Если представить, что литературные произведения можно было бы создавать из отдельных компонентов, - как кулинарные блюда - то писательницу Наталью Иртенину многие наверняка попросили бы "поделиться рецептиком". Ее роман "Царь Гора" - настоящий "деликатес" даже для самых искушенных книжных гурманов. Историческая основа, тонкий интеллигентный юмор, немного авантюрного флера, чуть-чуть мистики, и, наконец, - свежесть настоящей большой любви. Ингредиенты подобраны безошибочно, пропорции соблюдены идеально!
Ну, а если серьезно, то книга Натальи Иртениной "Царь Гора" - из тех, что можно расслабленно почитать на даче в гамаке, и сделать при этом очень важные выводы. Сочетание увлекательности сюжета и серьезности тем, над которыми размышляет автор, делает чтение не просто интересным, а по-настоящему захватывающим.
Молодой столичный сноб и циник Федор, в погоне за легкими деньгами, попал в очень неприятную историю. Говоря языком тех, кому он остался должен кругленькую сумму, - его "поставили на счетчик". Денег, чтобы отдать долг, не было, и Федор решил на время скрыться у родственников в глухой сибиркой деревушке. Там он знакомится с Аглаей, юной алтайской амазонкой, пасущей в одиночку по ночам лошадей в степи, - и, конечно, без памяти влюбляется. Потом обнаруживает у сгоревшей церкви могилу белогвардейского офицера, захороненного там в гражданскую войну...
Этот офицер по имени Петр Шергин - главное действующее лицо второй сюжетной линии романа. Ее события развиваются в восемнадцатом году в тех же самых местах. Шергин приезжает в Сибирь с важной секретной миссией: освободить царя Николая Второго из большевистского плена в Тобольске. Трудная, полная опасностей операция и ее трагический провал становятся для него поводом переосмыслить собственную жизнь и научиться благодарно принимать ее такой, какая она есть.
Отзвуки этой истории ощущают на себе уже в нашем времени Федор и Аглая. Они окончательно распутывают все нити. Одна из них приводит молодых людей к старинному кладу, спрятанному в пещере высокой горы, которую в народе называли Царь Горой. Но самое главное, - в сложившихся обстоятельствах Федор неожиданно открывает в себе совершенно новые качества: благородство, способность к самопожертвованию, смелость. Сноб и циник постепенно превращается в доброго человека и искреннего романтика - такие вот удивительные метаморфозы происходят с героями романа Натальи Иртениной "Царь Гора".
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.