидеть, она только-только училась держать голову.
Сейчас девочке уже семь. Это очень ласковый и светлый ребёнок. Она умеет сидеть, говорить и самостоятельно есть. Даша следует по жизни с музыкой — любит петь. Ходить она пока не умеет, зато научилась прекрасно плавать и нырять. И это доставляет ей огромную радость. Более того, находясь в воде, когда её тело становится легче, Даша шаг за шагом ступает по дну бассейна, что вызывает у неё ещё больший восторг.
Развиваться и крепнуть физически Даше здорово помогают реабилитации. Вот уже несколько лет родители возят её в один и тот же медицинский центр. Именно там у Даши появилось много новых достижений. И теперь есть реальная возможность научиться ходить не только в воде. Оплачивать дорогостоящие занятия для дочери семье Коваленко не всегда удаётся. Поскольку Даше нужна постоянная забота, мама всё время находится рядом с ней и работает только отец девочки. Поэтому семье необходима поддержка.
Недавно их взял под опеку фонд «Мои друзья». Чтобы Даша вновь смогла отправиться на важный курс восстановительного лечения, фонд открыл для неё сбор. Если вы хотите принять в нём участие и помочь Даше Коваленко уверенно шагнуть в будущее, переходите на сайт: Мои друзья.Орг и оставьте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первый Вселенский Собор о Церкви». Георгий Захаров

У нас в студии был доктор теологии, доцент, заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Георгий Захаров.
Разговор шел о постановлениях Первого Вселенского Собора, связанных с устройством и жизнью Церкви.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Первая беседа с Петром Пашковым была посвящена предпосылкам и причинам созыва Собора;
Вторая беседа с Николаем Антоновым была посвящена богословскому наследию Собора.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер