Ольга Рожнёва в одном из интервью заметила, что не обладает каким-то особенным творческим воображением, не умеет с помощью художественного слова «создавать миры», а за прозу садится лишь тогда, когда какая-нибудь реальная история затронет её настолько, что непременно захочется поделиться ею с другими. Однако те, кому довелось познакомиться с творчеством Ольги, наверняка скажут, что автор сильно поскромничала. Ее произведения действительно основаны на реальных событиях, но это не мешает им быть вселенной – такой, где всегда найдется место чуду, а добро обязательно победит. Как раз из таких рассказов и составлен сборник «Дороги нашей жизни». В одном автор, несомненно, права: вселенная ее прозы существует не где-то там, в ином параллельном измерении. Напротив, именно в ней живем и мы с вами. Просто, может быть, смотрим вокруг не так внимательно, как это делает писательница. И удивляемся, когда вдруг понимаем, что самые обыденные, бытовые ситуации можно осмыслить с очень глубокой точки зрения. К примеру, Вера, недовольная своим супругом героиня рассказа «Сорок минут», поняла это, когда, повздорив с мужем из-за пустяка, демонстративно удалилась в ванну, и лежа в теплой водичке, сорок минут размышляла о том, хороший у нее муж или плохой. Склонившись, наконец, в своей дилемме к положительному варианту, она решила милостиво простить мужа. Но выйдя из ванны, обнаружила его, лежащим без дыхания: сердечный приступ. «Если бы вы на сорок минут пораньше нас вызвали…» - развел рукам врач «скорой». А потом Вера… проснулась. Увидела мирно спящего рядом мужа. Но с тех пор ее отношение к таким, якобы самым обычным семейным ссорам, стало совсем другим… Конечно, здесь есть доля фантастики. Но и рассказов, где все реально до мелочей, в сборнике Ольги Рожнёвой «Дороги нашей жизни» тоже сколько угодно. Написаны они ярко, трогательно, и всерьез задевают за живое: история чуткого, ранимого мальчика, которому родные мать с отцом дали обидную кличку «Лёшка-тюфяк; рассказ «Поездка к отцу» - о девочке, оказавшейся при живой матери в положении, худшем, чем сиротское… К счастью, у всех историй счастливый финал: вот, когда действительно хочется верить словам автора о том, что придумывать она не умеет! Есть в книге и увлекательные эпизоды из жизни монахов Оптиной Пустыни, где автор часто бывает и подолгу гостит, и даже рассказ о благочестивом коте. Такими вот разными – порой трагичными, порой забавными, но всегда ведущими к свету и добру – видит Ольга Рожнёва «Дороги нашей жизни».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема