
Фото: Milada Vigerova/Unsplash

Помещица Лариса Васильевна Тиммерман была первым в Азове меценатом в области медицины и женского образования. Сегодня, к сожалению, никто не знает, как выглядела Лариса Тиммерман — не сохранилось ни одного её портрета, ни одного фотоснимка. А сто лет назад Ларису Васильевну в Азове знал практически каждый старик и каждый ребёнок.
Она родилась в Приазовье, в поместье Павловка Ростовского уезда. Когда умер отец, сама стала управлять огромным имением. Хозяйкой была строгой и требовательной, но крепостных своих любила, и крестьяне искренне уважали барыню-благодетельницу.
Лариса Васильевна рано осталась вдовой. По смерти супруга она распродала свои земли и перебралась в Азов, где купила усадьбу. Но наслаждаться одна новым поместьем не захотела. В 1901-ом году Тиммерман обратилась к городским властям с просьбой принять от неё эту усадьбу в дар с условием, что в ней откроют больницу, богадельню и лечебницу. Лариса Васильевна, у которой было слабое здоровье, но имелись средства на лекарства и докторов, всей душой сочувствовала тем, кто не мог позволить себе дорогостоящее лечение. Тиммерман захотела помочь беднякам и открыть для них хорошие медицинские заведения.
Город дар помещицы принял. Спустя два года в Азове открылась больница на двадцать кроватей, из которых пять носили имя благотворительницы и содержались на её деньги. Лариса Васильевна ежегодно вносила на эти цели 17 с половиной тысяч рублей. В двух залах барского дома она оборудовала операционную и перевязочную. Богадельню на 18 человек разместила в подвальном этаже. А лечебницу открыла в одной из пристроек. Мама Ларисы Васильевны завещала дочери небольшой капитал. Проценты с него Тиммерман раздавала бедным горожанам каждое Рождество.
Большую часть своих личных сбережений она тоже отдала на благие дела. Построила женское приходское училище и женскую гимназию. Материально поддерживала учениц, чьи родители не могли вносить плату за учение дочерей. В Азове говорили, что Лариса Васильевна, у которой не было родных детей, всю свою нерастраченную материнскую нежность перенесла на чужих, и почтительно называли Тиммерман «матерью-жертвовательницей».
Долгое время Лариса Васильевна серьёзно болела. Но заботясь о других, о своём здоровье она думала мало. В 1905-ом году Тиммерман разбил паралич. Благотворительница скончалась в возрасте 66-ти лет. Проститься с ней пришёл весь Азов. Спустя четыре года, исполняя последнюю волю Ларисы Васильевны, в городе построили женское епархиальное училище. Так что щедрые дары Тиммерман продолжали «работать» и после её смерти, помогая тем, кто не имел возможности себя учить, лечить, содержать.
А вот память о благотворительнице, как ни странно, быстро стёрлась. В 1912-ом году в газете «Голос Приазовья» появилась заметка, автор которой призывал власти обратить внимание на запущенную могилу Ларисы Васильевны: «Сиротливо, без креста и без памятника стоит могила щедрой жертвенницы. Великолепная гимназия, больница, громадный капитал и бескрестная заброшенная могила... О люди! Неужели вы можете спокойно взирать на это? Спокойно лечиться в подаренной больнице, спокойно учить детей в гимназии, когда прах благородного человека не отмечен даже самым обыкновенным знаком христианства — крестом?». Автор статьи подписался псевдонимом Набат. Его отчаянный призыв был услышан и на могиле Ларисы Тиммерман в ограде Успенской церкви установили памятник — красивый, величественный крест, высотой в два с половиной метра. А одну из улиц Азова переименовали в Тиммермановскую.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











