
— Смотри, дядя Андрей — родная Москва! Как радостно увидеть здесь, в Челябинской картинной галерее её изображение!
— Да ещё такое выразительное! Перед нами, Паша, произведение Константина Юона «Кормление голубей на Красной площади». Художник уточнил в названии, что действие картины происходит в тысяча восемьсот девяностых — тысяча девятисотых годах.
— Удивительно, с тех пор прошло больше ста лет, а смотришь, и чувствуешь атмосферу столицы.
— Атмосферу праздника! Погожий зимний день. Перламутровое небо с перистыми облаками. Люди гуляют по Красной площади, угощают птиц. Корм можно приобрести тут же — видишь, его продают бабушки с корзинками. Вокруг них целая толпа собралась. Одни уже купили зерно и рассыпают его, другие просто любуются на голубей. Здесь солдаты, гимназисты, нянюшки с детьми. И всем весело!
— Картина напоминает театральную сцену.
— И впрямь, похоже. Кремлевская стена проходит по диагонали через всё полотно. Вместе со зданием Исторического музея на заднем плане она как будто образует декорацию, на фоне которой разворачивается увлекательное действо. Тут, видимо, специфика работы Константина Юона наложила отпечаток. Полотно написано в то время, когда он служил главным художником Малого театра. Это 1946 год.
— Как 1946-й? В названии же сказано, что действие происходит на стыке девятнадцатого и двадцатого веков. Неужели художник по памяти воспроизвёл то, что видел полвека назад?
— Именно так. Обрати внимание, на картине «Кормление голубей...» отсутствует мавзолей Ленина, построенный в середине двадцатых годов двадцатого столетия. Зато по сторонам от Спасских ворот видны Спасская и Смоленская часовенки, снесённые тогда же. Константин Юон запечатлел прошлое Москвы.
— А почему он именно кормление голубей выбрал темой для изображения минувшего?
— Наверное, так художник символически обозначил то время, когда безбожники ещё не пришли к власти. Ведь к голубям в христианской культуре всегда было особое отношение. В Библейской книге Бытия рассказано, что эта птица сыграла особую роль во время Всемирного потопа. Именно голубка принесла в Ноев ковчег оливковую ветвь — знак окончания бедствия. А в Евангелии Дух Святой в виде голубя сошёл на Иисуса Христа в момент Крещения.
— Поэтому в дореволюционной России так любили голубей?
— Затрудняюсь сказать, есть ли тут прямая связь. Могу лишь констатировать — в конце девятнадцатого века в Москве разведение голубей стало массовым увлечением. В городе организовали сеть особых голубиных станций, где выращивали и тренировали крылатых почтальонов. При Московском университете создали государственный голубиный питомник. И на улицах было организовано кормление птиц, как мы видим на полотне Юона.
— Целая культура! Почему же она была утрачена?
— После революции 1917 года в стране царил хаос, и людям было не до птиц. Позднее восстановить голубеводство помешала вторая мировая война. Лишь после её окончания стаи голубей снова наполнили столицу.
— Как на картине Константина Юона!
— Художник уловил настроение в обществе. Люди жаждали возвращения мирной жизни с её простыми радостями. Они хотели любоваться игрой солнечных лучей, угощать зерном птиц. Полотно Константина Юона «Кормление голубей на Красной площади...» стало олицетворением долгожданных перемен. Светлая примета прошлого отразила общую надежду, что будущее окажется счастливым.
Картину Константина Юона «Кормление голубей на Красной площади» можно увидеть в Челябинской областной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
18 октября. О необходимости проповеди христианства в социальных сетях

16 октября в Зале церковных соборов в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».
В своём выступлении Предстоятель русской Православной Церкви говорил о необходимости проповеди христианства в социальных сетях.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О подвиге священномученика Дионисия, епископа Александрийского

Сегодня 18 октября. День памяти священномученика Дионисия, епископа Александрийского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святитель Дионисий Александрийский родился в конце II века и был сыном богатых, знатных язычников. Он получил прекрасное образование. Уверовав во Христа, он стал учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. 16 лет он был учителем в Александрийском огласительном училище, а затем был поставлен епископом Александрийским.
За борьбу с еретиками Савелием и Павлом Самосатским святитель Василий Великий называл его великим учителем Вселенской Церкви. Когда в Александрии началась эпидемия чумы, святитель призвал свою паству ухаживать одинаково как за больными христианами, так и за язычниками, и погребать всех умерших.
Во время гонения императора Деция святитель Дионисий был арестован, но затем освобождён. Некоторое время он руководил Александрийской Церковью из изгнания, но потом возвратился в город. В гонения императора Валериана святителя сослали в Ливию.
Творения святителя Дионисия были настолько авторитетны, что в Древней Церкви ими пользовались наравне с постановлениями Вселенских Соборов. Несмотря на то, что святитель Дионисий в истории Церкви известен преимущественно как бескомпромиссный борец с ересями и прекрасный полемист, он никогда не забывал дел любви и милосердия, к чему постоянно призывал свою паству. И это особенно важно и для нас, современных христиан, так как вокруг нас очень много тех, кто нуждается в нашей помощи и молитве.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О храме Спаса на Крови

Сегодня 18 октября. В этот день в 1883 году в Петербурге на месте убийства Александра II был заложен храм Спаса-на Крови.
О храме рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Храм Воскресения Христова на Грибоедовской набережной в Санкт-Петербурге, больше известный нам как храм Спаса на Крови, построен действительно на месте, где совершили покушение на императора Александра II, и там сохранились даже следы крови помазанника Божьего. И в память об этой кровавой жертве уже сын императора Александр III построил великолепный храм.
Он действительно пышный, и он действительно является образцом русской архитектуры в русском стиле, несколько напоминает московский храм Покрова на Рву. Они очень перекликаются. Это такой изящный, потрясающий пример русской архитектуры. Высота храма — 81 метр, что для тогдашнего Петербурга уже являлось архитектурной доминантой. Около полутора тысяч человек вмещает в себя храм.
Строительство велось с 1883 по 1907 год. Архитекторами выступили Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. На сегодняшний день собор имеет статус музея, это музейный комплекс: государственный музей, памятник «Исаакиевский собор» и православный храм. Внутри собора действует храм, приход, община.
Надо упомянуть, что совсем не так давно сняли леса со Спаса на Крови. Долгие десятилетия он находился на реставрации. Жители Петербурга и все жители России мечтали, вместе с Александром Розенбаумом мечтали снять леса со Спаса на Крови.
Все выпуски программы Актуальная тема