
«Он задал тон русскому стилю в архитектуре», — в шутку и в то же время с восхищением каламбурили коллеги об архитекторе Константине Андреевиче Тоне. Его главные творения — Храм Христа Спасителя на Волхонке и Большой Кремлёвский дворец — известны, пожалуй, каждому. А ещё Константин Тон стал создателем бывшего Николаевского, а ныне — Московского вокзала в Санкт-Петербурге, Оружейной палаты в Кремле и множества зданий, монументов и храмов по всей России. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона так сформулирована заслуга зодчего перед Отечеством: «Он первый отвернулся от слепого подражания западноевропейским образцам и указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины».
Всё началось в 1826 году, когда прихожане петербургской церкви Святой великомученицы Екатерины, что за Калинкиным мостом, решили взамен обветшавшей деревянной построить новую — каменную. Император Николай Первый пожелал лично утвердить проект будущего храма. Через год 8 архитекторов предоставили свои чертежи Государю. Император внимательно рассмотрел каждый, и... ни один не одобрил. «Что это все хотят строить в римском стиле? — возмущался он. — Разве нет у нас образцов в совершенно русском вкусе?». Слух о том, что император пожелал возвести в столице храм в подлинно русском стиле, дошёл до молодого архитектора Константина Андреевича Тона. Он решил принять участие в императорском конкурсе и вскоре представил Государю свой архитектурный замысел. В облике будущей церкви угадывались силуэты древних пятиглавых кремлёвских соборов. Николай Первый был восхищён. Он утвердил предложение Тона. И с тех пор самые масштабные, самые значимые архитектурные задачи царь поручал Константину Андреевичу. Архитектурный стиль Тона получил название русско-византийского и приобрёл статус официального стиля русской национальной архитектуры.
Именно Тон в 1829 году разработал проект и стал главным архитектором Храма Христа Спасителя в Москве. Он возводился в честь победы Русского воинства в Отечественной войне 1812 года и в память о павших на полях её сражений солдатах. По задумке Константина Андреевича, в архитектуре величественного собора сплетались воедино мотивы древнего византийского зодчества и белокаменных храмов Владимиро-Суздальской Руси. Тон лично руководил всеми работами, начиная от доставки строительных материалов — гранита и мрамора — с Севера России, заканчивая росписью храма, для работы над которой привлёк самых известных художников того времени: Сурикова, Верещагина, Крамского. Храм Христа Спасителя стал в буквальном смысле трудом всей жизни Константина Андреевича Тона. Весной 1880 года к подножию только что отстроенного собора, сверкающего золотом куполов и крестов, принесли носилки с восьмидесятилетним стариком. Это был Тон. Он хотел подняться, чтобы взойти по ступеням в храм, но сил не хватило. Тогда он, с глазами, полными слёз, перекрестился, глядя на своё главное детище. Архитектор скончался, не дожив совсем немного до освящения храма и первой в нём Литургии.
Главное творение Константина Андреевича Тона — Храм Христа Спасителя — по сей день остаётся духовным символом Москвы. Воссозданный в 2000-м году по чертежам Тона, он снова открыл свои двери для верующих. И на каждом богослужении молятся в нём «о создателе святого храма сего».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер