Трудно представить, но религиозный мыслитель, православный писатель и публицист Сергей Нилус верующим человеком был не всегда. Родители веру ребёнку не привили, и только к сорока годам, после личной встречи со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским, перевернувшем все его былые представления о жизни, Нилус стал по-настоящему православным христианином. А вскоре проснулась и тяга к творчеству. В тысяча девятьсот восьмом году из-под его пера появилась на свет книга «Сила Божия и немощь человеческая». С тех пор она неоднократно и с успехом переиздавалась. Недавно - в составе сборника и с подзаголовком «Записки игумена Феодосия и другие повести».
Жизнеописание игумена Феодосия (Попова), благочестивого монаха из Оптиной Пустыни, Сергей Нилус написал, основываясь на монастырском архивном материале. И всё же, специалисты осторожно относят это произведение не к документальной, а к художественной литературе. Хотя, написанные от первого лица, записки игумена настолько жИвы и колоритны, что если автор и прибавил что-то от себя или приукрасил, то, кажется, совсем немного. Яркий образ бабушки будущего монаха, ходившей пешком на богомолье в Киев; брат, вслух читавший по вечерам в кругу семьи Загоскина, Пушкина и Гоголя; знакомство героя с преподобным старцем Амвросием Оптинским – всё это передано удивительным языком. На первый взгляд, вроде бы, по-деревенски простонародным, когда вместо «того берега» говорят «тот бок», но в то же время таким чистым, журчащим, словно родник, что поневоле любуешься каждым словом. Так что если Сергей Нилус и прибегнул здесь к некой стилизации, остается только восхититься его художественным талантом.
В сборнике «Сила Божия и немощь человеческая» можно встретить и другие любопытные документы, найденные автором в архивах – свидетельства о чудесах, явленных великими святыми простым людям. Например, есть здесь письмо, в котором некто повествует об исцелении болящей девицы преподобным Митрофаном Воронежским, явившимся ей в видЕнии. Нилус не даёт оценки этого письма, как и всех остальных свидетельств, с точки зрения достоверности, но даже если это – полёт чьей-то фантазии, то надо отдать должное – исполненный весьма благочестивых намерений, и поэтому полезный уму, а главное – душе.
Оптинская Пасха тысяча девятьсот шестого года нашла отражение в трогательном рассказе «Христос Воскресе», мудрые поучения святителя Димитрия Ростовского – в «Повести о пятичисленных молитвах». А искренняя вера самого автора, Сергея Нилуса, которую он с любовью передаёт читателям – в его книге «Сила Божия и немощи человеческие».
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.