
Фото: Piqsels
Существует мнение, что между реальной внешностью святых и их иконным изображением нет ничего общего. Якобы икона настолько условное изображение, что по ней невозможно судить о том, как на самом деле выглядел тот или иной святой. Однако в 20 веке был проведен эксперимент, доказавший, что икона способна передать особенности внешности изображенного на ней святого. Сегодня мы поговорим о реконструкции внешности одного из самых известных христианских подвижников — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
В настоящее время гробница святителя Николая находится в итальянском городе Бари и располагается в храме Католической церкви. Именно с разрешения Римско-Католической церкви в 1953 году профессор Луиджи Мартино произвел открытие мощей святителя Николая. Целью научного эксперимента было произвести реконструкцию прижизненной внешности великого святого. Изучив святые мощи, которые представляют собой хорошо сохранившийся скелет, профессор Мартино пришел к выводу о совершенной правдивости иконного образа святителя Николая. Вот выдержка из отчета ученого: «По строению черепа и скелета Святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе, для которой характерны средне-высокий рост и смуглая кожа. С высоким лбом, с носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости». Кроме того, Мартино сумел констатировать еще и такой факт. Великий святой не ел мяса, а употреблял только растительную пищу. Был определен и рост Николая Чудотворца — 167 сантиметров.
Технологии середины 20-го века не смогли позволить создать полноценную визуальную модель внешности святителя Николая. Дополнить эксперимент пятидесятилетней давности в 2005 году взялась группа британских ученых. Им не удалось получить разрешение Католической церкви на повторное открытие гробницы святителя Николая, поэтому в своих научных изысканиях они опирались на исследования Мартино.
Британские учение внимательно изучили материалы 1953 года, внесли их в специально созданную компьютерную программу и вот к каким выводам они пришли: «Согласно исследованиям, святой Николай был ростом порядка 167 см. Когда он умер, ему было примерно 65-70 лет. Если описывать его лицо, то оно было очень мужественным. У него был очень сильный, грубоватый череп, большая голова. Интересно отметить, что у него был сильный, заметный перелом носа. Очевидно, что переносица была сломана, и потом ее лечили. Из этого можно сделать вывод, что нос был сломан задолго до его смерти».
Визуальная реконструкция внешности святителя Николая получилась у британцев не столь впечатляющей как прозвучавшее только что описание. Компьютерная модель прижизненного облика святого вышла несколько примитивной, лишенной каких-либо эмоциональных особенностей. Внешность святителя Николая у британцев получилась блеклая — без характерного для живого человека блеска в глазах и осмысленности выражения лица. Эту оплошность сумели исправить российские ученые, которые, воспользовавшись научными результатами британцев, добавили визуальной реконструкции эмоциональных черт. В результате компьютерная модель прижизненного облика святителя Николая полностью совпала с его иконным изображением.
11 ноября. О спасении человека по благодати Божьей и добрых делах

9 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве, предварившую открытие двенадцатого Общецерковного съезда по социальному служению.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о спасении человека по благодати Божьей и добрых делах.
Спасает человека Бог, спасает Его сила, то есть благодать. Никакие добрые дела спасти не могут, но благодать подаётся в ответ на веру. И вот именно вера и помогает нам совершать дела. Вера даёт силу, и вера превращает доброе дело в спасительное дело.
Другими словами, и вера без дел мертва, и благодатью вы все спасены через веру. Вот эти два как бы противоречивые друг другу текста Священного Писания вообще-то открывают нам смысл того, что означает жизнь христианина и вообще при каких условиях и как обретается спасение.
Оно обретается только благодатью Божией, только силой Божией, которая в немощи человеческой совершается. Но не на пустом месте эта благодать даруется, а в ответ на наши добрые дела, конечно, на нашу веру и на нашу молитву.
Вот почему так важно, что в нашей Церкви сравнительно недавно, но возобновилась поддерживаемая всей полнотой Церкви, и патриархом, и иерархией, и духовенством, и при участии мирян наших поддерживаются и осуществляются многочисленные проекты, как мы сейчас говорим, и программы, направленные на то, чтобы привнести добро в жизнь людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 ноября. Об ожидании Христа

В 1-й главе 1-го послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых».
Об ожидании Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел в этих словах послания к фессалоникийцам напоминает братьям по вере о цели, которую они поставили перед собой. Принятие в сердце Христовой веры — это не просто согласие с божественными истинами, а деятельная, ответная любовь ко Господу.
А что происходит, когда любящие сердца расстаются? Они стремятся как можно скорее вернуться в объятия друг друга. Ожидание Христа, Сына Божия, Который ради нас стал Сыном Человеческим и совершил жертвенный подвиг спасения людей, — это не томление в муках перед Страшным Судом Господним, а радость встречи со своим Спасителем, с любящим нас Богом, со светом и радостью, с первопричиной бытия, с Утешителем и Подателем жизни, с самым родным и любимым Существом во Вселенной.
Конечно, при условии, что грехи и страсти не удаляют нас от этой встречи. Поэтому фессалоникийцы и другие первые христиане, очистившись через крещение от грехов, исполненные благодати Святого Духа, ожидали, жаждали встречи со Христом.
Последуем и мы их примеру.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 ноября. О свете и тьме в человеке

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?».
О свете и тьме в человеке — священник Захарий Савельев.
Свет отличается от тьмы тем, что во тьме человеку удобно: во тьме человек не видит своих недостатков, ему комфортно. Но комфорт не есть счастье, комфорт не есть то состояние, за которым человек по-настоящему будет счастлив, по-настоящему его исполнит радость.
Радостный человек бывает именно от тех моментов, когда в его жизни присутствует Господь, а Господь есть Творец порядка. Беспорядок — это всегда от лукавого. Беспорядок в нашей жизни, как правило, связан с тьмой, связан с грехом.
Порядок, радость и блаженство — это всегда, в первую очередь, то состояние, за которым у человека стоят принципы здоровой духовной жизни. Но и самое главное: этот порядок — это момент единения с Богом.
Это и есть свет, который освещает человеческие недостатки, и человек избавляется от них. Это и есть момент человеческой силы. Свет делает человека сильнее, тьма человека делает слабее.
Человек находится в свете, тогда человек находится в Боге, и Бог находится в нём, и Бог есть свет, и радость, и блаженство.
Все выпуски программы Актуальная тема







