
Фото: Milada Vigerova/Unsplash

Помещица Лариса Васильевна Тиммерман была первым в Азове меценатом в области медицины и женского образования. Сегодня, к сожалению, никто не знает, как выглядела Лариса Тиммерман — не сохранилось ни одного её портрета, ни одного фотоснимка. А сто лет назад Ларису Васильевну в Азове знал практически каждый старик и каждый ребёнок.
Она родилась в Приазовье, в поместье Павловка Ростовского уезда. Когда умер отец, сама стала управлять огромным имением. Хозяйкой была строгой и требовательной, но крепостных своих любила, и крестьяне искренне уважали барыню-благодетельницу.
Лариса Васильевна рано осталась вдовой. По смерти супруга она распродала свои земли и перебралась в Азов, где купила усадьбу. Но наслаждаться одна новым поместьем не захотела. В 1901-ом году Тиммерман обратилась к городским властям с просьбой принять от неё эту усадьбу в дар с условием, что в ней откроют больницу, богадельню и лечебницу. Лариса Васильевна, у которой было слабое здоровье, но имелись средства на лекарства и докторов, всей душой сочувствовала тем, кто не мог позволить себе дорогостоящее лечение. Тиммерман захотела помочь беднякам и открыть для них хорошие медицинские заведения.
Город дар помещицы принял. Спустя два года в Азове открылась больница на двадцать кроватей, из которых пять носили имя благотворительницы и содержались на её деньги. Лариса Васильевна ежегодно вносила на эти цели 17 с половиной тысяч рублей. В двух залах барского дома она оборудовала операционную и перевязочную. Богадельню на 18 человек разместила в подвальном этаже. А лечебницу открыла в одной из пристроек. Мама Ларисы Васильевны завещала дочери небольшой капитал. Проценты с него Тиммерман раздавала бедным горожанам каждое Рождество.
Большую часть своих личных сбережений она тоже отдала на благие дела. Построила женское приходское училище и женскую гимназию. Материально поддерживала учениц, чьи родители не могли вносить плату за учение дочерей. В Азове говорили, что Лариса Васильевна, у которой не было родных детей, всю свою нерастраченную материнскую нежность перенесла на чужих, и почтительно называли Тиммерман «матерью-жертвовательницей».
Долгое время Лариса Васильевна серьёзно болела. Но заботясь о других, о своём здоровье она думала мало. В 1905-ом году Тиммерман разбил паралич. Благотворительница скончалась в возрасте 66-ти лет. Проститься с ней пришёл весь Азов. Спустя четыре года, исполняя последнюю волю Ларисы Васильевны, в городе построили женское епархиальное училище. Так что щедрые дары Тиммерман продолжали «работать» и после её смерти, помогая тем, кто не имел возможности себя учить, лечить, содержать.
А вот память о благотворительнице, как ни странно, быстро стёрлась. В 1912-ом году в газете «Голос Приазовья» появилась заметка, автор которой призывал власти обратить внимание на запущенную могилу Ларисы Васильевны: «Сиротливо, без креста и без памятника стоит могила щедрой жертвенницы. Великолепная гимназия, больница, громадный капитал и бескрестная заброшенная могила... О люди! Неужели вы можете спокойно взирать на это? Спокойно лечиться в подаренной больнице, спокойно учить детей в гимназии, когда прах благородного человека не отмечен даже самым обыкновенным знаком христианства — крестом?». Автор статьи подписался псевдонимом Набат. Его отчаянный призыв был услышан и на могиле Ларисы Тиммерман в ограде Успенской церкви установили памятник — красивый, величественный крест, высотой в два с половиной метра. А одну из улиц Азова переименовали в Тиммермановскую.
«Преодоление зависимостей». Протоиерей Максим Плетнев

У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Разговор шел о том, как в жизнь человека проникают различные зависимости, как это влияет на него его близких, и как вера и обращение к Богу помогают на пути преодоления страстей и в борьбе с ними.
Все выпуски программы Светлый вечер
Антон Чехов «Дуэль»: «Деточкой будьте...»

Фото: PxHere
«Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное», — говорит Христос. Одно из самых ярких детских свойств — это умение «не мыслить зла». Дети не способны разглядеть подлость, они до последнего не верят в предательство. И порой этим своим чистым, светлым умением они спасают многих.
Антон Чехов в повести «Дуэль» иллюстрирует именно это качество ребёнка — незлобие — причём ребёнка взрослого, дьякона двадцати двух лет. Кратко напомню сюжет повести. Два непримиримых врага решили стреляться. И вот, секунданты на месте, пистолеты заряжены, дуэлянты начинают сходиться. При этом один из них — зоолог фон Корен — и стреляет превосходно, и щадить врага не намерен, следовательно, трагедия неизбежна, убийство главного героя, Лаевского, неминуемо.
Лаевский, сделав наугад бесполезный выстрел, замирает, глядя в направленное на него дуло пистолета, замирает, кажется, весь мир... и тут приходит спасение. Спасает Лаевского крик дьякона, милого, доброго, полноватого, немного наивного, чуточку смешного человека. Услыхав о дуэли, он решил одним глазком на неё взглянуть, видимо, понятия не имея, что дуэль будет не понарошку, а всерьёз. И, увидев, что фон Корен реально хочет убить Лаевского, дьякон истошно кричит: «Он его убьёт!!» И столько детского ужаса и неприятия в этом крике, что все окружающие, словно по щелчку, вдруг приходят в себя, вывихнутый мир встаёт на своё место хотя бы в отдельно взятой точке.
Произошло чудо: дуэль была прекращена, оба героя, Лаевский и фон Корен, спасены — один от смерти, другой — от смертного греха.
Чтобы подобное чудо было возможно и в нашей жизни, нужно иметь кроткое, незлобивое, как у ребёнка, сердце. И тогда, может быть, мир вокруг нас тоже потихоньку будет вставать на место?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема