Успевшая стать невероятно популярной, «серия под зеленой обложкой» издательства Сретенского монастыря, в которой уже вышли книги архимандрита Тихона (Шевкунова) и Олеси Николаевой, пополнилась еще одним изданием – сборником «Райские хутора и другие рассказы» священника Ярослава Шипова.
Отец Ярослав, профессиональный писатель, давно уже заявил о себе как о мастере короткого рассказа. Читая его лаконичные, но очень яркие и образные тексты, невольно вспоминаешь и Чехова, и Шукшина. Но при более близком знакомстве с прозой отца Ярослава становится понятно, что он самобытен как никто другой. Рассказы его невероятно реалистичны. Иначе и быть не может, ведь сюжеты для них подсказывает автору сама жизнь. Ему остается лишь «художественная обработка».
И она очень даже удается! Самый рядовой эпизод в «Райских хуторах и других рассказах» отец Ярослав преподносит читателю, что называется, «на блюдечке с голубой каёмочкой»: и просто, и понятно, и смешно, а главное - со смыслом.
Вот, взять хотя бы рассказ «Африканский брат». Однажды на Литургии в храме появился чернокожий прихожанин. Крестится по-православному… После службы батюшка с дьяконом подошли к нему, и стали выпытывать: кто такой, откуда? Парень по-русски двух слов связать не мог, однако на смеси английского и французского дьякону удалось выяснить, что человек он православный, и зовут его Анатолием. Приехал на учебу и живет при посольстве. Анатолий выразил горячее желание ежедневно трудиться на восстановлении храма, взамен же не потребовал ничего, кроме тарелки супа на обед. Службы посещал исправно, немного освоившись с русским языком, стал исповедоваться и причащаться.
И служил этот православный трудяга-африканец немым укором. И «захожанам», - нашим соотечественникам, забегавшим в храм всего на несколько минут, «свечку поставить», и многочисленным попрошайкам, этаким «псевдо-нищим», которым даже новый повод для попрошайничества лень было выдумать. Как собирал один мужик деньги на билет до Ростова, так и продолжал, хотя несколько лет назад батюшка пару раз уже выдавал ему полную сумму… В то время как «парень из Африки» без всякого расчета на награду исполнял, по сути, монашескую заповедь – «молись и трудись»!
Конечно, уметь извлекать из дел житейских полезные уроки - задача не самая простая. Но научиться этому необходимо. И здесь нам как раз совсем не помешает опыт священника Ярослава Шипова, которым он щедро делится в книге «Райские хутора и другие рассказы»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.