«Культура и церковная жизнь». Иеромонах Давид (Кургузов), Ольга Вечканова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Культура и церковная жизнь». Иеромонах Давид (Кургузов), Ольга Вечканова

* Поделиться

У нас в гостях были руководитель отдела культуры Сызраньской епархии, руководитель камерного хора «AVES» Ольга Вечканова и насельник Вознесенского мужского монастыря в городе Сызрань, благочинный храмов города Сызрань иеромонах Давид (Кургузов).

Мы говорили о том, как творчество объединяет людей, как деятельность православного хора знакомит слушателей с христианскими ценностями и как связаны культура и церковная жизнь.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин:

— Друзья, здравствуйте, это «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать. И с удовольствием представляю наших гостей — ближайший час, эту часть «Светлого вечера» здесь, в нашей студии уже, надеюсь, хорошо знакомый нашим постоянным слушателям отец Давид (Кургузов), иеромонах, благочинный Вознесенского мужского монастыря Сызрани и благочинный храмов города Сызрани. Добрый вечер.

Иерей Давид:

— Добрый вечер.

А. Пичугин:

— И с нами Ольга Вечканова, руководитель отдела культуры Сызранской епархии и руководитель камерного хора «AVES». Добрый вечер.

О. Вечканова:

— Добрый вечер.

А. Пичугин:

— Мы здесь вот как: прямо с берегов Волги к нам на берега Москвы-реки прибыли гости, ура! Мы про Сызрань, про Вознесенский монастырь с отцом Давидом говорили, сегодня мы поговорим про то, что происходит в Сызранской епархии с точки зрения всяких культурных мероприятий. Конечно, поговорим про хор «AVES». Потому что если зайти на сайт, то мы увидим, что хор «AVES», он достаточно большой и, я так понимаю, у него история немалая. Ольга.

О. Вечканова:

— Да, хор у нас достаточно интересный и существует он уже пять лет. Все началось с того, что, когда я с семьей переехала в Сызранскую епархию, по приглашению владыки Фомы (Мосолова), который был архиереем два года на Сызранской земле, мне очень захотелось создать хор в Сызрани епархиальный. И так как в Сызрани в окрестностях живут наши друзья, с которыми мы учились в Самарской духовной семинарии, мы собрались сначала небольшим составом, стали разучивать какие-то интересные песни, произведения, съездили на фестиваль в Самару, на хоровой фестиваль, и, собственно говоря, вот с этого и начался наш хор. Изначально так было и продолжается, слава Богу, я могу сказать, что наш хор — это хор друзей.

А. Пичугин:

— Это здорово всегда. Ну можно чуть подробней о том, как вы собирались. Хор друзей — и это же все же люди должны быть не чуждые музыке, не чуждые нотам, не чуждые — вот тут опять же, что вы исполняете, — не чуждые традиции.

О. Вечканова:

— Да. Ну опять же повторюсь, так как и батюшки, которые участвуют в нашем хоре, и жены — регента, певчие, на данный момент у нас есть студенты музыкального колледжа, — то есть понятно, что люди, в принципе, музыкальные и достаточно любят хоровое пение, чтобы несмотря ни на что уделять время и репетициям, и концертной деятельности. Ну да, в составе хора музыканты, любители, немного профессионалов, и вот таким вот образом мы творим красоту.

Иерей Давид:

— Ну простите, я вмешаюсь в беседу...

А. Пичугин:

— Да, да.

Иерей Давид:

— Матушка, я думаю, тебе нужно рассказать, откуда растут ноги и откуда вы дружите, мы дружим.

А. Пичугин:

— Да, слушайте, это вам, наверное, отец Давид, надо рассказать, откуда вы дружите.

Иерей Давид:

— Просто матушка стесняется рассказать, что в Самаре существует очень довольно ну не древняя, а давняя — с середины 90-х, — культура хорового пения.

А. Пичугин:

— Простите, отец Давид, давайте поясним нашим слушателям, которые далеки от берегов Волги, что Самара, Сызрань, Тольятти — это все такая большая агломерация. Если Сызрань с Самарой разделены Волгой, то Тольятти просто чуть поодаль. Там аэропорт Курумоч рядом, который там что до Тольятти, что до Самары, что до Тольятти примерно одинаково. А между Сызранью и Самарой именно Волга. Так, правильно?

Иерей Давид:

— Совершенно верно. И при этом надо понимать, что до 2013 года, пока от Самарской епархии не отделили сначала Отрадненскую, а потом Кинельскую епархию, вся Самарская область был одна епархия, и был один правящий архиерей, владыка Сергий — тогда архиепископ, сейчас митрополит. И поэтому все студенты Самарской духовной семинарии, после ее окончания они могли поехать служить, например, как наш друг и участник хора, протоирей Леонид Коркодинов со своей матушкой Инессой, участники хора — он, кстати, отец Леонид Коркодинов был на Радио ВЕРА, он детский писатель и бард, вообще большой молодец, наш большой друг. Он служит в селе Усолье, которые находится под Сызранью, с одной стороны Жигулевского водохранилища, от Жигулевского моря так называемого, и от Самары это как бы четыре часа езды, но тем не менее...

А. Пичугин:

— Но тут надо сказать, что и от Самары до Сызрани тоже не очень близко, если на машине, поскольку мостов в обозримой перспективе там нет. Там в Тольятти, между Тольятти и Самарой есть мост...

О. Вечканова:

— Ну пытаются строить сейчас что-то.

А. Пичугин:

— Так что, в общем...

Иерей Давид:

— Географически это такая была одна семья, она сейчас поделена на пять епархий, а тогда были все вместе. И вот, матушка Ольга, расскажи, кто у нас участники хора, чтобы мы понимали, как это все зарождалось. Расскажи, как ты стала петь вообще.

О. Вечканова:

— Ну хорошо, давайте так, такая прямо небольшая...

А. Пичугин:

— И откуда вы в Сызрань переехали.

О. Вечканова:

— Хорошо. С 14 лет я в храме, пришла в церковь по завещанию своей бабушки, которая перед смертью сказала мне, что: Оля, не забывай Бога, ходи в храм. Бабушку похоронили, я дернула маму с папой: пойдем в храм. И с тех пор я стала прихожанкой Христорождественской церкви села Царевщины, недалеко от Самары. Ну, конечно же, молодая девчонка, 14 лет, меня сразу же заприметили в воскресную школу, сначала в детский хор, потом во взрослый хор. И там я познакомилась с девчонками, которые хотели поступать в духовную семинарию на регентское отделение. Собственно говоря, эта мысль меня тоже не оставляла, и после 11 класса я поступила на регентское отделение при Самарской духовной семинарии. Закончила обучение там, вышла замуж, и, собственно, мы...

А. Пичугин:

— Ваш супруг — священник.

О. Вечканова:

— Да, моему мужу дали в Самаре приход, достраивать храм. Слава Богу, стройки все закончились, все, и пришло время начинать богослужения и собирать хор.

А. Пичугин:

— А это какие годы были?

О. Вечканова:

— Так, сейчас скажу. Это были 2001–2002, так.

Иерей Давид:

— Двухтысячные года. Я отвечаю за историческую часть. Потому что дело в том, что у матушки пять детей, и практика показывает...

А. Пичугин:

— И можно уже забывать.

О. Вечканова:

— Да, я имею полное право забывать какие-то даты.

Иерей Давид:

— Надо понимать, что, представляете, я почему так хорошо знаю? Дело в том, что вот эту сагу Самарской семинарии, я ее хорошо изучил. Потому что они в Самаре, после открытия духовной семинарии в 95-м году, первый выпуск был в 98-м году, и потом все, кто священники встречаются с Самарской духовной семинарии, они друг друга узнают по году выпуска. То есть владыка Фома (Мосолов) — это вот второй выпуск.

А. Пичугин:

— Это не только Самарской семинарии. Мне кажется, и не только с семинариями, это так с учебными заведениями. Вот я помню, что вот в моем таком гуманитарном окружении то и дело встречаются выпускники Московского университета, исторического факультета, 98-го года. У нас уже даже шутка такая ходит, что это золотой выпуск МГУ, истфака. И встречаешь где-то человека — на Радио ВЕРА приходят, приходили, случайно узнаешь, где-то в общих компаниях: там какой год выпуска? А, ну у вас в 98-м вот то-то, то-то, эти ребята были и есть. И так что по годам выпуска, я думаю, почти любые учебные заведения, вот так вот факультет можно расписать.

Иерей Давид:

— Тем более есть усиление: они не просто вместе учились, они жили друг с другом — четыре—пять лет по 15–20 человек в одной комнате, — это какое братство.

О. Вечканова:

— Да, жили, дружили, молились вместе.

А. Пичугин:

— Так сейчас, наверное, нет.

Иерей Давид:

— Нет, сейчас по три человека.

О. Вечканова:

— Сейчас нет. Их, во-первых, меньше сейчас.

Иерей Давид:

— А тогда вот эта дружба, они когда встречаются — это что-то невероятное, какое-то ощущение. И, соответственно, получается, что матушка Ольга, она общалась, и она уже с 10 класса была в Самарской семинарии, получается, что в семинарии она прожила шесть лет. Со всеми ну прожила, грубо говоря, и несколько она задела и первые выпуски, и познакомилась с теми, кто, когда она выпускалась, учился. И вот у нас, например, участница хора Юля, матушка Юлия, она на три года, по-моему, тебя младше.

О. Вечканова:

— Да, младший курс.

Иерей Давид:

— А ты ее знаешь из семинарии.

О. Вечканова:

— Ну да, потому что семинария — это как дом родной, туда все время возвращаешься в разном качестве.

А. Пичугин:

— И вот вашего мужа назначили на приход в Самаре, и возник вопрос, что нужно...

О. Вечканова:

— Нужен хор.

А. Пичугин:

— Интересно. Опять, простите, вот примерно в те же годы происходило мое воцерковление, и я хорошо помню, что ты приходишь в какой-нибудь храм, вот ты смотришь на разные... Много раз рассказывал эту историю в эфире, как меня выгоняли из музыкальной школы за полное отсутствие таланта. У меня действительно слуха нет вообще, и поэтому для меня то, какой хор в храме на службе, это было дело десятое очень долго. Пока я не оказался в тех храмах, где для настоятеля это было первостепенным делом, собрать хороший хор, и я понял, насколько это для богослужения важно, когда хор хороший. Ну а это же где-то есть возможность, где-то нет такой возможности: где-то одна бабушка поет, а где-то и вообще — я такое тоже видел, сам священник служит, сам поет. Ну там в храме кто-то есть, но это невозможно, чтобы они пели, по разным причинам. Но вы со всем бэкграундом уже тогда понимали, что хор нужен, и хор нужен такой, чтобы это было не стыдно.

О. Вечканова:

— Изначально у меня таких мыслей не было. Я вообще всего этого боялась. И моя такая юношеская матушкина мечта была о том, чтобы нас отправили в деревню — я хотела разводить курочек, козочек, ходить в платочке, выращивать детишек, жить обычной сельской священнической жизнью.

А. Пичугин:

— А вы до этого в деревне были?

О. Вечканова:

— Нет. Именно поэтому и была такая романтика.

А. Пичугин:

— Простите, пожалуйста, извините. Яркое впечатление, так как мне достаточно часто приходится бывать в сельской местности, городскому парню, я вот помню, хорошо, просто такая фотографическая картинка. Ивановская область, поле, проливной дождь — это такая вот сельская пастораль. Едет огромный трактор «Кировец» — кто представляет его размеры, представляют, — за ним едет огромный прицеп, откуда выпадает мокрое сено. А к прицепу приколочена двухметровая плюшевая обезьяна, которая вся вот этом сене, грязи, дожде, и такой добрый, улыбающийся тракторист, который приколотил эту обезьяну к прицепу — и такая сельская пастораль. Вот где, как в эту картину вписать платочки, детишек, там сарафаны?

О. Вечканова:

— Ну в любом случае не сложилось, не случилось, и слава Богу, наверное. Мы начинали втроем: моя сокурсница и один мой хороший друг, тоже бывший семинарист. Мы начали втроем, и за 12 лет наш Борисоглебский хор разросся до 15 человек, это уже был последние годы концертирующий состав.

Иерей Давид:

— Напомни, как он назывался.

О. Вечканова:

— «Верея». Клиросный хор храма Бориса и Глеба «Верея».

А. Пичугин:

— А где вы выступали?

О. Вечканова:

— Ну в основном в Самаре, мы давали сольные концерты, просветительские концерты, участвовали в различных конкурсах — всероссийских, межрегиональных. Получали, как правило, первые места, что было очень приятно. И наш хор, я считаю, конечно, простите за нескромность, но я считаю, по праву считался одним из лучших в Самаре на тот момент.

А. Пичугин:

— Напомним, друзья, что в гостях у светлого радио Ольга Вечканова, руководитель отдела культуры Сызранской епархии и руководитель камерного хора «AVES». Иеромонах Давид (Кургузов), благочинный Вознесенского мужского монастыря Сызрани и благочинный храмов города Сызрани. Мы с истории зашли и в истории пока остаемся. То есть 12 лет назад — это 2010-е годы, да?

О. Вечканова:

— Плюс еще шесть. В Сызрани сколько лет уже?

Иерей Давид:

— С 2000 года, ты выходишь замуж в 2000 году...

А. Пичугин:

— Напоминает отец Давид.

Иерей Давид:

— А отца Андрея назначают настоятелем Борисоглебского храма, и это происходит чуть позже. И, получается, что вы были в Самаре до 2017 года. Я сегодня архивариус, отвечаю за метрические книги семьи Вечкановых.

А. Пичугин:

— Вы концертируете в Самаре, у вас хор при храме. Но почему-то же вы решили выйти за пределы церковной ограды тогда?

О. Вечканова:

— Да. Вообще так случилось, что я занималась не только регентской деятельностью, но и в какой-то момент мы с владыкой Фомой — тогда он был еще игуменом Воскресенского мужского монастыря в Самаре, как-то мы с ним встретились и проговорили разные моменты, что вот, например, у нас в Самаре нет хорового фестиваля. Он говорит: ну принеси какие-нибудь наметки, что-нибудь сейчас посмотрим, что можно. Ну, естественно, я расписала весь план, все-все, как я это вижу. Он говорит: ну подожди, пока, наверное, не время. Все будет. Подожди, надо немножко подождать. И где-то, наверное, через полгода он мне звонит и говорит: есть у нас вот отец Иоанн Мохов, он ко мне тоже подошел с этой же идеей, надо вас свести, чтобы вы занимались организацией хорового фестиваля в Самаре. И вот с этого началась моя такая другая деятельность на Самарской земле. С отцом Иоанном Моховым мы благополучно организовали фестиваль. Этот фестиваль существует уже шесть лет, последние два года я уже не имею к нему как бы такого отношения.

Иерей Давид:

— Называется он...

О. Вечканова:

— «Пасха над Волгой». Да, межрегиональный фестиваль хоровой музыки «Пасха над Волгой». Потом с владыкой Фомой мы организовывали студенческие передвижные фотовыставки, общались, ездили, он брал наш хор Борисоглебский с собой к студентам. Формат был очень интересный: сначала мы давали какую-то небольшой концертную программу для студентов, и потом священники общались на разные темы с молодежью. Вот то есть такие мероприятия мы тоже проводили. Ну впоследствии у меня появился опыт в организации таких мероприятий, и я приглашала различных музыкантов в Самару для того, чтобы давать мастер-классы в духовной семинарии. Также мы приглашали вот московской коллектив «Мелосъ», Гриша Жежель руководитель этого замечательного ансамбля, они к нам несколько раз приезжали, давали концерты для самарской публики. Ну могу сказать, что деятельность в Самаре была интересной, кипучей. Большая, конечно, благодарность владыке Фоме, который на все этапах поддерживал, вдохновлял и принимал активное участие, сопереживал. Благодаря этому у нас все очень хорошо ладилось, все проходило интересно. Ну и когда владыку перевели, вернее дали владыке кафедру...

А. Пичугин:

— Ну здесь, в Одинцово.

О. Вечканова:

— Да, ну он сейчас Одинцовский. До этого он из Самары, ему дали кафедру...

А. Пичугин:

— А, в Сызрани.

О. Вечканова:

— В Сызрани, да. Ну он когда переводился, сказал: Вечкановы, вы со мной, все, будем дальше двигать. И да, батюшка написал прошение и перевелся в епархию к владыке Фоме.

А. Пичугин:

— Вы в Сызрани были, да, там?

О. Вечканова:

— У подруги в гостях.

Иерей Давид:

— Которая сейчас является участницей хора «AVES».

О. Вечканова:

— Вот и здесь начинается уже такая история сызранская.

А. Пичугин:

— Ну это не очень далеко. На самом деле все равно перевели-то вас в пределах такой географической досягаемости.

О. Вечканова:

— Да.

А. Пичугин:

— А тяжело так менять все равно? Ну географическая досягаемость — понятно, все рядом, через Волгу, моста нет, но все равно недалеко. Но тяжело вот так менять? Мне всегда было интересно, как человеку, которому приходится много ездить, но при этом все равно такой резкой смены мест практически не бывает. Вот тяжело так, вот после 15 лет жизни в одном месте переехать в другое?

О. Вечканова:

— Для меня тяжело, так как для меня очень важны люди и отношения, вот социальность вот эта. Я не привязчива к месту, мне неважно, где жить, мне самое главное, чтобы были люди, те люди, которых я люблю, чтобы они были рядом. У отца Андрея, собственно говоря, тоже так, слава Богу. Это мой муж, отец Андрей. Он очень переживал, что ему придется оставить приход, своих прихожан, эту общину, молодежный клуб, кадетов, которых он окормлял, детишек.

А. Пичугин:

— Ну я так понимаю, что те, кто хочет, те приезжают все равно периодически из Самары к вам в гости.

О. Вечканова:

— Ну конечно, и мы в Самару приезжаем достаточно часто. Мы все общаемся, мы дружим. То есть наши дружеские отношения нисколько не пострадали, то есть в этом все хорошо. И в этом прелесть как раз таки близкого расстояния между прошлым местом жительства и нынешним. Поэтому я не могу сказать, что было тяжело. Потом опять же таки я ехала в тот город, где владыка Фома, где живут наши семинарские друзья. Впоследствии мы приобрели новых близких друзей.

А. Пичугин:

— И показывает Ольга на отца Давида. А ваше знакомство как произошло?

О. Вечканова:

— Расскажи.

Иерей Давид:

— Ну мне кажется, с твоей стороны было интереснее, потому что я приехал в Сызранскую епархию, как я рассказывал...

А. Пичугин:

— Ну вы напомните.

Иерей Давид:

— Это был 2018 год. Я приезжаю 31 марта, нахожусь в монастыре два месяца — без телефона, без всего. Прекрасное время в твоей жизни, когда ты красишь бордюрчики и ходишь на службы, и даже ни с кем не говоришь по телефону. Потрясающее вообще время.

А. Пичугин:

— А телефон отбирали?

Иерей Давид:

— Нет, на нем просто закончились деньги все.

А. Пичугин:

— И он лежал кирпичом.

Иерей Давид:

— И он лежал кирпичом. Даже не будильником. И потом владыка Фома, видимо, подождав, выждав какое-то время, вызвал меня в Сызранское епархиальное управление для того, чтобы, так сказать, назначить мне послушание. И там я встречаю вот эту прекрасную даму, матушку Ольгу Сергеевну, как ее называл владыка Фома и называет, мне кажется, что до сих пор. И мне назначает быть руководителем Отдела религиозного образования и катехизации, а матушка Ольга, по поручению секретаря епархии, отца Михаила, начинает разузнавать что я, собственно, за персонаж.

О. Вечканова:

— Устроила расспрос.

Иерей Давид:

— Да, устроила мне расспрос с пристрастим. Затащила сразу же на спевку. На спевке поняла, что что-то я умею петь вроде как...

А. Пичугин:

— Умеете.

Иерей Давид:

— Ну вроде как да.

О. Вечканова:

— Ну мне так показалось, да, на тот момент. Умеет, умеет.

Иерей Давид:

— И получилось, что сразу же... То есть вот хор «AVES», он комплектуется по принципу закидывания мрежей матушкой Ольгой каких-то музыкальных, и она выдергивает людей с музыкальными данными и, собственно, вплетает их в структуру хора, в поисках разных каких-то партий. И, собственно, я так же и попал. Фактически, мне кажется, на второй или на третий день знакомства я уже пришел на спевку, пофотографировал, что-то попел даже потом. И с тех пор пять лет уже, считай, то есть я практически возле истоков тоже стою хора.

О. Вечканова:

— Конечно.

Иерей Давид:

— Чуть-чуть только опоздал.

А. Пичугин:

— А почему «AVES», кстати?

О. Вечканова:

— «AVES»? Это такая интересная история. Мы думали, как назвать наш хор. Так как он еще сформировался при владыке Фоме — я сейчас специально об этом говорю, потому что потом будет такая небольшая отсылка к этому моменту. Мы думали, как же его назвать, перебирали русские, греческие, латинские названия, слова, играли по-всякому. И одна из наших девочек, певчих нашего хора, предложила — ну где-то она там в переводчике загуглила: ну птица, птицы...

А. Пичугин:

— Ну «AVES» — птица, да, с одной стороны. С другой — это отсылка к латыни все равно.

О. Вечканова:

— Да, латинское слово. Ну изначально наш коллектив назывался «AVEM». Да, птица. Ну и все, хорошо, по рукам, всем все понравилось, голосование показало, что большинство не против. Все, «AVEM», решили. Владыченька, благословите. Благословляю, все хорошо. Проходит время, меняется архиерей, приезжает владыка Леонтий, он лингвист...

Иерей Давид:

— Епископ Леонтий (Козлов), который преподавал 12 лет древнегреческий язык в Московской духовной академии.

О. Вечканова:

— Да, знает, естественно, латынь...

Иерей Давид:

— Знает греческий.

О. Вечканова:

— И еще и иврит, да. И, собственно говоря, когда он: как-как ваш хор называется? «AVEM». Птицу? Родительный падеж. Владыка, ну нет, вроде птица... Не-не, давайте не будем позориться, ребята. Давайте мы с вами все это переиграем. Предлагаю: птицы. Ну вы же птицы, вы же не одна птица? Давайте «AVES». Ну все.

А. Пичугин:

— Но сам факт существования хора его обрадовал.

О. Вечканова:

— Да, конечно. То есть владыка...

Иерей Давид:

— Он нас очень поддерживает вообще.

О. Вечканова:

— Да, он поддерживает всячески. Всегда, то что хотим ли мы поучаствовать в конкурсе, нужен ли нам какой-то взнос, хотим ли мы куда-то поехать, что-то платья новые пошить, там подрясники батюшкам обновить...

А. Пичугин:

— Концертные?

О. Вечканова:

— Ну да.

А. Пичугин:

— Итак, мы уже почти скоро как полчаса говорим про хор «AVES», про перипетии истории, но еще ни разу не послушали сам хор. И предлагаем вам, дорогие друзья, познакомиться с творчеством наших гостей сегодняшних. Песнопение «Оком благоутробным». Отец Давид, Ольга, кто-то из вас расскажите, пожалуйста, про то, что это за песнопение и чья гармонизация.

О. Вечканова:

— Да. Иулиания Денисова — это вот как раз таки гармонизация, музыка ее. «Оком благоутробным». Вещь интересна тем, что запевы пополняют солисты. И вот как раз таки во второй части, где прописана партия мужского голоса, у нас соло исполняет там отец Давид. Именно поэтому это произведение я вот предлагаю к прослушиванию.

А. Пичугин:

— Давайте, друзья, послушаем это песнопение «Оком благоутробным» в исполнении хора «AVES». И после этого небольшой перерыв, наше такое радийное собственное промо от Радио ВЕРА. И мы вернемся сюда, в нашу студию, где сегодня наши гости — руководитель отдел культуры Сызранской епархии и хора Сызранской епархии, камерного хора «AVES», Ольга Вечканова, иеромонах Давид (Кургузов), благочинный Вознесенского мужского монастыря Сызрани и благочинный храмов города Сызрань. Я Алексей Пичугин. Через несколько минут мы все снова здесь.

А. Пичугин:

— Друзья, возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, что сегодня у нас в гостях иеромонах Давид (Кургузов), благочинный Вознесенского мужского монастыря Сызрани и благочинный храмов города Сызрань. Ольга Вечканова, руководитель отдела культуры Сызранской епархии и руководитель камерного хора «AVES». Вот мы до перерыва послушали замечательное песнопение в замечательном исполнении хора «AVES» — «Оком благоутробным». И мы вас представляем еще как руководителя отдела культуры Сызранской епархии. Ну я думаю, что это все сильно взаимосвязано с деятельностью хора, но помимо музыки тут, видимо, много другого, что у вас происходит.

О. Вечканова:

— Да, это, как правило, организация конкурсов, фестивалей, выставок. У нас в епархии много лет уже проходит православный пленэр — мы приглашаем художников. Ну много, много разных мероприятий. Просто все объять и рассказать, поэтому я в общем говорю о том, что мы занимаемся организацией различных культурных мероприятий.

Иерей Давид:

— Матушка застеснялась, это ей присуще, конечно. Получается, что в Сызранской епархии еще традиционно, с момента того, как владыка Фома был правящим архиереем, где-то раз в месяц происходит какое-то культурное событие — это конкурс чтецов, это православный плэнер, это Пасхальный концерт, Рождественский концерт, какие-то локальные праздники, посвященным государственным каким-то праздникам, мероприятиям. И дело в том, что в Сызрани очень развито вообще направление культуры — там есть собственный Колледж искусств...

О. Вечканова:

— Художественная школа.

Иерей Давид:

— Потрясающей краеведческий музей.

А. Пичугин:

— А, это в целом, в Сызрани.

О. Вечканова:

— Да.

Иерей Давид:

— Региональный компонент.

О. Вечканова:

— Художественные галереи разные.

Иерей Давид:

— И мы всячески сотрудничаем с руководящими и не только руководящими людьми в этой области, и получается, что у нас очень много точек соприкосновения. Певчие, например, хоров и студенты Колледжа искусств, они также являются певчими больших храмов, кафедрального Казанского собора или, например, Троицкого, или даже нашего Вознесенского мужского монастыря. И у нас много таких точек соприкосновения, мы постоянно сотрудничаем. То есть если происходит какое-то мероприятие, ну помимо совсем народного — в Сызрани есть и День помидора, это третья суббота августа.

А. Пичугин:

— В Сызрани — День помидора. В Суздале — День огурца.

О. Вечканова:

— Да.

А. Пичугин:

— На острове Уайт, в Англии — День чеснока.

Иерей Давид:

— Да. При этом, кстати, я ни разу не встречал ни в одном городе, чтобы был День и огурца, и помидора или каких-то двух овощей...

А. Пичугин:

— Овощного салата «Весенний».

Иерей Давид:

— Нет. И, соответственно, вот раз в месяц примерно, ну иногда с какими-то перерывами, мы сотрудничаем всегда, происходит почти городское или, может быть, общеепархиальное мероприятие. Вот матушка Ольга, она как раз отвечает за то, чтобы там участвовал какой-то из наших хоров, какая-то программа, приехал обязательно правящий архиерей и выступил с каким-то словом, поздравил, вручил награды и так далее. То есть отдел культуры, можно сказать, наверное, один из самых таких активных в Сызранской епархии уже, в принципе, практически с момента его создания. Вот матушка постеснялась, вот я за нее рассказал.

О. Вечканова:

— Спасибо.

А. Пичугин:

— Ну а я в свою очередь, когда в поисковике забил хор «AVES», я вижу, что вы лауреаты международных конкурсов, что вы достаточно много ездите. Расскажите про это.

О. Вечканова:

— Ну ездить нам далеко пока не удавалось. Мы ездим в рамках как бы, путешествуем в рамках Самарской митрополии, в границах. Давали просветительские концерты совместно с ректором Самарской духовной семинарии, отцом Максимом Кокоревым, мы давали просветительские концерты «Всенощное бдение» в Великий пост в Тольятти, в Самаре и...

Иерей Давид:

— Миссионерская литургия.

А. Пичугин:

— А что такое миссионерская литургия?

Иерей Давид:

— Когда хор исполняет... Ну есть два типа: это когда во время богослужения какие-то объяснения литургии происходят.

А. Пичугин:

— Да, я тоже встречал.

Иерей Давид:

— А есть еще — из-за того, что объяснение литургии может быть очень длинным, делается отдельно. Отдельно литургические песнопения, отдельно объяснения вне храма, концертная площадка — мы до этого дойдем. У меня в голове уже нарисовалось, что мы это сделали, потому что мы уже песнопения какие-то выучили, и отца Максима хорошо знаем. Мы собираемся, мы это будем делать. Ты расскажи, что мы в ближайшее время собираемся делать.

О. Вечканова:

— А в ближайшее время, на данный момент у нас уже идет третий, четвертый месяц реализации грантового проекта, руководителем которого является отец Давид, он же и скажет, как он называется, этот проект.

Иерей Давид:

— Проект называется «Культурное наследие России: музыка, икона, слово». Это в рамках реализации грантовых проектов фонда...

О. Вечканова:

— При поддержке, да, Президентского фонда культурных инициатив. Это уже третий грант, который мы выигрываем для нашей епархии. Нет, именно у нас в епархии много грантов выигрывается, реализуются они у нас в епархии, а конкретно Отдел культуры и отдел религиозного образования. Мы с отцом Давидом всегда в связке занимаемся всеми этими проектами. Вот на нашей совести три выигранных проекта. Первый — мы делали, создавали кружок туристический и с краеведческой направленностью для детишек.

Иерей Давид:

— «Малая родина».

О. Вечканова:

— Да, «Малая родина» он назывался. Второй проект — это...

Иерей Давид:

— Церковно-исторический музей при Вознесенском мужском монастыре.

О. Вечканова:

— Да, благодаря Фонду президентских грантов в нашем монастыре есть теперь замечательный музей.

Иерей Давид:

— Замечательный музей. Если вдруг в Сызрань кто-то будет приезжать, обязательно для посещения.

О. Вечканова:

— Слава Богу, мы этот грант закрыли, реализовали, отчитались, все хорошо. Теперь просто наслаждаемся плодами. И вот на данный момент мы в процессе реализации как раз очередного гранта, как раз о котором мы сейчас говорим. Суть этого проекта заключается в том, что это некая такая коллаборация различных...

Иерей Давид:

— Позволь, я тебе помогу.

О. Вечканова:

— Ну говори.

Иерей Давид:

— Дело в том, что изначально мысль была такая: хор замечательный, репертуар у нас достаточно широкий, мы хорошо звучим, нам нравится друг с другом петь, и нужно какое-то пространство, где мы могли бы, как вы говорите, поездить где-то и с каким-то количеством песнопений подавать концерты. И пришла идея составить такую программу, внутри которой сочетается музыка духовная, рассказ про историю, про икону русскую и про русскую литературу — то есть четыре основных...

А. Пичугин:

— То есть это прямо такой, условно, спектакль, творческий вечер? Не знаю, как правильно это назвать.

Иерей Давид:

— Ну я бы назвал сегодня скорее, что это какая-то некая форма презентации: то есть это несколько жанров, причем все исторически выстроено, как это все менялось.

О. Вечканова:

— По эпохам, да.

Иерей Давид:

— По эпохам, прямо по векам, история в сочетании с изменением музыки, основные вехи иконописи, основные литературные жанры. Когда это изучаешь, просто диву даешься, насколько у нас богатая и развитая культура в стране. Мы это и хотим показать. И по гранту мы должны дать восемь концертов — раз в месяц — по Самарской области. Мы как раз и будем с хором «AVES», с актером Артемом Кондрашовым, актером Сызранского театра, с вашим покорным слугой в роли ведущего, ездить по восьми точкам и в них давать просветительские концерты.

А. Пичугин:

— А есть какие-то критерии мест? Просто Самарская область, если мы посмотрим на карту, она большая, действительно большая, и в ней есть как большие населенные пункты, так и совсем маленькие деревни. Вот куда бы вам интереснее было приехать?

О. Вечканова:

— В самые крупные города.

А. Пичугин:

— В самые крупные города. А как же жители маленьких поселков?

О. Вечканова:

— Пусть подтягиваются в города.

Иерей Давид:

— Получается, все срастется в том плане, что у нас есть Самара, Тольятти и Сызрань — понятно, там есть достаточно большие залы, это будет довольно удобно. Есть места чуть поменьше, и в том числе, кстати, в такие небольшие города как Отрадный, Чапаевск, Новокуйбышевск, мы обязательно поедем — и как раз люди, которым это интересно, смогут прийти на этот концерт. И вот, наверное, и, кстати, важную роль, мы об этом не сказали, в том, что нам удалось этот грант, проект, к реализации дойти его, что камерный хор Сызранской епархии «AVES» стал лауреатом III степени Международного Патриаршего конкурса.

О. Вечканова:

— Фестиваля «Свет Христов».

Иерей Давид:

— «Свет Христов», да. И мы даже пели на большой сцене Московской консерватории. Это было для меня что-то невероятное, что я, человек, который нотную грамоту знаю под большим вопросом...

А. Пичугин:

— Ну ладно, мы с вами, отец Давид, знакомы, и мы знаем, как хорошо он умеет петь. И неужели нотной грамоты вы не знаете?

Иерей Давид:

— Сейчас я знаю достаточно уже хорошо, но...

А. Пичугин:

— Вы не учите отца Давида нотной грамоте?

О. Вечканова:

— Я его другим вещам учу.

Иерей Давид:

— В хоре все на самом деле хорошо, просто это у меня какой-то недостаток образования. Происходит какой-то сбой, вот ты смотришь в ноты — и каждый раз надо думать, где что находится, то есть у меня нет этого на автомате. Ну просто матушка, наверное, скажет...

О. Вечканова:

— Подожди. На самом деле у него есть музыкальная школа, он заканчивал по классу балалайки, то есть, конечно же, названия нот он знает, и где они располагаются, тоже знает. Здесь есть такой нюанс: если человек музыкально одаренный, с такими людьми очень легко работать — это развиты слух и память музыкальная, интонации если чистые у человека. Если есть природные данные, очень, скажем так, легко и интересно таких людей выходить на какой-то новый уровень.

Иерей Давид:

— В качестве рекламы хора я просто скажу, что Алексей говорит, что ну вот, отец Давид так поет хорошо.

А. Пичугин:

— Я на службах слышал.

Иерей Давид:

— Вот я, на мой взгляд субъективный, хуже всех пою в хоре «AVES». Значит, хор «AVES» вообще замечательно просто поет.

А. Пичугин:

— Действительно я верю, мы только что слышали. И я думаю, что наши слушатели тоже в этом смогли убедиться. А вы говорите про миссионерские литургии. И вдруг почему-то мне стало интересно: а детские литургии вы никогда не пробовали служить?

О. Вечканова:

— В нашей епархии ежегодно проходят детские литургии. Ну кроме пандемийных лет.

А. Пичугин:

— Ну да, сейчас пандемия не будет возвращаться...

О. Вечканова:

— Все, слава Богу, да.

А. Пичугин:

— Я уж не знаю, как это будет в дальнейшем, но хочется надеяться, что мы пережили. Я скорее про саму идею детской литургии, потому что это, правда, очень интересно, и это возможность детям как-то...

О. Вечканова:

— Приобщиться.

А. Пичугин:

— Не просто приобщиться, а все объяснить, вот рассадить... Я помню, как в одном храме священник, который собирался служить детскую литургию, говорил, что вот такого-то числа детишки все из нашего прихода придут, мы для них поставим стульчики, они сядут, в нужный момент там встанут, мы будем выходить, все это рассказывать, объяснять, и насколько это хорошо пройдет. И я с тех пор подумал, что ведь у нас достаточно много мест, где детские литургии служат, но у всех разные подходы. А вот у вас как?

О. Вечканова:

— У нас формат такой. Мы приглашаем детей из воскресных школ, из детского епархиального центра, детей прихожан различных храмов — мы даем широкую огласку, что вот тогда-то будет детская литургия. Из всех желающих мы формируем списки: поющие дети идут петь в хор, мальчики не поющие идут в алтарь, не поющие девочки на подсвечниках, в церковной лавке, на запивочках стоят. У нас каждый ребенок задействован во время детской литургии на различных послушаниях.

А. Пичугин:

— А как им объясняют происходящее, самое главное?

О. Вечканова:

— Ну в алтаре, естественно, объяснения есть. Поющим детям объясняет регент то, что они поют, то есть их руководитель, который с ними занимается при подготовке к литургии. И вообще я думаю, что все это происходит в воскресной школе на занятиях. Я думаю, что это так, то есть именно миссионерской составляющей на таких детских литургиях как таковой нет специально.

Иерей Давид:

— Здесь очень важно понять, что дети... Одна из самых важных миссионерских составляющих в этой литургии в том, что дети с разных частей города и епархии, они друг друга увидят. Кто-то из них ходит в алтарь регулярно, кто-то думает о том, чтобы пойти в алтарь, например, из мальчиков. Вот у нас после последней Божественной литургии, вот так мальчики из воскресной школы нехотя ходили в алтарь, потому что надо прийти пораньше, встать пораньше в воскресенье утром, последними уйти — это их немножко напрягало. А после миссионерской литургии сразу три мальчика прибавилось в алтаре. Потому что они увидели, что есть ребята, которые делают это постоянно, они пообщались, сдружились. Мне кажется, это важнейшая вещь. И дети, которые в хоре, тоже у нас хор — чуть-чуть дополню, — детский епархиальный, получается, он до пандемии был где-то человек больше двухсот даже один раз было.

О. Вечканова:

— 160 было точно.

Иерей Давид:

— Это последний раз. Ну, по-моему, в районе двухсот человек было в пике. А сейчас, после пандемии, где-то до 100 человек — где-то 60–70.

О. Вечканова:

— Мы просто больше не ставим такую задачу, больше собрать.

Иерей Давид:

— Из-за того, что два года ушло, дети, которые участвовали, они выросли, и себе смену в каком-то смену немножко готовили.

О. Вечканова:

— Немножко, да, то что два года...

Иерей Давид:

— А так они из года в год, из поколения в поколение друг с другом знакомятся, и кто-то что-то внутри объясняет, что-то педагог объясняет, и так это как наследие некое получается. Просто замечательная вещь, замечательная.

А. Пичугин:

— Друзья, напомним, что в гостях у светлого радио сегодня Иеромонах Давид (Кургузов), благочинный Вознесенского мужского монастыря Сызрани и благочинный храмов города Сызрань. Ольга Вечканова, руководитель отдела культуры Сызранской епархии и руководитель камерного хора «AVES». А какие у вас... Знаете, как все время спрашивают, когда учат брать интервью, говорят, что вот самый дурацкий вопрос — про творческие планы. Но тем не менее творческие планы — это всегда актуально. Поэтому вот у вас есть грант, есть необходимость выступить в восьми, как это, местах...

О. Вечканова:

— Городах.

А. Пичугин:

— Городах, местах Самарской области. Но вам чего-то хотелось бы, наверное.

О. Вечканова:

— Конечно.

А. Пичугин:

— Стремиться к большему. Куда бы вам хотелось поехать? Как бы вам хотелось, чтобы хор, может быть, изменялся, может быть, что-то привносилось в репертуар?

О. Вечканова:

— Да, конечно же, хотелось бы эту программу, вот над которой мы сейчас работаем, вывезти в Москву.

Иерей Давид:

— На Рождественские чтения.

О. Вечканова:

— Да, на Рождественские чтения Я уверена, что это было бы очень интересно и даже полезно. Дальше хор развивать, да, репертуар. Вот такая небольшая ремарка: в репертуаре нашего хора много очень различных произведений современных композиторов, и зарубежных, и русских.

А. Пичугин:

— А давайте сразу, а вот за рамки чего вы не выходите? Вот что вы ставите себе в качестве таких вот опорных точек?

О. Вечканова:

— Ну, наверное, я был для своих хоров не взяла бы никогда какой-нибудь, я не знаю, если можно так назвать, неомодерн, что-нибудь такое.

А. Пичугин:

— А что это такое — неомодерн?

О. Вечканова:

— Сейчас объясню, что я имею в виду. Наверное, я бы не взяла какую-нибудь атональную музыку, не взяла бы что-нибудь такое очень сильно современное и какое-то такое вот корявое, может быть, диссонирующее. Я очень люблю современных композиторов и...

А. Пичугин:

— Ну кого, например?

О. Вечканова:

— А, ну это отдельная история.

А. Пичугин:

— Ну давайте отдельную историю.

О. Вечканова:

— Не то что люблю — и дружу, и почитаю. И даже более того, ребята, которые сейчас композиторы, которые сейчас пишут для храмов, для хоров, для церковных хоров, они же и пишут иногда и для нашего хора, и для Самарского хора моего писали, и вот для нашего хора. Это очень, конечно, ценно, и эти дружеские отношения выстраивались на протяжении многих лет. И, собственно говоря, могу сказать, что на данный момент очень большой друг нашего хора это Елена Юнек. Поддерживаем связь с Владимиром Файнером — это композитор, который пишет, писал в полифоническом стиле, сейчас он немножко болеет, поэтому сочинительством не занимается временно. Сергей Самусенко — это питерский композитор и архитектор, замечательный, талантливый человек. Также Сергей Борисович Толстокулаков, сибиряк, произведения которого тоже мы исполняем, любим. Майкл Азовских — это Вася Борисенко, он переехал в Петербург с женой из Харькова, сейчас трудится в одном из храмов и руководит молодежным хором. Замечательный тоже композитор современный, мальчишка молоденький.

А. Пичугин:

— А где вы их находите? Вот вы сейчас перечисляете огромное количество имен, которые, понятно, мне, как человеку далекому от музыки, ничего не говорят, наверное, в мире церковной музыки они известны. Но где вы находите их, где вы берете их произведения? Это же тоже непросто.

О. Вечканова:

— Ну смотрите, сколько, лет 18 назад, когда только появился интернет для широкой публики, для широкого количества пользователей, я, конечно, была одержима тем, чтобы найти побольше интересных нот, интересных произведений, что-то новое, свежее. Потому что, хоть я и воспитывалась в семинарии на регентском на классике, но я всегда смотрела шире и дальше, не любила топтаться на месте, я всегда хотела развития. И именно это сподвигло меня к тому, чтобы, наверное, вычленить на тот момент все интернет-ресурсы нотные какие-то, где вот композиторы выкладывали свои произведения, я доставала какие-то телефоны, почты, связывалась. Потом пошли соцсети, мы стали общаться в соцсетях. То есть я целенаправленно искала произведения, музыку, которая мне очень нравилась, и старалась познакомиться поближе с композиторами. И у нас заводились дружеские отношения, мы приезжали друг к другу в гости. Со многими вот знакомы ну как вот, лично, те ребята, которых я перечисляла, и у нас сложились, слава Богу, творческие и дружеские отношения. Даже вот с Еленой Юнек родственные — мы кумовья. Поэтому могу сказать, что интернет сделал, внес свое доброе дело, и вот так вот у нас складывается творческая жизнь совместная.

Иерей Давид:

— Ну чтобы вы понимали масштаб углубленности матушки Ольги в этот процесс — у нее есть дома отдельный двухметровый шкаф, в котором хранятся папки, на каждом листочке которого стоит печать: «Нотная библиотека Ольги Вечкановой».

А. Пичугин:

— Ничего себе. А вы сами пишете?

О. Вечканова:

— Вы знаете, в юности, конечно же, как любой нормальный музыкальный подросток, я, конечно же, пыталась там что-то сочинительствовать, «ектеньюшечки» какие-то, что-то там это. Но за неимением серьезного музыкального образования, конечно же, у меня получалось очень такое примитивное, ну на том я и остановилась. Поэтому нет, я не пишу.

А. Пичугин:

— Ну зато вы замечательно подбираете, ищете новые произведения. У нас не очень много времени остается. Давайте поговорим, вы расскажете вернее о тех, кто вместе с вами в хоре. Отца Давида видим, слышим...

О. Вечканова:

— Да, у нас замечательные ребята, я расскажу сейчас. Нет, в нашем хоре на протяжении всех этих лет приходили, уходили по разным обстоятельствам некоторые люди, в силу разных жизненных обстоятельств, но тем не менее они тоже внесли свою лепту в развитие нашего коллектива, и поэтому как таких ветеранов нашего хора, я тоже, конечно же, о них расскажу. Хотя вот на данный момент в проекте их по разным причинам нет, но тем не менее с чувством благодарности и, скажем так, в силу наших дружеских отношений обязательно упомяну. В нашем хоре, как я уже ранее говорила, поют священнослужители — мой муж поет, поет отец Давид, Коркодинов отец Леонид, о котором тоже мы здесь упоминали. Пел несколько лет секретарь нашего епархиального управления, отец Михаил — очень богатый тембр, густой бас, очень музыкальный человек. Так, из священства я никого не упустила?

Иерей Давид:

— Пел его родной брат.

О. Вечканова:

— Да, отец Николай. Тоже из-за большой занятости... Вот в чем некая такая беда и грусть-печаль, что священники очень заняты.

А. Пичугин:

— Ну естественно, да.

О. Вечканова:

— И поэтому, как бы они ни любили хоровое пение...

А. Пичугин:

— Нет, есть епархии, в которых...

О. Вечканова:

— Обязаловка.

А. Пичугин:

— Ну как обязаловка, вот у них просто нет других послушаний, они не настоятели, они клирики храмов, с них вот в основном все снимают, поэтому они могут ездить, петь, представлять епархию в таком виде. Но это же, видите, тут по возможности.

О. Вечканова:

— К сожалению, нет. Но я очень благодарна батюшкам, которые до сих пор находят время и желание участвовать вот в этих наших хоровых проектах. У нас в хоре поет, например, директор музыкальной школы, педагоги эстрадного вокала, студенты, регенты, певчие — все люди грамотные, музыкальные разносторонние. У нас студент-трубач поет, да, сын священника. Баянист поет. Вокалистов принципиально никогда не брала и не беру и, наверное, брать не буду. Именно академ вокал такой — нет, солистов нет.

А. Пичугин:

— А это, я правильно понимаю, с советских времен известная история, когда академические исполнители поют в храмах или даже в советские годы подрабатывали, и из Большого театра ходили петь в храм, правые хоры знаменитые московские некоторых храмов. И вот этот излишний академизм, который превращал храм и богослужение зачастую в оперный театр. Это вот с этим связано?

О. Вечканова:

— Нет, наверное, с другим. Хотя вы совершенно правы, да, в этом есть, конечно, тоже доля истины. Но лично для меня здесь немножечко иначе. Я выращена, скажем так, очень люблю и увлекаюсь, и это прямо у меня в сердце — это западноевропейская средневековая полифоническая музыка. И, естественно, я очень люблю аутентичное исполнение европейских коллективов, ансамблей, которые сейчас эту музыку как бы реставрируют, они ее исполняют, расшифровывают. И я всегда себе ставила целью добиться приблизительно такого же звучания своих коллективов.

А. Пичугин:

— Спасибо большое за этот разговор. Мы передачу нашу заканчиваем. Иеромонах Давид (Кургузов), благочинный Вознесенского мужского монастыря Сызрани и благочинный храмов города Сызрань. Ольга Вечканова, руководитель отдела культуры Сызранской епархии и руководитель камерного хора «AVES». Я Алексей Пичугин, прощаюсь. До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем