Ноябрьским вечером тысяча восемьсот восьмидесятого года в доме самарских купцов Курлиных закончился ужин, и хозяин, Константин Иванович, отправился к себе в кабинет просматривать вечерние газеты. Его жена, Варвара Акимовна, устроилась в гостиной с книгой. Однако чтение не шло. Отрываясь от страниц, женщина то и дело погружалась в собственные мысли, которые тоже уже стали для неё привычным делом. Варвара Курлина думала о том, какое счастье — иметь детей. И как грустно, что Бог не наградил их с мужем этой радостью.
Внезапно Варвара Акимовна совершенно отчётливо услышала за окном крик младенца. Женщина вздрогнула, решив, что ей почудилось. Но громкий плач вскоре повторился, и на этот раз до слуха Курлиной донеслись два голоса. Из своего кабинета спустился Константин Иванович. «Ты слышишь, Варя?!» — взволнованно спросил он жену. Она кивнула, и супруги, не сговариваясь, поспешили к выходу. В дом ворвался холодный воздух ноябрьских сумерек; на крыльце, отчаянно голося, лежали два маленьких копошащихся свёртка!
Так в семье Курлиных появились двое сыновей — Миша и Коля. А через пять лет история повторилась! В тысяча восемьсот восемьдесят пятом году к порогу курлинского особняка подкинули девочку, которую Варвара Акимовна и Константин Иванович тоже без раздумий взяли к себе. «Услышал Господь наши молитвы!» — радовались супруги.
Те, кто оставил маленьких подкидышей у крыльца дома Курлиных, наверняка знали, что известные самарские купцы не только богаты, но и милосердны. В городе они были известны как щедрые покровители бедных и в особенности — сирот. Варвара Акимовна на протяжении многих лет помогала Мариинскому детскому приюту и Николаевскому сиротскому дому. Константин Иванович, часто по делам бывавший в столице, состоял попечителем Санкт-Петербургского приюта принца Ольденбургского. Забота о детях, лишённых родительской опеки, была важной частью жизни супругов. Неудивительно, что подкидышей они восприняли как дар Божий и считали своими.
Щедрость и милосердие были отличительной чертой многих Курлиных. Родной брат Константина Ивановича, Георгий, одержал на собственные средства Общественную богадельню и финансировал городское училище. Был бессменным старостой Успенской церкви, постоянно жертвуя крупные суммы на нужды прихода. При этом Георгий Иванович не забывал и о других городских храмах. В строительство Воскресенского кафедрального собора он вложил пять тысяч рублей; в тысяча восемьсот девяностом году за собственный счёт изготовил позолоченный крест для купола часовни святителя Алексия, митрополита Московского. Через год, в сентябре тысяча восемьсот девяносто первого, Георгий Курлин приобрёл большой двухэтажный особняк с садом на улице Преображенской, провёл в здании капитальный ремонт и устроил в нём училище-приют для слепых детей.
Супруга Георгия, Мария Захаровна, в тысяча восемьсот девяносто пятом году пожертвовала самарскому Обществу поощрения образования тринадцать тысяч рублей, на которые были учреждены стипендии для бедных учащихся и неимущих студентов.
Доброе сердце родителей унаследовал сын Георгия Ивановича и Марии Захаровны — Александр. Он взял опеку над городскими детскими приютами, которым помогал и деньгами, а кроме того, как человек, имеющий авторитет и влияние, способствовал в решении разного рода хозяйственных проблем. Будучи членом губернского Попечительства о тюрьмах, Александр Курлин немало делал для улучшения содержания узников, в частности обеспечивал за собственный счёт регулярную поставку провизии в самарские тюрьмы.
Октябрьская революция разбросала некогда сплочённую династию Курлиных по всему земному шару. Потомков их сегодня можно отыскать в Соединённых Штатах Америки, в Англии и даже в Австралии. А в Самаре трепетно хранят память о людях, умевших жить не только для себя, но и ради других. В тысяча девятьсот девяносто пятом году в сохранившемся до наших дней доме одного из представителей этого славного рода был открыт музей-усадьба Курлиных.
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О проповеди и хранении благой вести
В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания».
О проповеди и хранении благой вести — священник Родион Петриков.
Когда апостол Павел свидетельствует о том, что именно делает его проповедь сильной, он говорит так «Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». Апостол убежден, что слово проповедника должно прежде всего опираться на веру в исполнении духом святым, на помощь Божию, на силу, подаваемую свыше. Ведь если служитель слова будет полагать свой успех только в своих человеческих усилиях, в риторических приемах, в литературных эффектах, то речь его будет словно «медь звенящая» или «кимвал звучащий», если использовать сравнение самого же Павла. Яркая подача может быть просто завесой, скрывающей отсутствие духа истины. Красноречивая проповедь, лишенная благодатного внутреннего содержания — это пустословие души, которое не способно открыть правду и не способно наполнить светом. Духовные нужды тут не найдут своего ответа, а сердце слушателей останется без утешения. Если у проповедника нет нелицемерной веры, доброй совести, то слово его будет малодейственным, потому что уходит сила Божия. И все, что говорится таким человеком, Павел и называет одним словом — пустословие. А чтобы проповедь не оказалась пустословием, она должна быть сказана, как писал Иоанн Богослов, не словом или языком, но делом и истинно. А истина не столько доказуется, сколько показуется. И именно поэтому наша главная проповедь, конечно, звучит не с амвона храма, а именно тогда, когда мы сходим с амвона и выходим в саму жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема