Уверена, что многие, как и я, в детстве зачитывались «Республикой ШКИД», или, по крайней мере, неоднократно смотрели одноименный фильм. О беспризорниках, малолетних воришках, жуликах и хулиганах там рассказывалось с добрым юмором, к тому же все они потом исправлялись и становились хорошими и положительными.
Возможно, о героях своей повести «Безотцовщина» писатель Виктор Николаев тоже хотел бы рассказать в подобном легком, добродушном ключе. Получилось, однако, по-другому. Но вовсе не потому, что автор «пребрал» с трагическими моментами. Просто он строго придерживался документальной основы своего произведения, за которую взял непридуманные рассказы из жизни заключенных колонии для несовершеннолетних. А это, между прочим, такой материал, от которого - мороз по коже, и думаешь: ну неужели такое возможно, неужели все это действительно происходит в нашем обществе, здесь и сейчас?!
Да и сам автор без обиняков признается: после каждой подобной встречи с преступником-малолеткой ему приходилось тратить не один день на душевное, а то и на физическое восстановление.
Действительно, вряд ли можно спокойно выслушать, что называется, «глаза в глаза», историю о том, как мать одного из мальчишек утонула в бочке с огурцами, когда пьяная, полезла за ними в погреб, а отец, не долго думая, продал ребенка цыганам, которые заставляли его продавать наркотики.
Или рассказ девочки Нади о том, как ее семилетний братик стал пить вместе с родителями, а однажды, когда он не смог купить водки, те выкинули его в холодные сени, и запретили Наде впускать «провинившегося» в дом. Поэтому Надя заколотила дом, и подожгла его – вместе с родителями. И оказалась в колонии.
Но не стоит думать, что «Безотцовщина» это лишь сборник историй в стиле «трэш». В книге Виктора Николаева весь этот мрак – лишь один из полюсов жизни малолетних заключенных, и он остался позади. Другой же полюс - Бог, веру в которого эти дети – а они ведь дети, и об этом все-таки не нужно забывать – ощутили там, в колонии. Многие из них стали постоянно посещать тюремную церковь. Для большинства этих ребят, пишет Николаев, ужа сама возможность обращаться к священнику, называя его «отец» - дорогого стоит.
Конечно, повесть читать нелегко. Но обязательно нужно. Потому что автор написал ее совсем не для того, чтобы пощекотать нервы «чернушными» подробностями, а чтобы на реальных фактах показать, откуда берется такое сиротство и что мы можем сделать для наших детей - и для самих себя - прямо сейчас, чтобы подобные ужасы остались лишь на страницах книги Виктора Николаева «Безотцовщина».
Джордж Элиот «Сцены из жизни духовенства» — «Как искупить причинённое ближнему зло?»

Фото: PxHere
В Евангелии от Луки рассказывается история мытаря по имени Закхей. Приняв в свой дом Христа, он принёс покаяние в грехах, причинённых ближним, и постарался искупить их. Как именно? «Если кого чем обидел, — говорит Закхей, — воздам вчетверо». Помимо этого, он обещает половину имения раздать нищим. Зачем? Возможно, дело в том, что не всем, кого мытарь обидел, он может возместить ущерб. Для кого-то это уже невозможно. И тут встаёт вопрос: что делать, если зло, которое ты причинил человеку, непоправимо? Как искупить такую вину?
Один из героев повести Джордж Элиот «Сцены из жизни духовенства», мистер Трайан, посвящает жизнь поиску ответа на этот вопрос. В юности он толкнул на путь греха молодую женщину. Годы спустя повзрослевший и одумавшийся Трайан узнаёт о смерти Люси. Осознав сотворённое им зло, герой едва не впадает в отчаяние. Муки совести усугубляются осознанием: да, сам Трайан может покаяться в своём грехе и грехе, на который толкнул Люси, но разве он может покаяться за неё?
Трайан всем сердцем обращается к Богу и находит покой в решении: всю оставшуюся жизнь он посвятит Богу и людям. Помочь Люси уже не в его силах, но он сделает всё, чтобы уберечь от гибели и греха других. Так герой находит ответ на вопрос, как искупить зло, причинённое ближнему. Он не может, как Закхей, возместить Люси вчетверо, но может послужить другим людям: не половиной имения, а всей жизнью. Поступив так, мистер Трайан обретает покой.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Джеймс Барри «Дорогой Брут» — «О вторых шансах»

Фото: PxHere
Нет, наверное, человека, который не мечтал бы порой о том, чтобы вернуться в прошлое и что-то исправить. Иными словами, получить второй шанс. А что, если такая возможность и правда была бы нам дана, хотя бы раз? Об этом размышляет Джеймс Барри, автор знаменитой повести «Питер Пэн и Венди» в пьесе «Дорогой Брут».
Все персонажи пьесы в той или иной мере недовольны своей жизнью и каждый точно знает, что именно он или она изменили бы в прошлом, будь у них второй шанс. Этот шанс они получают, благодаря соседу, чародею. На одну ночь он возвращает их в прошлое. И что же? Аккуратно и последовательно все герои повторяют свои ошибки. В конце концов один из них восклицает:
— Я понял. Что-то такое есть во мне, что заставит меня поступать и дальше так же. Моя душа словно заражена, отравлена. И сколько мне ни давай шансов, ничего не изменится.
«Всё дело в нас самих» — вот главное открытие героев. Человек, осознавший, что источник зла кроется в его душе, близок к покаянию. А покаяние — это изменение, перемена души, ума, сердца.
И тогда второй шанс, о котором говорит пьеса «Дорогой Брут», как раз и заключается в том, чтобы понять, какие именно свойства, качества и привычки привели в прошлом к тем или иным ошибкам — и не повторять их.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Валентина Осеева. «Хорошее» — «Посильное добро»

Фото: PxHere
Как часто мы говорим близким: «я для тебя ничего не пожалею». И правда ведь, ничего не пожалеем. Кроме, пожалуй, чуточки внимания, капли тепла, минуты времени. Если оглянуться, сколько упущенных возможностей проявить посильное добро осталось за плечами?
Вот и Алёша, герой рассказа Валентины Осеевой «Хорошее», до поры до времени не обращал на них внимания. Однажды с самого утра мальчик начал напряжённо размышлять: что бы хорошее сделать для сестрёнки, няни и пёсика Трезора? В мечтах он спасает тонущую сестру, защищает няню от волков, вытаскивает Трезора из колодца. А в реальности на просьбы няни, сестры и тявканье собачки отвечает: «уйди, не мешай», совершенно не замечая разрыва между своими мечтами и действиями.
Рассказ Осеевой прост и рассчитан на детей. А вот и уровень посложнее. Английский писатель и богослов Клайв Льюис в 1942 году написал повесть «Письма Баламута», в которой опытный бес даёт молодому бесёнку советы по искушению людей. Одна из его инструкций звучит так: «Отвлекай подопечного от простых и прямых обязанностей, направляя к далёким и возвышенным. Усиливай неприязнь и слепоту к очевидному». Расчёт беса очевиден: человек способен всю жизнь провести в бесплодных мечтаниях и очнуться с пустыми руками и сердцем.
Вот и святитель Игнатий Брянчанинов, подвижник и духовный писатель девятнадцатого столетия, предостерегает нас от такого ослепления. Не стоит гнаться за великим, подчёркивал святитель. Драгоценен малый, терпеливый и постоянный подвиг, говорил он.
Маленький герой рассказа Осеевой сумел разглядеть самые простые и прямые свои обязанности — а всегда ли это удаётся нам?
Все выпуски программы: ПроЧтение











