Константин Тон - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Константин Тон

* Поделиться

«Он задал тон русскому стилю в архитектуре», — в шутку и в то же время с восхищением каламбурили коллеги об архитекторе Константине Андреевиче Тоне. Его главные творения — Храм Христа Спасителя на Волхонке и Большой Кремлёвский дворец — известны, пожалуй, каждому. А ещё Константин Тон стал создателем бывшего Николаевского, а ныне — Московского вокзала в Санкт-Петербурге, Оружейной палаты в Кремле и множества зданий, монументов и храмов по всей России. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона так сформулирована заслуга зодчего перед Отечеством: «Он первый отвернулся от слепого подражания западноевропейским образцам и указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины».

Всё началось в 1826 году, когда прихожане петербургской церкви Святой великомученицы Екатерины, что за Калинкиным мостом, решили взамен обветшавшей деревянной построить новую — каменную. Император Николай Первый пожелал лично утвердить проект будущего храма. Через год 8 архитекторов предоставили свои чертежи Государю. Император внимательно рассмотрел каждый, и... ни один не одобрил. «Что это все хотят строить в римском стиле? — возмущался он. — Разве нет у нас образцов в совершенно русском вкусе?». Слух о том, что император пожелал возвести в столице храм в подлинно русском стиле, дошёл до молодого архитектора Константина Андреевича Тона. Он решил принять участие в императорском конкурсе и вскоре представил Государю свой архитектурный замысел. В облике будущей церкви угадывались силуэты древних пятиглавых кремлёвских соборов. Николай Первый был восхищён. Он утвердил предложение Тона. И с тех пор самые масштабные, самые значимые архитектурные задачи царь поручал Константину Андреевичу. Архитектурный стиль Тона получил название русско-византийского и приобрёл статус официального стиля русской национальной архитектуры.

Именно Тон в 1829 году разработал проект и стал главным архитектором Храма Христа Спасителя в Москве. Он возводился в честь победы Русского воинства в Отечественной войне 1812 года и в память о павших на полях её сражений солдатах. По задумке Константина Андреевича, в архитектуре величественного собора сплетались воедино мотивы древнего византийского зодчества и белокаменных храмов Владимиро-Суздальской Руси. Тон лично руководил всеми работами, начиная от доставки строительных материалов — гранита и мрамора — с Севера России, заканчивая росписью храма, для работы над которой привлёк самых известных художников того времени: Сурикова, Верещагина, Крамского. Храм Христа Спасителя стал в буквальном смысле трудом всей жизни Константина Андреевича Тона. Весной 1880 года к подножию только что отстроенного собора, сверкающего золотом куполов и крестов, принесли носилки с восьмидесятилетним стариком. Это был Тон. Он хотел подняться, чтобы взойти по ступеням в храм, но сил не хватило. Тогда он, с глазами, полными слёз, перекрестился, глядя на своё главное детище. Архитектор скончался, не дожив совсем немного до освящения храма и первой в нём Литургии.

Главное творение Константина Андреевича Тона — Храм Христа Спасителя — по сей день остаётся духовным символом Москвы. Воссозданный в 2000-м году по чертежам Тона, он снова открыл свои двери для верующих. И на каждом богослужении молятся в нём «о создателе святого храма сего».


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем