Как вы думаете, где можно прочитать о том, как однажды сам король Австрии был замечен потягивающим дешевое пиво в одном из летних кафе, где он запросто чокался полными кружками с простыми венскими сапожниками? На взгляд современного читателя, подобный сюжет - в духе, пожалуй, какого-нибудь издания, пишущего о частной жизни знаменитостей. Но на самом деле этот рассказ - самая что ни на есть классика, и застал кайзера Франца-Иосифа за столь несвойственным монаршей особе занятием не вездесущий папарацци, а... писатель Николай Семенович Лесков! Эту забавную историю он описал в рассказе "Пламенная патриотка". Рассказ вместе с другими его произведениями вошел в сборник, который в издательстве "Дрофа", не мудрствуя лукаво, назвали просто: "Николай Лесков. Рассказы. Повести".
Собственно, повесть в сборнике одна - это известный всем еще со школьной скамьи, незабываемый и колоритный "Очарованный странник". Вошел в книгу и другой "хит" школьной программы по литературе - знаменитый "Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе". И хотя эти произведения хоть раз читал, наверное, каждый, устоять перед их притягательной силой всё равно невозможно - и то, и другое обязательно захочется перечитать!
Но все-таки в этом сборнике Лескова внимание привлекают прежде всего именно рассказы. Большинство из них широкой публике знакомы далеко не так хорошо, как вышеупомянутые произведения. А в отзывах и рецензиях на книгу некоторые даже назвали эту специфическую подборку рассказов творчеством "другого" Лескова. Однако на самом деле писателя в них узнать очень просто: в рассказах есть и привычная "воздушность" образов, и какая-то едва уловимая, но всегда присутствующая "фирменная" лесковская отрешенность... Если говорить иносказательно - Лесков не "фотографирует" реальность, а как бы пишет ее с натуры. И поэтому может себе позволить не только беспристрастно фиксировать, но и творить. Например - создать царство, которым правит король по имени Доброхот, пытающийся отыскать ответ на вопрос: какой момент в жизни самый важный и ценный. Об этом мы читаем в рассказе "Час воли Божьей" - да это и не рассказ даже, а былина, песня - с особым словесным ритмом и непередаваемой атмосферой.
Вообще, у всех произведений Лескова есть одна замечательная особенность: в них совершенно невозможно предсказать поворот сюжета. И даже "рассказ-страшилка" "Привидение из Инженерного замка" становится гимном великой любви и преданности. Так что можно не сомневаться: книга с простым названием "Николай Лесков. Рассказы. Повести" способна преподнести читателям множество неожиданных открытий!
23 июня. О духовных плодах

В 7-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Да приносим плод Богу».
О духовных плодах — протоиерей Константин Харитонов.
Когда Господь увидел бесплодную смоковницу и проклял её, то этим показал, что так же будет отвергнут всякий человек, не приносящий плод.
Но какой Господь ждёт у нас плод? Плод духовный есть мир, радость, любовь, благотерпение. То есть мы должны стяжать в себе добродетели. Добродетели — это такие внутренние черты характера человека, которые делают его подобным Богу.
Ибо Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом, Богом по благодати. Но для того, чтобы раскрыть в себе это подобие, эту заданность, которая нам дана при сотворении человека, мы должны раскрывать в себе именно эти плоды духовные: любовь, смирение, кротость, воздержание, терпение, милосердие — всё это делает нас не просто добрыми и хорошими.
Это нас уподобляет Богу, это нас возвеличивает и делает нас богами по благодати. Чего и хочет Господь: «Будьте святы, ибо Я свят», — говорит Господь. И мы должны понимать свою великую ответственность.
Конечно, без Бога это невозможно: ни один плод принести, ни что-либо стяжать, ни что-либо совершить. Поэтому нужно призывать Бога на помощь и совершать своё восхождение к Богу, преобразуя себя, созидая себя в плодах духовных.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О сибирских святых

Сегодня 23 июня. Собор святых Тобольской митрополии.
О сибирских святых — протоиерей Игорь Филяновский.
С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии. Она была учреждена в 1620 году как архиепископия, а затем была преобразована в митрополию. Тобольск стал кафедральным городом и духовным центром миссионерского просвещения Сибири. Впоследствии были образованы и другие сибирские епархии.
В самом начале своей истории Тобольская епархия имела в лике святых святого праведника-мученика Василия Мангазейского. В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю сибирскую своими трудами на благо Церкви и Отечества. Среди них митрополиты Тобольские Иоанн Максимович и Филофей, святитель-архиепископ Нектарий, священномученик епископ Тобольский Герман, священномученики-пресвитеры Николай Пятницкий и Петр Карелин и другие исповедники.
В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с подготовкой к празднованию Тысячелетия Крещения Руси было установлено празднование в честь Собора Сибирских Святых, Собора Святых Тобольской Митрополии, которое определено совершать 23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О святых, просиявших на рязанской земле

Сегодня 23 июня. Собор рязанских святых.
О святых, просиявших на рязанской земле — игумен Лука (Степанов).
Список святых земли Рязанской включает в себя 130 подвижников благочестия, разными видами святости прославивших Господа. И благоверные князья, и мученики, и блаженные, и Христа ради юродивые.
Этот список потому столь многочисленный, что и Рязанская земля была велика, включала в себя и нынешние Муромскую, и Тамбовскую, и Подмосковную земли. И теперь границы её сжались, но почитание тех святых, которые некогда именовались рязанскими, остаётся.
Для меня особенно дорога память преподобномученика Филарета Пронского, одного из иеромонахов нашего Пронского монастыря. В дни гонений, в годы лихолетья, он, расположив чудотворный список с иконы Споручницы грешных в храме села Срезнево, там сумел создать целый подпольный монастырь. Предание говорит о 150 монашеских постригах, им совершённых в эти тяжелые времена, предвоенные времена. А сам он закончил свою исповедническую жизнь в 1942 году в одном из кемеровских лагерей.
Все выпуски программы Актуальная тема