В Библии говорится, что в начале истории мира человечество представляло собой один народ с одним наречием. Однажды люди сделали открытие — если взять глину, слепить из нее прямоугольник, а затем его обжечь, то получится кирпич. Кирпич — отличный строительный материал, из которого можно построить высокое и крепкое здание. Древние люди решили построить огромную башню. Ее верхушка, по замыслу архитектора, должна была доставать небес. Господь увидел, что человечество стало жертвой собственной гордости, возомнило себя равным Богу. Тогда Он лишил их единого наречия. Люди утратили средство общения. Строители не понимали друг друга. Они начали ссориться. Грандиозный проект так и остался незавершенным. На месте недостроенной башни возник город, а затем государство под названием Вавилон, что в переводе на русский язык означает «смешение». Впоследствии Господь показал, что в Его власти находится, как лишить людей общего языка, так и дать им способность в нужный момент говорить на любом наречии и понимать его. Подобное чудо Бог совершил над апостолами в день Пятидесятницы. Простые рыбаки неожиданно для себя стали говорить на иностранных языках. Об этом событии рассказывает нам кондак — одно из главных песнопений праздника Пятидесятницы. Его содержание комментирует священник Антоний Борисов.
В день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа, Бог послал апостолам, ученикам Спасителя особую силу. Благодать Божия сошла на апостолов в виде языков пламени. Так на земле была основана Церковь Христова — в день Пятидесятницы апостолы первыми из людей исполнились Святого Духа и послужили посредниками низведения Его на остальных верующих. Кроме того, ученики Христа получили удивительные способности. Например, начали свободно говорить на незнакомых до того языках. Апостолам предстояло проповедовать учение Спасителя разным народам. Разделенное из-за строительства Вавилонской башни человечество должно было вновь объединиться благодаря служению учеников Спасителя. Вот как об этом говорит кондак праздника: «Егда́ снизше́л язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха». В переводе на русский язык этот текст звучит так: «Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа». Церковь, основанная Христом, объединила разные народы и культуры, нашедшие гармонию общения благодаря вере в истинного Бога.
Кондак поется в составе и вечернего и утреннего богослужения в честь праздника Пятидесятницы. Церковь таки образом напоминает прихожанам об очень важной вещи — православные христиане призваны к пониманию собственного единства в Боге. Единства, которое выше национальных, языковых и культурных отличий. Послушаем кондак Пятидесятницы в исполнении хора Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.
Центр социальной реабилитации «Турмалин» даёт работу людям с инвалидностью
Фёдору — 32 года, и у него множественные нарушения развития. Мужчина с трудом ходит, быстро утомляется и не может долго удерживать внимание. При этом Федя — интересный собеседник. Мужчина много читает и с удовольствием рассказывает другим о том, что узнал.
На протяжении 7 лет Фёдор посещает московский центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым с ментальными нарушениями. Здесь люди с различными нарушениями при поддержке педагогов и волонтёров развивают навыки самостоятельной жизни, посещают занятия в творческих мастерских и не только. Федя, например, создаёт восковые свечи, которые потом реализуют на благотворительных ярмарках. Сейчас в мастерской кипит активная деятельность, Федя изготавливает красные свечи — к Пасхе. Работа с воском для него непростая, требует полной концентрации сил — и физических, и моральных, но зато он всегда видит результат своего труда, что очень важно.
Помимо свечей люди с особенностями развития создают в мастерских изделия из керамики, дерева, стекла и шерсти, варят мыло. Они проводят в центре «Турмалин» почти весь день. Для них организуют не только трудовые и творческие занятия, но и кормят вкусными обедами, устраивают праздники, чаепития. Здесь особенные люди чувствуют себя в безопасности, они востребованы, у них есть друзья и любимое дело.
Всю помощь в центре социальной реабилитации подопечные получают бесплатно. Поэтому проекту важна поддержка, в первую очередь, финансовая. Но помогать можно не только деньгами, но и делами. Например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий. Узнать больше можно на сайте центра: turmaline.ru
Поддержать сбор на обеды для особенных людей: https://turmaline.ru/sbor2024/
Информация для волонтёров: https://turmaline.ru/volunteer/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница