Писатель из Самары Антон Жоголев называет события, происходящие в его жизни, «капельками» и запечатлевает в своих небольших очерках, эссе и рассказах. Вот так, в конце концов, «накапало» и на целую книгу. Сборник, вышедший сравнительно недавно в издательстве «Благовест», он так и озаглавил: «В тихом дворе. Капельки вечности».
Не стоит, однако, думать, что жизнь писателя сплошь состоит из феерических приключений и необыкновенных происшествий. Интересного в ней, разумеется, немало. Но автор принципиально пишет о вещах самых обыкновенных, которые без оригинального осмысления, возможно, так и остались бы не более, чем будничными явлениями. И называет все это «непридуманной литературой».
Антон Жоголев уверен: если смотреть на жизнь с духовной точки зрения, даже самое заурядное событие способно предстать в неожиданном ракурсе и напомнить о вечных истинах. Как, например, в рассказе «Перед Покровом».
Дочке очень хотелось купить телефон, на который она долго копила деньги. Заветную покупку решено было сделать в праздник ПокровА, после утренней службы в церкви. Но накануне вечером, по дороге из храма, дочка все-таки уговорила отца поехать за телефоном пораньше. Поехали, купили. А выйдя из магазина обнаружили, что их автомобиля нет на месте. Первая мысль, конечно – угнали. Однако оказалось, что все не так страшно и машину просто увезли на штрафстоянку, потому что при парковке они не заметили новый запрещающий знак. С возвратом транспортного средства, конечно, пришлось изрядно повозиться. А главное, и отец, и дочь, получили хороший урок: всему свое время. Об этом, кстати, еще ветхозаветный пророк Экклезиаст говорил.
А вот в рассказе «Немаленький принц», наоборот, происшествие описывается поистине из ряда вон выходящее. Правда, произошло оно не с самим автором, а с его старым товарищем. Звали его Александром, и поехал он как-то раз на Афон, чтобы узнать мнение тамошних монахов по одному важному для него вопросу. Но однозначного ответа получить не смог, и пригорюнился, забравшись на высокую скалу. А рядом сидел какой-то человек, и что-то по-английски ему сказал, утешил. Александру перевели. А позже выяснилось, что дядька этот в застиранной футболочке – не кто иной, как сам принц Чарльз, наследник британской короны! Он, оказывается, очень любит Афон и часто туда приезжает.
В жизни всякое бывает. Порой и незаметные эпизоды способны многому нас научить. О том, как повнимательнее разглядеть и усвоить эти повседневные уроки жизни, как раз и пишет Антон Жоголев в своей книге «В тихом дворе. Капельки вечности».
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема