Константин Юон. «Кормление голубей на Красной площади...» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Константин Юон. «Кормление голубей на Красной площади...»

* Поделиться
Картина на мольберте.

— Смотри, дядя Андрей — родная Москва! Как радостно увидеть здесь, в Челябинской картинной галерее её изображение!

— Да ещё такое выразительное! Перед нами, Паша, произведение Константина Юона «Кормление голубей на Красной площади». Художник уточнил в названии, что действие картины происходит в тысяча восемьсот девяностых — тысяча девятисотых годах.

— Удивительно, с тех пор прошло больше ста лет, а смотришь, и чувствуешь атмосферу столицы.

— Атмосферу праздника! Погожий зимний день. Перламутровое небо с перистыми облаками. Люди гуляют по Красной площади, угощают птиц. Корм можно приобрести тут же — видишь, его продают бабушки с корзинками. Вокруг них целая толпа собралась. Одни уже купили зерно и рассыпают его, другие просто любуются на голубей. Здесь солдаты, гимназисты, нянюшки с детьми. И всем весело!

— Картина напоминает театральную сцену.

— И впрямь, похоже. Кремлевская стена проходит по диагонали через всё полотно. Вместе со зданием Исторического музея на заднем плане она как будто образует декорацию, на фоне которой разворачивается увлекательное действо. Тут, видимо, специфика работы Константина Юона наложила отпечаток. Полотно написано в то время, когда он служил главным художником Малого театра. Это 1946 год.

— Как 1946-й? В названии же сказано, что действие происходит на стыке девятнадцатого и двадцатого веков. Неужели художник по памяти воспроизвёл то, что видел полвека назад?

— Именно так. Обрати внимание, на картине «Кормление голубей...» отсутствует мавзолей Ленина, построенный в середине двадцатых годов двадцатого столетия. Зато по сторонам от Спасских ворот видны Спасская и Смоленская часовенки, снесённые тогда же. Константин Юон запечатлел прошлое Москвы.

— А почему он именно кормление голубей выбрал темой для изображения минувшего?

— Наверное, так художник символически обозначил то время, когда безбожники ещё не пришли к власти. Ведь к голубям в христианской культуре всегда было особое отношение. В Библейской книге Бытия рассказано, что эта птица сыграла особую роль во время Всемирного потопа. Именно голубка принесла в Ноев ковчег оливковую ветвь — знак окончания бедствия. А в Евангелии Дух Святой в виде голубя сошёл на Иисуса Христа в момент Крещения.

— Поэтому в дореволюционной России так любили голубей?

— Затрудняюсь сказать, есть ли тут прямая связь. Могу лишь констатировать — в конце девятнадцатого века в Москве разведение голубей стало массовым увлечением. В городе организовали сеть особых голубиных станций, где выращивали и тренировали крылатых почтальонов. При Московском университете создали государственный голубиный питомник. И на улицах было организовано кормление птиц, как мы видим на полотне Юона.

— Целая культура! Почему же она была утрачена?

— После революции 1917 года в стране царил хаос, и людям было не до птиц. Позднее восстановить голубеводство помешала вторая мировая война. Лишь после её окончания стаи голубей снова наполнили столицу.

— Как на картине Константина Юона!

— Художник уловил настроение в обществе. Люди жаждали возвращения мирной жизни с её простыми радостями. Они хотели любоваться игрой солнечных лучей, угощать зерном птиц. Полотно Константина Юона «Кормление голубей на Красной площади...» стало олицетворением долгожданных перемен. Светлая примета прошлого отразила общую надежду, что будущее окажется счастливым.

Картину Константина Юона «Кормление голубей на Красной площади» можно увидеть в Челябинской областной картинной галерее.


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем