Есть довольно известная шутка - "в 4 "а" все ребята мечтали быть космонавтами, и только Вася - электриком. Ну и чьи мечты в итоге сбылись?" Я был скорее неоригинален - я тоже мечтал быть космонавтом. Зачитывался научной фантастикой о космических полетах и популярными книжками по астрономии. Ходил в планетарий. Рисовал чертежи комических кораблей. Завороженно смотрел в звездное небо, куда так хотелось полететь. Хотел даже (классе эдак, в пятом) сам построить космический корабль из подручных материалов, но проект заглох из-за недостатка финансирования.
До сих пор я очень люблю фотографии звездного неба, далеких галактик и туманностей. Обычно именно они стоят на мониторе моего компьютера.
В советские годы культ "покорителей вселенной" предлагался как часть атеистической картины мира - "в то время, как космические корабли бороздят, отдельные граждане придерживаются". Некоторые сейчас удивленно кривятся, когда видят священника, кропящего святой водой готовую к запуску ракету. Что общего у космоса с верой в Бога?
Это хороший вопрос, и о нем стоит поразмыслить. Почему нас вообще тянет в космос? Что мы там забыли? Почему нас так завораживает вид звездного неба, как будто нас там ждет что-то очень дорогое и важное?
Да, там может быть какая-то чисто прагматическая польза, спутники для предсказания погоды, телевещания и тому подобного. Может быть, со временем на Луне начнут что-нибудь добывать - если сумеют наладить недорогую перевозку. Но это все не объясняет того чувства чуда и тайны, которое делает космос чем-то гораздо большим, чем просто промышленным ресурсом. Стоит ли за этим чувством какая-то реальность?
Вселенная завораживающе красива. Это кажется очевидным и бесспорным - но давайте подумаем, почему? Откуда берется красота? Она не возникает сама собой; да, некоторые "современные художники" могут развлекаться, хаотически разбрасывая краски и предметы, но красота так не появляется. Она требует сознательного выбора - кто-то, обладающий волей и разумом, должен ее пожелать. Настоящий художник должен захотеть привести эту красоту в бытие.
И уже древние греки пришли к выводу, что у такой прекрасной вселенной должен быть Творец. Величие и красота мироздания указывает на величие и красоту его Создателя. Кто-то благой, бесконечно премудрый и таинственный расположил звезды и галактики, вызвал к бытию звездные скопления и прочертил орбиты планет.
А это значит, что вселенная - не огромное пустое, чужое, холодное и мертвое пространство. Вселенная - это наш дом, созданный для нас нашим небесным Отцом. Нас действительно ждут неисчислимые чудеса и великие дары там, среди звезд.
Пока, в этом падшем мире, это только смутное ожидание, едва различимая мелодия, которая доносится издалека, но придет день, когда Бог воскресит нас из мертвых, и мы войдем, как в наш дом, в эту вселенную, о которой мечтаем сейчас и к которой желаем прикоснуться, хотя бы немного поднимаясь над нашей планетой
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема