Когда ученому, писателю и философу Блезу Паскалю едва исполнилось двенадцать, он, в буквальном смысле «играючи», доказал одну из теорем Евклида. Мальчик еще не знал ни одного геометрического термина и просто рисовал «колечки» и «палочки» - для маленького Блеза это было интересной, увлекательной игрой. Но когда ребенок поведал о своих наблюдениях изумленному отцу, образованному и интеллектуальному человеку, тот просто не поверил своим ушам! Этот любопытный факт, и еще множество других, не менее интересных эпизодов из жизни великого французского математика, физика и мыслителя, можно узнать из биографической книги Бориса Тарасова «Паскаль».
«Паскаль» вышел в популярной книжной серии «Жизнь замечательных людей». Автор книги и сам – ученый: доктор филологических наук, профессор, ректор Литературного института имени Горького и лауреат множества литературных премий. Борис Тарасов написал и с успехом опубликовал еще несколько масштабных биографических исследований, но все же чувствуется, что Паскаль для него – особая статья.
Биография Паскаля у Бориса Тарасова – не просто разложенные по полочкам факты и свидетельства. Это еще и занимательнейший экскурс в средневековую Францию, открывающий читателю целый исторический срез той богатой контрастами эпохи, когда придворные титулы были предметом свободной торговли, а на площадях еще вспыхивали костры инквизиции. Атмосфера, в которой гению Паскаля довелось возникнуть и достичь невероятных высот, воссоздана в книге реалистично и достоверно. С ее страниц слышен и грохот карет, проносящихся по булыжной парижской мостовой, и гул голосов, обсуждающих очередную научную проблему на знаменитых семинарах Марсена, которые Блез Паскаль посещал в юности, и скрип шестеренок его знаменитого творения - «суммирующей машины», первого механического прообраза современного компьютера!
А главное – автор дает почувствовать читателю ту мощную духовную силу, которая стояла за всеми великими свершениями Паскаля. Ученый был глубоко верующим христианином, и в конце жизни предпочел отказаться от научных опытов ради уединения и осмысления сути человеческого бытия. Результатом этого стали его философские и литературные размышления, известные нам сегодня как «Мысли о религии и других предметах».
«Только Бог может заполнить вакуум в человеческом сердце», - писал Паскаль. Он был абсолютно уверен в этом и как физик, и как философ. Вера помогла ученому до конца оставаться удивительно цельной в духовном смысле личностью, которую Борис Тарасов великолепно раскрыл современному читателю в своей книге «Паскаль».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема