Уверена, что многие, как и я, в детстве зачитывались «Республикой ШКИД», или, по крайней мере, неоднократно смотрели одноименный фильм. О беспризорниках, малолетних воришках, жуликах и хулиганах там рассказывалось с добрым юмором, к тому же все они потом исправлялись и становились хорошими и положительными.
Возможно, о героях своей повести «Безотцовщина» писатель Виктор Николаев тоже хотел бы рассказать в подобном легком, добродушном ключе. Получилось, однако, по-другому. Но вовсе не потому, что автор «пребрал» с трагическими моментами. Просто он строго придерживался документальной основы своего произведения, за которую взял непридуманные рассказы из жизни заключенных колонии для несовершеннолетних. А это, между прочим, такой материал, от которого - мороз по коже, и думаешь: ну неужели такое возможно, неужели все это действительно происходит в нашем обществе, здесь и сейчас?!
Да и сам автор без обиняков признается: после каждой подобной встречи с преступником-малолеткой ему приходилось тратить не один день на душевное, а то и на физическое восстановление.
Действительно, вряд ли можно спокойно выслушать, что называется, «глаза в глаза», историю о том, как мать одного из мальчишек утонула в бочке с огурцами, когда пьяная, полезла за ними в погреб, а отец, не долго думая, продал ребенка цыганам, которые заставляли его продавать наркотики.
Или рассказ девочки Нади о том, как ее семилетний братик стал пить вместе с родителями, а однажды, когда он не смог купить водки, те выкинули его в холодные сени, и запретили Наде впускать «провинившегося» в дом. Поэтому Надя заколотила дом, и подожгла его – вместе с родителями. И оказалась в колонии.
Но не стоит думать, что «Безотцовщина» это лишь сборник историй в стиле «трэш». В книге Виктора Николаева весь этот мрак – лишь один из полюсов жизни малолетних заключенных, и он остался позади. Другой же полюс - Бог, веру в которого эти дети – а они ведь дети, и об этом все-таки не нужно забывать – ощутили там, в колонии. Многие из них стали постоянно посещать тюремную церковь. Для большинства этих ребят, пишет Николаев, ужа сама возможность обращаться к священнику, называя его «отец» - дорогого стоит.
Конечно, повесть читать нелегко. Но обязательно нужно. Потому что автор написал ее совсем не для того, чтобы пощекотать нервы «чернушными» подробностями, а чтобы на реальных фактах показать, откуда берется такое сиротство и что мы можем сделать для наших детей - и для самих себя - прямо сейчас, чтобы подобные ужасы остались лишь на страницах книги Виктора Николаева «Безотцовщина».
Помощь для тех, кто однажды лишился дома и родных
В Петербургском приюте «Покровская община» те, кто по разным причинам лишились дома, могут начать новую жизнь. Здесь бездомным не только помогают встать на ноги, вернуть утраченные документы, но и вновь почувствовать себя людьми.
Сегодня в приюте живут восемь подопечных с тяжёлыми судьбами. Сергею Павловичу 64 года. Он приехал в Петербург из другой страны. Так случилось, что однажды он поссорился с родными и лишился дома. В скитаниях мужчина провёл долгие годы, перестал доверять людям и ожесточился. Поскольку у Сергея Павловича были проблемы с документами, он подрабатывал неофициально и на эти деньги мог позволить себе временный ночлег и еду. Сил на то, чтобы изменить свою жизнь у него просто не было. Но благодаря сотрудникам приюта «Покровская община» у него появился шанс многое исправить.
Измениться внутренне, найти опору и наладить дальнейшую самостоятельную жизнь бездомным в том числе помогают занятия с психологом. «Люди, которые перенесли много утрат, и лишились семейных связей, находятся в состоянии острого одиночества, тревоги и неопределенности. На них давит неблагополучно прожитая жизнь», — говорит психолог Наталья Александровна. Она с теплотой помогает им преодолеть тяжёлые переживания и вновь открыться миру.
Специалист работает четыре дня в неделю по 8 часов, поддерживая жителей приюта и его сотрудников. Однако сейчас у «Покровской общины» нет средств, чтобы оплачивать эту важнейшую работу.
Помочь приюту для бездомных в Санкт-Петербурге можно на портале «Милосердие.ру». Пусть у людей, однажды потерявших всё, и дальше будет возможность обретать здесь надежду и веру.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать дела милосердия Марфо-Мариинской обители

Уже седьмой год Рождественская акция Марфо-Мариинской обители милосердия — «Гирлянда Добра» — дарит поддержку и утешение семьям, попавшим в беду, одиноким пожилым людям и болеющим детям из Москвы и области. Они не только получают в обители продукты, вещи, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь, но и обретают веру в Бога, добро и людей.
Ирина Борисовна — одна из прошлых участников акции «Гирлянда Добра». Много лет она работала в благотворительной организации, заботилась о других. А после выхода на пенсию заболела, и сама оказалась в сложной ситуации. В Марфо-Мариинской обители милосердия Ирина Борисовна обрела опору и надежду. Её окружили вниманием, помогли продуктами и лекарствами.

Среди тех, кто нуждается в поддержке сегодня — Даниэлла. Девочке необходимы развивающие занятия. У неё редкий синдром, жить с которым очень непросто. Но Даниэлла старается. Когда-то врачи говорили, что она вряд ли сможет сидеть. Однако девочка каждый раз всех удивляет. Сегодня это полный энергии жизнерадостный ребёнок, который много чему научился. Девочку вдохновляет творчество. Особенно талантливо у Даниэллы получается лепить поделки из пластилина. На развивающих занятиях в Марфо-Мариинской обители она раскрывает свои способности и обретает новые возможности.
Примите участие в акции «Гирлянда Добра» и поддержите Даниэллу и других подопечных обители. Для этого оставьте любой благотворительный взнос на странице акции. Ваша помощь позволит продолжать дела милосердия, которые больше века назад начала в обители Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Казаки в Париже». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этом выпуске программы «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным говорили о победе в Отечественной войне 1812 года, о входе русских войск в Париж и о роли казаков в этих событиях.
О значительном вкладе казачьих отрядов в победах в различных битвах, почему жители Парижа с ужасом ждали появления казаков, а в результате увидели их совершенно другими глазами, так что даже казачья форма повлияла на парижскую моду тех лет. Также разговор шел о том, как русские военные вели себя в Париже, и насколько разительно это отличалось от поведения французских войск в Москве несколькими месяцами ранее.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Казаки в Париже». Дмитрий Володихин
- «Роман «Авиатор» — исторический контекст». Анастасия Чернова
- «Святитель Иоанн Шанхайский». Глеб Елисеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











