Иногда в семейной жизни случаются ситуации, когда близкому человеку угрожает серьёзная опасность. Далеко не все готовы спокойно смотреть в лицо этой опасности, нередко муж или жена могут даже сбежать, бросив семью или супруга, чтобы они сами справлялись с неприятностями. Однако Кассандра, жена Дмитрия Кантемира, не только не покинула мужа в трудную минуту, но и всеми силами старалась его поддержать.
Дмитрий был младшим сыном молдавского правителя Константина Кантемира и представителем Молдавского княжества в Османской империи. Его избранницей стала красавица Кассандра из греческого рода Кантакузен, происходящего, как считалось, от византийских императоров. С первых дней брака Кассандра поняла, что она вышла замуж за сложного человека, прекрасно умевшего скрывать свои мысли. Дмитрий научился этому, когда долгое время был заложником у своих врагов, турок. Однако он мог таиться от кого угодно, но только не от жены, унаследовавшей проницательность своих венценосных предков.
Кассандра любила и ценила мужа, его ум и дипломатические способности. Благодаря нежной заботе и внимательности к Дмитрию она моментально улавливала все перемены его настроения, замечала даже такие мимолётные жесты и оговорки, которые для любого другого человека не значили бы ничего. Кассандра знала, когда мужа, рассерженного из-за политической неудачи, нужно успокоить чашкой кофе, а когда, расстроенного невыгодным соглашением, крепко обнять. Защита интересов родины требовала у Кантемира столько сил, что иногда он был готов махнуть рукой и сдаться, его удерживала только Кассандра. И общество жены постепенно стало для Дмитрия важнее, чем какое-либо иное. Он доверял жене самые потаённые мысли, делился с ней успехами и провалами. Не смог он скрыть от неё и своих планов по возвращению Молдавскому княжеству независимости от Османской империи.
К тому времени как замыслы Кантемира начали осуществляться, Кассандра родила ему пятерых сыновей и двух дочерей. Она, как никто, понимала, какая опасность грозит её семье, если Дмитрий потерпит неудачу. Не приходилось даже сомневаться в том, что турки, узнав о предательстве, потребуют казни Кантемира. Об участи его жены и детей оставалось только догадываться. Имея богатых и влиятельных родственников в Греции, Кассандра могла бы сбежать от мужа, чтобы гнев турок пал на него одного. Но она настолько сильно любила Дмитрия, что такая мысль была для неё невозможной. Кассандра решила, что не покинет своего мужа, даже если ей будут угрожать смертью.
И вот, наконец, Кантемир добился того, чтобы в 1710 году турки назначили его правителем Молдавского княжества. Турки надеялись на его помощь в войне с Россией, но вместо этого Дмитрий тайно заключил союз с Петром Первым. Однако русская армия потерпела поражение, и турки потребовали выдать им Кантемира.
Дмитрий, внешне совершенно спокойный, внутри был на грани срыва. Но кто бы знал, как в эти дни было тяжело Кассандре! Она каждую минуту молилась о том, чтобы её не лишили горячо любимого мужа, а семерых детей – отца. Иногда она даже не могла есть от волнения за Дмитрия, и всё же находила в себе силы удерживать его от опрометчивых поступков, которые в таком положении может совершить любой человек. Благодаря неустанной заботе жены Кантемир смог выдержать это трудное время. Наградой супругам стало сообщение о том, что Петр Первый скорее уступит туркам всю землю вплоть до Курска, чем выдаст человека, который пожертвовал ради него своим достоянием.
В 1712 году Кантемир навсегда уехал из Молдавского княжества в Россию, забрав с собой семью. Кассандра вместе с мужем переживала из-за того, что он больше не увидит родину, но в то же время радовалась, что они живы и у них будет новый дом. К сожалению, трудности, которые в те дни пережила Кассандра, отразились на её здоровье, и через год она умерла от болезни. Дмитрий Кантемир никогда не забывал любимую и самоотверженную жену, которая не пожалела себя, чтобы поддержать мужа. По его завещанию он был похоронен вместе с Кассандрой в Николо-греческом монастыре – одном из древнейших в Москве.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер