История знает немало ярких примеров того, как дети, родившиеся в крестьянских семьях, у неграмотных родителей, становились великими писателями, поэтами, учёными. Правда, в большинстве таких случаев родные выступали категорически против малопонятных устремлений свои чад, и если не открыто препятствовали им, то выражали явное неодобрение. Мачеха Ломоносова, например, запрещала Михайле читать, и прятала от молодого человека книги и учебники. Родители Сергея Есенина совершенно не признавали гениальности и славы сына, и при каждой встрече умоляли поэта бросить свои «частушки» и заняться настоящим делом. Писателю Владимиру Солоухину в этом плане повезло гораздо больше: любовь к литературе ему с детства прививала именно мать – простая крестьянка из Владимирской губернии. Сегодня его повести и рассказы с удовольствием читают во всём мире. Самые известные из них вошли в сборник «Камешки на ладони», выпущенный издательством «Детская литература».
Одни и те же произведения Солоухина имеют одинаковый успех и у взрослого, и юного читателя, что, несомненно, свидетельствует о настоящем таланте писателя. Найти универсальный, понятный и простой литературный язык, и остаться при этом мастером слова высокой пробы, удаётся далеко не каждому автору. И хотя Владимира Солоухина традиционно относят к плеяде «деревенщиков», его прозу можно смело назвать аристократичной – она поражает чистотой писательского слога, доброжелательным и уважительным отношением к героям и читателю, и исключительно изысканна в своей простоте.
Но самое удивительное – читая рассказы сборника «Камешки на ладони», отчётливо понимаешь: Владимир Солоухин искренне верит в то, что каждый человек – прекрасен. Даже деревенский пастух Анатолий из рассказа «Немой», бросающий в коров комьями земли, пьющий и не умеющий объясняться без ругательных слов, оказывается ранимым и тонко чувствующим. Он со слезами на глазах слушает, как играет на кларнете приезжий дачник, и, оказывается, всю жизнь мучается от того, что сам не может извлечь из пастушеского рожка ни одной мелодии, хотя в душе звучит прекрасная музыка…
Даже второстепенные персонажи у Солоухина получаются глубокими и запоминающимися. Например, тётя Маша из рассказа «Каравай заварного хлеба» - женщина с нелёгкой судьбой, у которой война отняла единственного сына. Подобные короткие, но яркие штрихи высвечивают практически каждое произведение, и придают им небывалую эмоциональную силу.
Владимир Солоухин - один из тех авторов, кто в советские годы не боялся писать о христианских духовных ценностях, называя вещи своими именами. Но писать не с надрывом, а с любовью, не скорбя, а радуясь. Вложив в свои рассказы весомый смысл, Владимир Солоухин сумел оставить их лёгкими – словно «Камешки на ладони».
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема