Леонид Жаботинский — один из самых известных тяжелоатлетов мира. Многолетний труд и упорство лежали в основе всех завоёванных титулов. Но всё же главным достижением Леонид Иванович считал свою семью, которая всегда была ему надёжным тылом. И, конечно, любимую супругу Раечку, с ней он прожил более полувека.
С раннего детства Лёня Жаботинский хотел стать спортсменом. Воля к победе и ежедневные тренировки не прошли для юноши даром. И уже в 19 лет в 1957 году он впервые принял участие в чемпионате Украины.
Однажды в конце 50-ых годов его отправили на Всеукраинскую спартакиаду в Запорожье. Именно там Леонид встретил свою судьбу. Вот как он вспоминал в одном из интервью о первой встрече с супругой: «Соревнования я выиграл, настроение было отличное! Поэтому вечером предложил товарищу сходить на концерт знаменитых артистов. Билетов, естественно, не было. Но мы упросили администратора, и нам принесли два стула. В зале я свою Раечку и заприметил. Сидела по соседству...»
Молодые люди разговорились и на следующий день встретились снова. Долго гуляли и никак не могли расстаться. Но Леониду нужно было возвращаться домой в Харьков. Вскоре молодые люди начали переписываться. Писем от милой Раечки Лёня ждал с нетерпением. А через несколько время понял, что с этой девушкой он готов провести всю жизнь. Мигом собрался и поехал к ней в Запорожье. Раиса приняла предложение Леонида, и в июне 1961 молодые люди поженились.
После свадьбы молодожёны остались жить в родном городе Раисы. Через год в семье случилось сразу два очень важных события: рождение первенца Руслана и мировой рекорд Леонида.
Леонид Иванович очень много тренировался и постоянно участвовал в различных соревнованиях по всему миру. Раиса относилась к этому с пониманием, но очень скучала по мужу. И с нетерпение ждала его возвращения.
В 1968 году атлет перенёс сложнейшую операцию на почках, и врачи запретили ему заниматься спортом. Леониду сложно было принять новые жизненные обстоятельства. И только домашняя обстановка и забота любимой супруги спасли спортсмена от тяжёлой депрессии.
В конце 60-ых годов семья вновь выросла, появился сын Вилен. Леонид был счастлив, ведь оба мальчугана росли на его глазах. Со старшим Русланом они часами могли ремонтировать старенькую Волгу, а младший Вилен в это время внимательно изучал игрушечный самосвал.
Любовь самых близких людей буквально исцелила Леонида Ивановича, и в 1973 году он с триумфом вернулся в большой спорт. На протяжении нескольких лет тяжелоатлет неоднократно вносил поправки в таблицу мировых рекордов.
В 2014 году Руслан, старший сын Леонида, написал книгу о любимом отце. В одной из глав есть такие строки: «Наша семья всегда держалась на добрых и крепких взаимоотношениях родителей. Мама посвятила папе всю жизнь, постоянно заботилась о его благополучии. Она говорит, что 50 процентов папиного олимпийского "золота", по праву принадлежат ей, потому что, когда папа отстаивал чемпионские титулы, мама хранила семейный очаг».
Леонида Жаботинского не стало в январе 2016 года. Во время отпевания настоятель Покровского собора города Запорожья архиепископ Лука сказал, что Леонид Иванович был удивительно светлым человеком. И он навсегда останется в наших сердцах, как талантливый спортсмен, преданный друг, замечательный муж и заботливый отец.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 300 зач. (от полу́), I, 5 - II, 1.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый народ в истории выстраивал отношения с Богом по-своему. Это, естественно, оказывало влияние на историю, культуру и мировоззрение людей. Но означает ли это, что, рождаясь в одном народе, человек оказывается ближе к спасению, тогда как рождаясь в другом, дальше от него? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу. Давайте его послушаем.
Глава 1.
5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
12 Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».
13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
Многим людям, к какому бы народу они себя ни относили, свойственна одна и та же черта. Они готовы критиковать те или иные черты своих соплеменников, готовы признавать исторические ошибки и сложности характера... Но всё это делать только тогда, когда они сами об этом говорят, когда критикуют своё, родное. Когда критикой занимается кто-то другой, они спорят и защищают своих, даже если внутренне понимают правоту говорящего. Думаю, причина такого поведения в том, что когда человек позволяет себе критиковать своё, он знает, что несмотря на критику, любит то, о чём говорит. В критике со стороны он чувствует подвох, враждебность и отсутствие любви, почему и не хочет с ней соглашаться.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел наставляет своего ученика Тита управлять вверенной ему Критской церковью. Причём часть инструкций апостола современного человека может смутить. Одно дело рассказывать, какими должны быть епископы, священники, диаконы и совсем другое — подробно описывать нелицеприятные черты жителей Крита. Понимая всю сложность такой критики, апостол цитирует слова местного критского прорицателя, который не скупился в выражениях, говоря о своих соплеменниках. Для апостола было важно, чтобы Тит понимал, что ему придётся иметь дело с людьми привыкшим к распрям и праздности. Но для нас важно другое: говоря всё это, апостол стремился к их спасению. Он проповедовал на Крите и основал там Церковь, которая в истории прославилась множеством святых. Задумываясь о параллелях, мы можем вспомнить, что Нестор-летописец тоже находит в жизни славян, о которых говорит, нелицеприятные черты. Однако и они в итоге стали христианами, и славянские Церкви явили удивительные примеры святости. У любого народа, как и любого человека, есть своеобразные, характерные для него черты. Однако принимая евангельскую весть, люди оказываются способны к подлинным переменам в своей жизни.
Легче ли нам, наследникам тысячелетней христианской культуры, прийти к спасению, чем тем, кто узнал Христа недавно. Отчасти да, потому что некоторые нравственные или вероучительные вещи буквально вшиты в культуру. Но это же может и помешать, ведь многим кажется, что они и так всё знают. В свою очередь те, кто только приходят к вере, многого не понимают, зато они с трепетом стремятся к знанию и новому опыту.
Так или иначе, за столетия в истории критян, как и в истории славян, многое изменилось, и жизнь этих народов была просвещена светом Евангелия. С благодарностью задумываясь об их выборе, будем помнить, что, по словам Спасителя, кому много дано, с того много и спросится.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы рая и ада». Священник Александр Сатомский
В этой программе вместе с настоятелем Богоявленского храма в Ярославле священником Александром Сатомским мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Расторжение брака» и говорили о том, какие практические моменты в духовной жизни христианина скрываются за аллегорическими образами ада и рая в этом произведении.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианское отношение к новогодним праздникам». Протоиерей Павел Великанов
У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
В первый день года мы говорили о христианском отношении к новогодним праздникам, подведению итогов и планам на будущее.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер