Как-то раз одна знакомая, рассказывая мне о своих литературных предпочтениях, призналась, что любит почитать «что-нибудь прикольное, легкое, и чтобы думать не надо было». Именно на ее книжной полке, тесно заставленной популярными детективами и дамскими романами, я и «откопала» книгу Надежды Смирновой «Сокровища Параскевы Пятницы». Прочитала, и поняла, что по первым двум параметрам она пристрастиям моей знакомой вполне соответствует: и легкая, и «прикольная». Но вот думать – и после прочтения, и во время него – она заставляет, да еще как! А это, действительно, в современной беллетристике встречается нечасто.
В приключенческой повести Надежды Смирновой есть, кажется, все атрибуты ненавязчивого «чтива для домохозяек»: страдающая от одиночества, страстной любви к конфетам и булочкам, а следовательно, и от лишних килограммов, главная героиня – девушка Вера; ее любопытная подруга Лидуся, и, наконец, кот-сладкоежка – весь в хозяйку! – по имени Фунтик.
Но вопреки «законам жанра» героини книги не сплетничают часами по телефону, обсуждая бойфрендов и коллег по работе, не расставляют амурные сети прекрасным незнакомцам и даже не бегают по салонам красоты и тренажерным залам. У них – другая романтика. Они прячут… сокровища!
Богатство в их руки «приплыло» случайно. Упавшая в оборок на улице пожилая соседка просто сунула Вере хозяйственную сумку и попросила поехать в небольшой городок, чтобы кому-то передать ее… Но вот кому – этого-то как раз обессиленная старушка точно сформулировать не смогла. В сумке оказалось – «золото-бриллианты»
Добросовестная Вера и Лидуся в сопровождении Фунтика едут по указанному адресу. Очень скоро они понимают, что у человека, которому это богатство предназначалось, есть конкуренты. Эти типы не стесняются в средствах и способах, чтобы запугать бедных девушек и незаконно завладеть сокровищами. Постепенно всплывает и таинственная история драгоценностей. В ней фигурирует разрушенная церковь, подземный ход, склеп и кладбище…
Забавные похождения двух искательниц приключений не ограничиваются, однако, вопросами богатства земного. Вся ситуация, какой бы комичной она не представлялась, в конце концов, приводит героев, а вместе с ними и читателя к закономерному выводу: не собирайте себе сокровищ на земле. Кстати, именно эти евангельские строки Надежда Смирнова взяла в качестве эпиграфа к своей повести «Сокровища Параскевы Пятницы».
…А моя предпочитающая не размышлять над чтением знакомая призналась, что после этой книги изменила свое отношение к выбору литературы. И заявила, скидывая с полки дешевые детективы, что ведь на самом деле это не мы не хотим думать, - это книги мы часто выбираем такие, что на думы не вдохновляют.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











