Слова «Пасха» и «праздник» в сознании русского человека настолько тесно связаны между собой, что их вполне можно было бы назвать синонимами. Ведь именно на Пасху как никогда остро ощущается, что подлинный праздник – это не всегда обильное застолье с танцами до упаду. Иногда это - тихая радость, возникающая где-то в глубине души сама по себе, без помощи горячительных напитков и прочих «вспомогательных средств». Этой радостью словно наполнен сам воздух, ею пронизаны солнечные лучи, она слышится даже в щебетании птиц… Словом, такое бывает только на Пасху - великий и таинственный Праздник праздников. Может быть, именно поэтому почти у всех знаменитых русских писателей есть произведения, так или иначе связанные с этим необыкновенным днем. Идея собрать их под одной обложкой пришла в голову издателям из «Олма Медиа Групп». Так на свет появилась книга «Пасхальные рассказы».
Оглавление впечатляет: оказывается, Пасхальная тема есть и в творчестве Федора Сологуба, и Марины Цветаевой, и Аркадия Авреченко… Не говоря уже о Гоголе, Куприне и Чехове. В общем, компания подобралась более чем достойная!
Тон задаёт, конечно, Гоголь. Отрывок под названием «Светлое Воскресение», взятый из большого произведения писателя «Выбранные места из переписки с друзьями», возможно, неожиданно прямолинеен, зато искренен и справедлив. Гоголь ужасается тому, до чего докатились люди в девятнадцатом веке, и задаётся вопросом, можно ли вообще при таком всеобщем очерствении душ почувствовать Свет праздника Христова Воскресения.
А вслед за великим классиком, на эту же тему размышляют и другие авторы сборника «Пасхальные рассказы», но уже в иной - художественной, и даже юмористической манере. Аркадий Аверченко в рассказе «Дилетанты» рисует курьёзную и комичную ситуацию со швейцаром в гостинице, которого молодая пара, не знакомая с правилами поведения в обществе и растроганная его визитом с поздравлениями, приглашает за свой пасхальный стол. Швейцар же, подвыпив на дармовщинку, раскрывает секрет: то, что юные супруги приняли за искренний жест, для него – лишь способ «стрясти» с постояльцев копейку-другую - «за вежливость».
Словом, Пасха с её неповторимой атмосферой, как рентгеновский луч, высвечивает человеческие души. Но даже если у некоторых героев этих рассказов и обнаруживаются тёмные пятна, это ещё не значит, что они обречены. Свет Праздника исцеляет порой даже безнадёжных. Все авторы сборника «Пасхальные рассказы» в один голос подтверждают это.
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия








