
Фото: Piqsels
Существует мнение, что между реальной внешностью святых и их иконным изображением нет ничего общего. Якобы икона настолько условное изображение, что по ней невозможно судить о том, как на самом деле выглядел тот или иной святой. Однако в 20 веке был проведен эксперимент, доказавший, что икона способна передать особенности внешности изображенного на ней святого. Сегодня мы поговорим о реконструкции внешности одного из самых известных христианских подвижников — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
В настоящее время гробница святителя Николая находится в итальянском городе Бари и располагается в храме Католической церкви. Именно с разрешения Римско-Католической церкви в 1953 году профессор Луиджи Мартино произвел открытие мощей святителя Николая. Целью научного эксперимента было произвести реконструкцию прижизненной внешности великого святого. Изучив святые мощи, которые представляют собой хорошо сохранившийся скелет, профессор Мартино пришел к выводу о совершенной правдивости иконного образа святителя Николая. Вот выдержка из отчета ученого: «По строению черепа и скелета Святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе, для которой характерны средне-высокий рост и смуглая кожа. С высоким лбом, с носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости». Кроме того, Мартино сумел констатировать еще и такой факт. Великий святой не ел мяса, а употреблял только растительную пищу. Был определен и рост Николая Чудотворца — 167 сантиметров.
Технологии середины 20-го века не смогли позволить создать полноценную визуальную модель внешности святителя Николая. Дополнить эксперимент пятидесятилетней давности в 2005 году взялась группа британских ученых. Им не удалось получить разрешение Католической церкви на повторное открытие гробницы святителя Николая, поэтому в своих научных изысканиях они опирались на исследования Мартино.
Британские учение внимательно изучили материалы 1953 года, внесли их в специально созданную компьютерную программу и вот к каким выводам они пришли: «Согласно исследованиям, святой Николай был ростом порядка 167 см. Когда он умер, ему было примерно 65-70 лет. Если описывать его лицо, то оно было очень мужественным. У него был очень сильный, грубоватый череп, большая голова. Интересно отметить, что у него был сильный, заметный перелом носа. Очевидно, что переносица была сломана, и потом ее лечили. Из этого можно сделать вывод, что нос был сломан задолго до его смерти».
Визуальная реконструкция внешности святителя Николая получилась у британцев не столь впечатляющей как прозвучавшее только что описание. Компьютерная модель прижизненного облика святого вышла несколько примитивной, лишенной каких-либо эмоциональных особенностей. Внешность святителя Николая у британцев получилась блеклая — без характерного для живого человека блеска в глазах и осмысленности выражения лица. Эту оплошность сумели исправить российские ученые, которые, воспользовавшись научными результатами британцев, добавили визуальной реконструкции эмоциональных черт. В результате компьютерная модель прижизненного облика святителя Николая полностью совпала с его иконным изображением.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема