Легенда о короле Артуре вдохновила не одно поколение мальчишек. Какой юный мечтатель ни хотел бы оказаться на месте знаменитого короля Англии и вытащить меч из таинственного камня? Интересно, что у того самого камня имеется вполне реальный исторический прототип. К тому же, имеющий библейский корни. Это, так называемый, Скунский камень или камень праотца Иакова.
Скунский камень в наши дни хранится в Шотландии в знаменитом Эдинбургском замке, но в прошлом на протяжении семи столетий эта реликвия находилась под троном английских монархов в Вестминстерском аббатстве Лондона. По виду Скунский камень — прямоугольный кусок песчаника размером примерно метр на полтора и весом около 150 килограммов. Даже самые привередливые историки признают, что возраст этой реликвии превышает три тысячи лет, а песчаная порода, из которой камень состоит, происходит с Ближнего востока.
Согласно преданию английских христиан Скунский камень упоминается в Библии — при описании жизни святого Иакова. Тот, путешествуя по Палестине, однажды заночевал прямо в поле, а в качестве подушки использовал камень. Иакову приснился чудесный сон — он увидел лестницу от земли до неба, по которой сходили и восходили ангелы. Проснувшись, Иаков возлил елей на камень (освятил его) и объявил поле Домом Божьим.
Как же камень, лежавший где-то на Ближнем Востоке, оказался на Британских островах? Предание утверждает, что его как святыню привезли на Туманный Альбион древние христиане. Впоследствии Скунский камень находился у святого Колумбы, жившего в шестом веке и ставшего христианским просветителем Шотландии. На камне он совершал Литургию как на церковном престоле.
Кстати, откуда взялось название Скунский камень? В первом тысячелетии камень святого Иакова хранился в Скунском замке, бывшем когда-то резиденций шотландских правителей. Они (правители) настолько трепетно относились к реликвии, что положили его в основание своего трона. В XIII веке Скунский камень был захвачен англичанами, которые вели с Шотландией войну, и также помещен в основание трона, но уже Вестминстерского аббатства Лондона. Все британские монархи, включая и Елизавету Вторую, короновались, восседая на камне святого Иакова.
Скунский камень не просто археологическая ценность. В 17 веке произошло объединение монархических родов Англии и Шотландии. С тех пор он является общей христианской святыней английского и шотландского народов, которые на протяжении веков верят, что камень Иакова — святое и непоколебимое основание британской монархии. В 1996 году английское правительство решило восстановить историческую справедливость и распорядилось перевезти камень святого Иакова из Лондона в Эдинбург. 30 ноября того же года, в день Святого Андрея, Скунский камень вернулся в Шотландию.
Все выпуски программы Вселенная православия
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.