Как вы думаете, где можно прочитать о том, как однажды сам король Австрии был замечен потягивающим дешевое пиво в одном из летних кафе, где он запросто чокался полными кружками с простыми венскими сапожниками? На взгляд современного читателя, подобный сюжет - в духе, пожалуй, какого-нибудь издания, пишущего о частной жизни знаменитостей. Но на самом деле этот рассказ - самая что ни на есть классика, и застал кайзера Франца-Иосифа за столь несвойственным монаршей особе занятием не вездесущий папарацци, а... писатель Николай Семенович Лесков! Эту забавную историю он описал в рассказе "Пламенная патриотка". Рассказ вместе с другими его произведениями вошел в сборник, который в издательстве "Дрофа", не мудрствуя лукаво, назвали просто: "Николай Лесков. Рассказы. Повести".
Собственно, повесть в сборнике одна - это известный всем еще со школьной скамьи, незабываемый и колоритный "Очарованный странник". Вошел в книгу и другой "хит" школьной программы по литературе - знаменитый "Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе". И хотя эти произведения хоть раз читал, наверное, каждый, устоять перед их притягательной силой всё равно невозможно - и то, и другое обязательно захочется перечитать!
Но все-таки в этом сборнике Лескова внимание привлекают прежде всего именно рассказы. Большинство из них широкой публике знакомы далеко не так хорошо, как вышеупомянутые произведения. А в отзывах и рецензиях на книгу некоторые даже назвали эту специфическую подборку рассказов творчеством "другого" Лескова. Однако на самом деле писателя в них узнать очень просто: в рассказах есть и привычная "воздушность" образов, и какая-то едва уловимая, но всегда присутствующая "фирменная" лесковская отрешенность... Если говорить иносказательно - Лесков не "фотографирует" реальность, а как бы пишет ее с натуры. И поэтому может себе позволить не только беспристрастно фиксировать, но и творить. Например - создать царство, которым правит король по имени Доброхот, пытающийся отыскать ответ на вопрос: какой момент в жизни самый важный и ценный. Об этом мы читаем в рассказе "Час воли Божьей" - да это и не рассказ даже, а былина, песня - с особым словесным ритмом и непередаваемой атмосферой.
Вообще, у всех произведений Лескова есть одна замечательная особенность: в них совершенно невозможно предсказать поворот сюжета. И даже "рассказ-страшилка" "Привидение из Инженерного замка" становится гимном великой любви и преданности. Так что можно не сомневаться: книга с простым названием "Николай Лесков. Рассказы. Повести" способна преподнести читателям множество неожиданных открытий!
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема