Божественная литургия — это вершина богослужебной жизни и её кульминация. Христианин, приходящий в храм и участвующий в Литургии, становится членом Церкви. Это означает, что он становится частью вневременной, внеисторической и внегеографической общины учеников Христа.
Как же человек приходит в эту общину и в чём заключается полноценное участие в церковной жизни? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно помнить, что целью и итогом искупительного подвига Сына Божия на земле было именно создание Церкви Христовой. Господь искупил наши грехи Своей Крестной смертью, Он Своим Воскресением восстановил весь род человеческий для новой жизни и, наконец, ниспослал нам Святого Духа от Бога Отца. Сошествие Святого Духа — это и есть рождение Церкви, богочеловеческого организма, в котором Христос непрестанно действует. Человек, став частью этого организма, обретает надежду и возможность спастись, стать причастным Божественной жизни, прежде всего посредством участия в Евхаристии — главном Таинстве, совершаемом на Божественной литургии. Во время этого Таинства происходит чудесное претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и причащение ими.
Литургия в переводе с греческого языка означает общее дело, общественное служение. В Древней Греции литургией назывались спортивные соревнования, городские шествия и даже языческие мистерии, то есть любые мероприятия, объединяющие людей. В христианстве это понятие было перенесено на новую почву и наполнилось иным значением, изменило свою природу, перейдя с бытового на духовный уровень. Такие изменения коснулись всех жизненных сфер человека и были связаны с духовным преображением: на месте языческих храмов возводились храмы христианские, вместо языческих праздников в те же самые дни стали отмечаться главные христианские праздники. Произошла качественная духовная замена, которая отразилась и в словесном, семантическом плане.
Интересно, что в западной богословской традиции слово «литургия» означает вообще всё богослужение. Такой подход наглядно показывает связь Литургии и всего остального богослужения, сердцевиной которого она является.
Итак, Литургия — это вершина церковной жизни. Её начало — встреча со Христом, без Которого нам ничего сделать невозможно, её конец — участие в Евхаристии, причащение Святых Христовых Тайн. Причастность Богу — это и есть цель всего человеческого существования, поэтому и говорят, что после причастия не страшно и умереть.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
Человек добро творящий. Ксения Хайсанова
Удивительная книга — Евангелие. Неважно сколько раз ты читала или слышала в храме эпизоды из Священного писания, Господь снова и снова обращает внимание на что-то новое в них, на детали, которые раньше не замечала. И через этот новый смысл Бог показывает, как подправить вектор духовной жизни.
Так, в один из воскресных дней на литургии услышала отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Господь умножил хлебы и две рыбки, чтобы накормить собравшийся народ. Я всегда воспринимала этот эпизод лишь как чудо умножения еды из любви Бога к человеку, но слова священника на проповеди открыли для меня новый смысл этого отрывка.
Батюшка сказал: «Обратите внимание вот на какую деталь: Апостолы первыми заметили, что люди голодны и подошли ко Христу с просьбой отпустить народ, чтобы те могли пойти и купить себе еды. А Господь ответил: "не нужно им идти, вы дайте им есть". Тогда ученики нашли немного хлеба и две рыбки. Христос совершил чудо умножения пищи. Но этот хлеб людям раздали апостолы. Так же и в нашей жизни — продолжил священник, — Мы часто замечаем, что какому-то человеку нужна помощь, поддержка, но проходим мимо, думая, что как-то Бог ему поможет. Но именно мы должны помощь, мы должны помолиться, и тогда Отец Небесный, видя наше усердие, сотворит Чудо».
Эти слова коснулись моего сердца, даже кольнули его. Никогда раньше не рассматривала описанное событие с этой стороны.
Замечаю ли я, что где-то могу помочь? Замечаю. Использую ли я эти возможности? Чаще прохожу мимо, говоря или думая примерно следующее: «Господи, все равно не смогу».
Да, мои возможности не так уж велики, но ведь это не дает мне право бездействовать, ждать любви от других и не пытаться что-то отдать взамен? Да, я одна не смогу, а с Господом — совсем другое дело.
Выходя в то утро из храма, мне захотелось обратиться к Творцу с такими словами: «Господи, помоги быть человеком не мимо проходящим, а добро творящим!»
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
24 октября. Об ответе апостола Петра на вопрос Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?»
Об ответе апостола Петра на этот вопрос — священник Захарий Савельев.
«За кого почитает Меня народ?» Как мы с вами знаем, эти слова Господь задал группе своих учеников, но ответил на них апостол Пётр со словами: «Ты есть Христос, Сын Бога Живого». То есть апостол Пётр исповедовал божественность Спасителя, хотя до конца, как человек еще не просвещённый Духом Святым до Дня Пятидесятницы, до конца этого не осознавал и не понимал, а только верил в это.
Одни Спасителя принимали, как мы с вами знаем, за Илью, другие — за воскресшего Иоанна Предтечу или одного из других пророков, но почитали именно за человека. Также и сегодня мы с вами знаем, что есть даже религиозные группы, которые почитают Спасителя за Его человеческое естество. Кто-то Его считает мудрым человеком, но только словам апостола Петра принадлежат правдивость и истина, что Господь является Богом, который стал одним из нас.
Он является Богом, Который стал человеком. Господь есть Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек. И вот это сверхъестественное событие в жизни рода человеческого так ярко подчеркнул и описал в своей краткой речи апостол Пётр.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 октября. О цели христианина быть со Христом
В 3-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».
О цели христианина быть со Христом — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел в письме к филиппийцам пишет: «Я не считаю себя чего-то достигшим великого и не обращаю внимания на своё прошлое, но простираюсь вперёд для того, чтобы стремиться к цели и почести вышнего звания во Христе Иисусе».
И что же это за вышнее Божье звание, о котором он говорит? Во-первых, он научает нас смирению в этих словах, потому что не надо кичиться и оценивать свои какие-то достижения. «Я не смотрю на прошлое, я простираюсь только вперёд, в Царство Божье».
И вот эта почесть звания Божьего в устах апостола Павла — это быть чадом Царства Божьего, быть со Христом. Вот это и есть самое главное звание христианина — унаследовать вечное Царство вместе с Господом.
Поэтому апостол Павел не обращает внимания ни на какие свои собственные заслуги, но, как бы забывая их, говорит, что главная заслуга — это Христос и Царство Божье, которое простирается впереди нас.
Вот так и мы, уподобляясь апостолу Павлу, в свою очередь, должны не восхвалять себя какими-то, может быть, достижениями или успехами в духовной жизни, но знать, что главная цель — это Христос в вечном Царстве.
Все выпуски программы Актуальная тема








