Слова «Пасха» и «праздник» в сознании русского человека настолько тесно связаны между собой, что их вполне можно было бы назвать синонимами. Ведь именно на Пасху как никогда остро ощущается, что подлинный праздник – это не всегда обильное застолье с танцами до упаду. Иногда это - тихая радость, возникающая где-то в глубине души сама по себе, без помощи горячительных напитков и прочих «вспомогательных средств». Этой радостью словно наполнен сам воздух, ею пронизаны солнечные лучи, она слышится даже в щебетании птиц… Словом, такое бывает только на Пасху - великий и таинственный Праздник праздников. Может быть, именно поэтому почти у всех знаменитых русских писателей есть произведения, так или иначе связанные с этим необыкновенным днем. Идея собрать их под одной обложкой пришла в голову издателям из «Олма Медиа Групп». Так на свет появилась книга «Пасхальные рассказы».
Оглавление впечатляет: оказывается, Пасхальная тема есть и в творчестве Федора Сологуба, и Марины Цветаевой, и Аркадия Авреченко… Не говоря уже о Гоголе, Куприне и Чехове. В общем, компания подобралась более чем достойная!
Тон задаёт, конечно, Гоголь. Отрывок под названием «Светлое Воскресение», взятый из большого произведения писателя «Выбранные места из переписки с друзьями», возможно, неожиданно прямолинеен, зато искренен и справедлив. Гоголь ужасается тому, до чего докатились люди в девятнадцатом веке, и задаётся вопросом, можно ли вообще при таком всеобщем очерствении душ почувствовать Свет праздника Христова Воскресения.
А вслед за великим классиком, на эту же тему размышляют и другие авторы сборника «Пасхальные рассказы», но уже в иной - художественной, и даже юмористической манере. Аркадий Аверченко в рассказе «Дилетанты» рисует курьёзную и комичную ситуацию со швейцаром в гостинице, которого молодая пара, не знакомая с правилами поведения в обществе и растроганная его визитом с поздравлениями, приглашает за свой пасхальный стол. Швейцар же, подвыпив на дармовщинку, раскрывает секрет: то, что юные супруги приняли за искренний жест, для него – лишь способ «стрясти» с постояльцев копейку-другую - «за вежливость».
Словом, Пасха с её неповторимой атмосферой, как рентгеновский луч, высвечивает человеческие души. Но даже если у некоторых героев этих рассказов и обнаруживаются тёмные пятна, это ещё не значит, что они обречены. Свет Праздника исцеляет порой даже безнадёжных. Все авторы сборника «Пасхальные рассказы» в один голос подтверждают это.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.