Как-то раз одна знакомая, рассказывая мне о своих литературных предпочтениях, призналась, что любит почитать «что-нибудь прикольное, легкое, и чтобы думать не надо было». Именно на ее книжной полке, тесно заставленной популярными детективами и дамскими романами, я и «откопала» книгу Надежды Смирновой «Сокровища Параскевы Пятницы». Прочитала, и поняла, что по первым двум параметрам она пристрастиям моей знакомой вполне соответствует: и легкая, и «прикольная». Но вот думать – и после прочтения, и во время него – она заставляет, да еще как! А это, действительно, в современной беллетристике встречается нечасто.
В приключенческой повести Надежды Смирновой есть, кажется, все атрибуты ненавязчивого «чтива для домохозяек»: страдающая от одиночества, страстной любви к конфетам и булочкам, а следовательно, и от лишних килограммов, главная героиня – девушка Вера; ее любопытная подруга Лидуся, и, наконец, кот-сладкоежка – весь в хозяйку! – по имени Фунтик.
Но вопреки «законам жанра» героини книги не сплетничают часами по телефону, обсуждая бойфрендов и коллег по работе, не расставляют амурные сети прекрасным незнакомцам и даже не бегают по салонам красоты и тренажерным залам. У них – другая романтика. Они прячут… сокровища!
Богатство в их руки «приплыло» случайно. Упавшая в оборок на улице пожилая соседка просто сунула Вере хозяйственную сумку и попросила поехать в небольшой городок, чтобы кому-то передать ее… Но вот кому – этого-то как раз обессиленная старушка точно сформулировать не смогла. В сумке оказалось – «золото-бриллианты»
Добросовестная Вера и Лидуся в сопровождении Фунтика едут по указанному адресу. Очень скоро они понимают, что у человека, которому это богатство предназначалось, есть конкуренты. Эти типы не стесняются в средствах и способах, чтобы запугать бедных девушек и незаконно завладеть сокровищами. Постепенно всплывает и таинственная история драгоценностей. В ней фигурирует разрушенная церковь, подземный ход, склеп и кладбище…
Забавные похождения двух искательниц приключений не ограничиваются, однако, вопросами богатства земного. Вся ситуация, какой бы комичной она не представлялась, в конце концов, приводит героев, а вместе с ними и читателя к закономерному выводу: не собирайте себе сокровищ на земле. Кстати, именно эти евангельские строки Надежда Смирнова взяла в качестве эпиграфа к своей повести «Сокровища Параскевы Пятницы».
…А моя предпочитающая не размышлять над чтением знакомая призналась, что после этой книги изменила свое отношение к выбору литературы. И заявила, скидывая с полки дешевые детективы, что ведь на самом деле это не мы не хотим думать, - это книги мы часто выбираем такие, что на думы не вдохновляют.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»